Ольга Гантелева
Использование дидактических игр при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с культурой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
“Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал”
Симонов К. М.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Публикация «Использование дидактических игр при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с культурой родного края» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Дидактические игры и пособия
- Старшая группа
- Темочки
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Проблема с которой сталкиваются многие педагоги заключается в следующем:
- очень мало разработок по данной теме;
- весь материал представлен только в виде бесед;
- нет возможности использовать данный материал как целое занятие, поэтому приходиться брать его только как часть.
Именно поэтому нами была выбрана такая форма работы в данном направлении как дидактическая игра.
Дошкольное детство - это период игры. В этом возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра - это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольном учреждении.
В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми. Через игру, в частности дидактические игры, ребенок, играя, учится.
Именно благодаря таким обширным возможностям игры нами была разработана система по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем в форме дидактических игр.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое педагогическое явление: она является и
• игровым методом усвоения детьми знаний об окружающей действительности,
• самостоятельной игровой деятельностью,
• средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Большинство исследователей педагогов и психологов выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:
•дидактическая задача (цель, состоящая из игровой и обучающей;
•содержание игры
•игровые правила;
•игровые действия;
•окончание игры, подведение итогов.
Дидактические игры имеют свою классификацию. Классификация дидактических игр различна. В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные. Данное деление игр, можно отнести к классификации по использованию материала.
Дидактические игры так же различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей в игре, по роли воспитателя.
Данная форма работы проводится нами в рамках проекта «Мой край родной».
Эта работа строилась нами поэтапно:
Подготовительный этап – включал в себя:
- отбор или разработку игры с учетом возраста;
- определение наиболее удобного времени организации игры - поскольку игру мы можем использовать в зависимости от того, на каком этапе освоения она находится. Если мы только знакомимся с детьми с игрой, то берём её либо на занятии, либо в вечернее время – под непосредственным руководством воспитателя;
- определяем место игры;
- количество играющих;
- осуществляем подготовку необходимого материала к игре;
- сами готовимся к игре (потому что, чтобы научить детей играть, педагог должен сам изучить правила данной игры);
- готовим к игре детей (чтобы ребенок играл с удовольствием и увлеченно, и что не маловажно, был успешен в этой игре, ребенок должен владеть определенными знаниями о предмете игры)
Следующий этап – практический: включает в себя
- знакомство детей с содержанием игры;
- объяснение хода игры и правил;
- показ игровых действий;
- определение роли воспитателя в игре.
В начале, воспитатель всегда берёт на себя роль организатора. Внесение новой игры осуществляется, как правило, в вечернее время. При этом всегда присутствует элемент новизны. Яркость материала, заинтересованность самого воспитателя игрой - играют свою роль в мотивации детей. Простые правила, элемент соревнования в игре – поддерживают и подогревают интерес к ходу игры. Кроме того, не маловажно и то что материал детям должен быть знаком. Например, в игре «Достопримечательности города Дзержинска» дети с легкостью узнавали знакомые места, и ход нашей игры был дополнен сопутствующей беседой. Они с удовольствием рассматривали получившиеся картинки и рассказывали, где и в каких местах города побывали с родителями еще.
Следующий этап - Результативный.
Для педагога всегда должно быть важно, чтобы ребенок не только получил или закрепил, усвоенные знания в игре, но и почувствовал себя успешным. Поэтому, подводя итоги игры, воспитатель должен отметить каждого ребенка.
Несомненным показателем освоения игры является использование данных игр в свободной деятельности детей.
Чтобы игра не наскучила детям, её периодически убираюти вносят новую игру.
Мной было разработано планирование дидактических игр в рамках проекта «Мой край родной»
Разнообразие направлений работы позволило мне познакомить детей с родным городом, его традициями, расширить представление о Нижегородской области, о наших промыслах и традициях.
Большое внимание должно быть уделено организации развивающей предметно-пространственной среды.
Данное направление работы по патриотическому воспитанию детей очень необходимо в наше время.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к близким людям, к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется. И что находит отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности. Любовь к родному краю, знание его истории – основа на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.