Приложение МААМ

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Ушакова Юлия
Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные фонемы языка или звуки в слове.

Публикация «Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Вопросы развития фонематического слуха изучались многими исследователями в разных аспектах (К. Д. Ушинским, Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, А. М. Бородич и другими).

“От того, как ребенком будет открыта звуковая действительность языка, звуковая форма слова зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка грамматики и связанной с ней орфографии»

Д. Б. Эльконин. (2 слайд)

Перед вами на слайде № 3. Задачи :

1. Совершенствовать умение различать на слух и произносить все звуки родного языка, внятно и отчетливо произносить все слова и словосочетания с естественными интонациями.

2. Развивать умение называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове, определять последовательность звуков в простых словах.

3. Совершенствовать умение составлять предложения, делить сложные предложения на простые, считать слова, определять их последовательность в предложении, делить слова на слоги, устно составлять слова из слогов.

В работе над этими задачами я использую игровые методы и приемы для развития фонематического слуха у детей. С помощью игр ребенок может совершенсвовать уже имеющиеся навыки и приобретать новые знания, общаясь со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, получая много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Использую игры как готовые (покупные, так и разрабатываю игровые задания, подбирая свой, конкретный материал. (4 слайд)

Интерес детей к дидактической игре достигается различными приемами. Игра интересна ребенку только тогда, когда он самостоятельно выполняет в ней какие-то действия. Поэтому в играх на развитие фонематического слуха мне приходится использовать различные задания, которые «оживляют» игру, активизируют деятельность детей : поднять фишки при обнаружении определенных звуков, хлопнуть в ладоши; закрыть глаза и на слух определить характер звука, сосчитать звуки; поймать мяч и бросить его обратно, выполнив задание игры; раскрасить найденное изображение, элементы соревнования: кто больше назовет… и т. д. Очень важно поддерживать в детях желание играть, и поэтому оценка игры всегда положительная. (5 слайд)

Вот примеры некоторых дидактических игр, которые использую с детьми в совместной деятельности и индивидуальной работе.

“Найди одинаковые звуки”

Цель: научить выделять первый звук в слове, находить слова, начинающиеся с одинакового звука. (6 слайд)

Задание: назови картинки, начинающиеся на один и тот же звук ( например: тигр, забор, жираф, слон, телефон, бант)и раскрась их

“Что лишнее?”

Цель: исключать из ряда названий предметов одно, отличающееся от всех начальным звуком. Задание: посмотри на картинки и найди в каждом ряду лишнюю ( указание: обрати внимание на первые звуки, можно усложнить задание и обратить внимание на последний звук)

( например: бабочка, бант, заяц, бочка,

кот, ель, козел, колобок, и светофор-забор-топор-стол). (7 слайд)

“Внимательные руки”

Цель: развитие слухового внимания, фонематического слуха, быстроты мышления.

Ход игры: внимательно слушать словесный ряд: если слово начинается с гласного звука – поднять правую руку, если с согласного – левую (можно использовать фишки, флажки разного цвета). Варианты игры: определить местонахождение определенного звука в слове (где он находится- в начале, середине,конце слова, его наличие в слове; различение количества слогов в слове (один слог - один хлопок в ладоши, два слога – два хлопка, три слога – три хлопка); определение мягкости или твердости начального звука слова. (8 слайд)

“Путаница”

Цель: закрепить знания о слоговой структуре слова, развивать слуховую память, мышление, фонематический слух.

Задание: найти изображение «запутанного слова» ( например: ма-зи – зима, ка-ру – рука, ка-шап – шапка, ва-тра – трава и т. д.) (9 слайд)

“Подбери слог и закончи слово”

Цель: закрепить знания о слоговой структуре слова, словообразовании, развитие фонематического слуха. Задание: подбери слог к заданному слогу так, чтобы получилось слово ( например: ва-за,ня,ся,та; ро-за).Игру провожу с мячом – водящий (я или ребенок) бросает мяч и говорит слог, ребенок заканчивает слово и бросает мяч обратно.

“Мячик-смягчитель”

Цель: закрепить знания о мягких и твердых согласных звуках, учить смягчать определенный звук слова для получения нового слова,

Бросаю мяч и произношу слово с твердым окончанием. Ребенок, поймавший мяч, произносит аналогичное слово с мягким окончанием и бросает мяч обратно ( например: угол-уголь, брат-брать, ел-ель, мел-мель, хор-хорь, стал-сталь, пыл-пыль, жар-жарь и т. д.)

“Цепочка слов”

Цель: развивать фонематический слух, мышление, умение выделять начальный и конечный звуки слова, придумывать слова на заданный звук.

Ребенок называет слово, изображенное на картинке, следующий играющий определяет конечный звук этого слова и подбирает картинку, где слово начинается на этот звук { например: кошка-автобус-светофор-ромашка-азбука…}

Использую для активизации и поддержания интереса игры-презентации, элементарные создать не сложно.

Так же дети в моей группе освоили программу «Тач пайнт» на нашей сенсорной панели, она дает большой простор для работы по звуковому анализу, использую ее в основном для инд. работы – подбираю картинки и в клеточках внизу дети выполняют звук. анализ. (11,12,13 слайды)

Таким образом, игровые приемы помогают сделать учебный материал увлекательным, вызывают у детей глубокое удовлетворение, создают радостное рабочее настроение, облегчают процесс усвоения знаний.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Использование оборудования для развития физических качеств детей старшего возрастаИспользование оборудования для развития физических качеств детей старшего возраста Физические качества – индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Но не всякие индивидуальные.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Картотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Учим дорожные знаки» Цель: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре. Материал: Карточки большие и маленькие со.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 апреля 2020 в 17:00
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ушакова Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД