Сологубова Анастасия
Использование физических упражнений и игр для коррекции зрительных отклонений
▼ Скачать + Заказать документы
Различные системы тренинга зрения, а также вспомогательные общеукрепляющие корригирующие упражнения занимают особое место.
Еще в древние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глаз (повороты, круговые движения и т. п.). Несомненно, они полезны, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в данной области и, следовательно, хорошо снимают умственное утомление. После таких упражнений люди чувствуют себя значительно бодрее. Кроме того, подобные упражнения помогают избавиться от так называемых мешков в области нижних и верхних век (как правило, это примета старения кожи и потери ее упругости). В основе положительного эффекта лежат определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга.
Публикация «Использование физических упражнений и игр для коррекции зрительных отклонений» размещена в разделах
Приведем несколько упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы, сохранить упругость кожи век. Выполнять их следует примерно в течение 10 минут.
1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 секунд.
2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
Упражнения 2-е и 3-е рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое упражнение 3—4 раза с интервалом в 1—2 минуты.
Рекомендуем упражнения, снимающие утомление глаз.
Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3—5 секунд, затем открыть на 3—5 секунд. Повторить 6—8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.
Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1—2 минут. Способствует улучшению кровообращения.
Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2—3 секунды. Затем поставить палец руки на расстоянии 25—30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3—5 секунд. Опустите руку. Повторить 10—12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнения, не снимая их.
Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажимать на верхнее веко в течение 1—2 секунд, затем снять пальцы. Повторить 3—4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазных жидкостей.
Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания незрячих и слабовидящих детей. Ребенок с нарушением зрения любит играть и совершенно так же, как нормально видящий, может играть почти в любую игру, только слабовидящего ребенка надо научить этому, помочь ему овладеть игрой. Игры должны быть адаптированы к особенностям таких детей. Важным условием организации игр с незрячими и слабовидящими детьми является четкое взаимодействие педагогов, воспитателей и врачей.
С помощью данных медицинской диагностики детей следует установить, какие игры противопоказаны, а какие нет Воспитателям и педагогам надо знать содержание игры и ее воздействие на функциональное состояние организма детей, учет отклонений в физическом развитии ребенка. Порой у дошкольников и младших школьников отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственной ориентировки и самообслуживания.
В связи с этим для организации игровой деятельности необходимо учитывать наличие предыдущего опыта зрительно-слухового восприятия предлагаемого материала, состояние остроты зрения ребенка, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, наличие навыков пространственной ориентировку место и время проведения игры, интересы детей, а иногда и их настроение. Если есть необходимость «оживить» детей, заинтересовать игрой, выбирается увлекательная, знакомая детям игра, в которой все могут принять активное участие. И наоборот, если дети возбуждены игра должна быть малоподвижной, спокойной.
Каждая игра в основном решает какие-то определенные задачи: развитие координации движений, ориентировки, слуха, совершенствование в беге, ходьбе, прыжках, выносливости, скорости или умения согласовывать свои действия с действиями товарищей по команде, выполнять правила игры, воспитание воли, настойчивости, чувства коллективизма.
От простых игр для слепых детей, почти не имеющих игровых навыков (“У медведя на бору”, “Искание мяча”, “Мышеловка)”, постепенно осуществляется переход к более сложным, где помимо подражания требуется быстрота реакции, умение ориентироваться (“Тройка”, “Часовые”. “Мяч-маятник” и т. д.).В организации игр слепых детей необходимо учитывать оборудование площадки; кроме того, эти игры требуют некоторого специального инвентаря, способствующего их успешному проведению, К такому оборудованию относятся браслеты с колокольчиками, которые надеваются на руку играющим и дают возможность слепым определить по слуху, где находится игрок. Мяч, часто используемый в подвижных играх, должен быть несколько изменен для игр слепых и частично зрячих детей. Он должен быть немного тяжелее волейбольного, с тем чтобы в полете не так резко отклонялся в сторону и лучше ощущался слепыми, окрашен в яркий цвет и тем самым легче воспринимался детьми с остаточным зрением и, наконец, быть наполненным камешками или горохом я издавать при малейшем движении звук.
Остальные принадлежности — флажки, булавы, палки и т. д. ничем не отличаются от спортивного инвентаря зрячих, только при их использовании воспитатель каждый раз должен проверить, нет ли обломов, гвоздей и других изъянов, могущих вызвать травму. Эти меры позволят устранить нервозность и напряженность в игре, связанные с частой потерей мяча, невозможностью определить местонахождение участников игры и т. д. Помимо тех задач, которые указаны выше, при подготовке к проведению игры воспитатель должен разделить детей на группы или команды с учетом их сил и состояния зрения, чтобы в той или другой команде было одинаковое число частично зрячих детей, распределить их на площадке, выбрать, водящего и объяснить правила играх, комментировать ее ход.