Наталья Дорогая
Использование дидактического набора «Дары Фребеля» в коррекционно — логопедической работе с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня я хочу поделиться с Вами практикой, которую использую в своей работе для проведения коррекционно-развивающей работы – это игровой набор «Дары Фрёбеля».
Фридрих Фрёбель
Кто же такой этот самый Фридрих Фрёбель (тут я бы даже к залу обратилась, типа «кто знает, поднимите руку», потом обыграла, «ну здорово, что я не одна погружаюсь в изучение работ столь уважаемых людей»
Можно сказать, что этот человек, деятель быль первооткрывателем того, что мы сейчас воспринимает как данность:
Публикация «Использование дидактического набора „Дары Фребеля“ в коррекционно — логопедической работе с детьми с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа логопеда. Логопедия
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
- первый человек, который создал образовательные материалы для детей, адаптированные к особенностям восприятия детей, которые впоследствии были названы «Дарами Фрёбеля» которые имели большой успех во всем мире.
- создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста. Он же и ввел это понятие, которым мы пользуемся и сегодня, в обиходе.
- он стал первым в истории экспертом в области образования, кто признал ценность детской игры.
В коррекционно-развивающей работе Игра «Дары Фрёбеля» дает возможность в условиях индивидуального или подгруппового логопедического занятия решать задачи по всем направлениям речевого развития.
Мозайка выполнена из разноцветных геометрических фигур в количестве, необходимом для выполнения мозаичных картинок по лексическим темам. Игровая деятельность детей с предлагаемой мозаикой организуется с помощью дидактических игр и игровых упражнений, оформленных в виде технологических карт. Технологические карты содержат описание совместной работы специалиста с ребенком на логопедическом занятии по лексическим темам.
К каждой теме прилагается качественный и количественный перечень деталей, необходимых для создания мозаичной постройки. Учитывая особые образовательные возможности ребенка с нарушениями речевого развития в мозаике «Дары Фрёбеля» предлагается 4 уровня сложности как в выполнении коррекционно-развивающих упражнений, так и в выборе рабочего поля. Используется принцип «от простого к сложному» : от наложения фигур на цветной образец до самостоятельного выкладывания на листе пустого рабочего поля по образцу и без него.
Уникальность игровой логопедической мозаики состоит в том, что с ее помощью специалист получает реальную возможность повысить речевую активность ребенка, поддержать его познавательный интерес и положительный эмоциональный настрой на занятии.
Использование деталей набора Фребеля на коррекционных занятиях позволяет повышать речевую активность, развивать внимание, мышление, логику и другие психические процессы. Решать коррекционные задачи : коррекция произношения, развития лексико – грамматического строя речи, развитие связной речи, подготовка к обучению грамоте, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Коррекция звукопроизношения.
Как именно я провожу игры с детьми :
1.«хлопни столько раз, сколько палочек» - формирование фонематического восприятия и звукопроизношения.
Цель: развивать слуховое и зрительное восприятие.
2.«Дорожки» - посчитай слоги в словах (по картинкам, выложи нужное количество палочек. Назови первый звук во всех этих словах.
Цель: автоматизация изучаемого звука на уровне слов.
3.»Солнышко» - повторяя слоги РА – РО-РУ- РИ-РЫ-РЭ, выложи лучи солнышка.
Цель: автоматизация изучаемого звука на уровне слогов.
4. «Бусы». Проговаривай за мной слоги, слова со звуком Р, если правильно произнесёшь слово, надень бусину на шнурок.
Цель: закрепление звука в слогах, словах.
5. «Бусы слов». Определение места звука в начале и конце слова. Описание: Необходимо нанизать фигуру на шнурок, произнося придуманное слово. Следующий игрок придумывает слово, начинающееся со звука, которым закончилось предыдущее слово.
Цель: развитие фонематического слуха.
Развитие лексико –грамматического строя речи
Первый дар «Шерстяные мячики» используются в играх на развитие мелкой моторике, на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Игры: «Волшебный мешочек» : ребенку предлагается достать мячик из мешочка, определить цвет, придумать словосочетание:
Эта серия игр может быть связана с разнообразными лексическими темами
Игра «Ассоциации» : Цветные шарики раздаются детям (подгруппа 3-5 человек). Детям предлагается перекидывать шарики по кругу со словесным сопровождением. Например: «Я хочу подарить тебе зеленую травку, …желтое солнечное настроение….
«Подбери признаки к словам» : День весной (какой) – длинный, ясный, солнечный, теплый. Дети, называя прилагательные, выкладывают квадраты.
Цель: обогащение словаря признаков.
«Подготовка к обучению грамоте»
«Дорожки» - посчитай слоги в словах (по картинкам, выложи нужное количество геометрических фигур. Какое слово самое длинное? Короткое?
Цель: отработка навыка деления слов на слоги.
1. Дуб
2. Река
3. Мимоза
Формирование навыков чтения и письма.
Познакомить с буквами по темам. Развивать навыки звукобуквенного анализа.
Игра «Выложи слог, слово»
Развитие связной речи
Придумывание предложений по заданной графической схеме - картине.
Последовательное моделирование событий с помощью игровых наборов при составлении пересказа.
1. Солнце светит ярче.
2. Набухают почки.
3. Вырастает травка
4. И цветут цветочки.
«Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной моторики»
Игра с движениями «Мимоза»
- День 8 марта очень я люблю (воздушный поцелуй).
- В этот день я маме цветочек подарю (вытянуть руки вперед, открыв ладони).
- Желтая мимоза, нежный аромат (поднести ладони к носу, вдохнуть).
- Маленькие солнышки в вазочке стоят (сделать колечко из большого и указательного пальцев на обеих руках).
Система воспитания по Ф. Фребелю, известна уже более 250 лет, однако не перестала быть актуальной, и по сей день является инновационной технологией, потому что уникальна, которая позволяет корректировать ход игры под желания и возможности ребенка.