Ушакова Юлия
Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»
Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы языка или звуки в слове.
Публикация «Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
Вопросы развития фонематического слуха изучались многими исследователями в разных аспектах (К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, А. М. Бородич и другими).
“От того, как ребенком будет открыта звуковая действительность языка, звуковая форма слова зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка грамматики и связанной с ней орфографии»
Д. Б. Эльконин. (2 слайд)
Перед вами на слайде № 3. Задачи :
1. Совершенствовать умение различать на слух и произносить все звуки родного языка, внятно и отчетливо произносить все слова и словосочетания с естественными интонациями.
2. Развивать умение называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове, определять последовательность звуков в простых словах.
3. Совершенствовать умение составлять предложения, делить сложные предложения на простые, считать слова, определять их последовательность в предложении, делить слова на слоги, устно составлять слова из слогов.
В работе над этими задачами я использую игровые методы и приемы для развития фонематического слуха у детей. С помощью игр ребенок может совершенсвовать уже имеющиеся навыки и приобретать новые знания, общаясь со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, получая много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Использую игры как готовые (покупные, так и разрабатываю игровые задания, подбирая свой, конкретный материал. (4 слайд)
Интерес детей к дидактической игре достигается различными приемами. Игра интересна ребенку только тогда, когда он самостоятельно выполняет в ней какие-то действия. Поэтому в играх на развитие фонематического слуха мне приходится использовать различные задания, которые «оживляют» игру, активизируют деятельность детей : поднять фишки при обнаружении определенных звуков, хлопнуть в ладоши; закрыть глаза и на слух определить характер звука, сосчитать звуки; поймать мяч и бросить его обратно, выполнив задание игры; раскрасить найденное изображение, элементы соревнования: кто больше назовет… и т. д. Очень важно поддерживать в детях желание играть, и поэтому оценка игры всегда положительная. (5 слайд)
Вот примеры некоторых дидактических игр, которые использую с детьми в совместной деятельности и индивидуальной работе.
“Найди одинаковые звуки”
Цель: научить выделять первый звук в слове, находить слова, начинающиеся с одинакового звука. (6 слайд)
Задание: назови картинки, начинающиеся на один и тот же звук ( например: тигр, забор, жираф, слон, телефон, бант)и раскрась их
“Что лишнее?”
Цель: исключать из ряда названий предметов одно, отличающееся от всех начальным звуком. Задание: посмотри на картинки и найди в каждом ряду лишнюю ( указание: обрати внимание на первые звуки, можно усложнить задание и обратить внимание на последний звук)
( например: бабочка, бант, заяц, бочка,
кот, ель, козел, колобок, и светофор-забор-топор-стол). (7 слайд)
“Внимательные руки”
Цель: развитие слухового внимания, фонематического слуха, быстроты мышления.
Ход игры: внимательно слушать словесный ряд: если слово начинается с гласного звука – поднять правую руку, если с согласного – левую (можно использовать фишки, флажки разного цвета). Варианты игры: определить местонахождение определенного звука в слове (где он находится- в начале, середине,конце слова, его наличие в слове; различение количества слогов в слове (один слог - один хлопок в ладоши, два слога – два хлопка, три слога – три хлопка); определение мягкости или твердости начального звука слова. (8 слайд)
“Путаница”
Цель: закрепить знания о слоговой структуре слова, развивать слуховую память, мышление, фонематический слух.
Задание: найти изображение «запутанного слова» ( например: ма-зи – зима, ка-ру – рука, ка-шап – шапка, ва-тра – трава и т. д.) (9 слайд)
“Подбери слог и закончи слово”
Цель: закрепить знания о слоговой структуре слова, словообразовании, развитие фонематического слуха. Задание: подбери слог к заданному слогу так, чтобы получилось слово ( например: ва-за,ня,ся,та; ро-за).Игру провожу с мячом – водящий (я или ребенок) бросает мяч и говорит слог, ребенок заканчивает слово и бросает мяч обратно.
“Мячик-смягчитель”
Цель: закрепить знания о мягких и твердых согласных звуках, учить смягчать определенный звук слова для получения нового слова,
Бросаю мяч и произношу слово с твердым окончанием. Ребенок, поймавший мяч, произносит аналогичное слово с мягким окончанием и бросает мяч обратно ( например: угол-уголь, брат-брать, ел-ель, мел-мель, хор-хорь, стал-сталь, пыл-пыль, жар-жарь и т. д.)
“Цепочка слов”
Цель: развивать фонематический слух, мышление, умение выделять начальный и конечный звуки слова, придумывать слова на заданный звук.
Ребенок называет слово, изображенное на картинке, следующий играющий определяет конечный звук этого слова и подбирает картинку, где слово начинается на этот звук { например: кошка-автобус-светофор-ромашка-азбука…}
Использую для активизации и поддержания интереса игры-презентации, элементарные создать не сложно.
Так же дети в моей группе освоили программу «Тач пайнт» на нашей сенсорной панели, она дает большой простор для работы по звуковому анализу, использую ее в основном для инд. работы – подбираю картинки и в клеточках внизу дети выполняют звук. анализ. (11,12,13 слайды)
Таким образом, игровые приемы помогают сделать учебный материал увлекательным, вызывают у детей глубокое удовлетворение, создают радостное рабочее настроение, облегчают процесс усвоения знаний.