Любовь Валькова
«Исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста и использованием разных видов календарей»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы :
«Исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста и использованием разных видов календарей»
Подготовил:
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Частного детского сада
№65 ОАО «РЖД»
Исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста и использованием разных видов календарей.
Человек не должен позволять часам и
Публикация «„Исследовательская работа с детьми старшего дошкольного возраста и использованием разных видов календарей“» размещена в разделах
календарю ослеплять себя и забывать о том,
что каждый момент жизни и таинство.
Герберт Уэльс.
Актуальность темы бесспорна, поскольку формирование временных представлений, к которым относится календарь, у детей старшего дошкольного возраста создают основу для дальнейшего умственного развития личности, влияет на воспитание таких качеств как: организованность, целенаправленность, умение планировать свою деятельность, осознанно интересоваться явлениями социальной жизни. Дети знакомиться с окружающим миром в котором все события протекают во времени, а старший дошкольник –это ребенок, который в скором бедующем станет школьником и эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.
Цель: приобщение детей к социальному миру через исследование различных видов календарей.
Задачи:
• Познакомить с разными видами календаря;
• Учить пользоваться календарем;
• Активизировать исследовательскую деятельность детей путем использования полученных знаний из разных видов календарей;
• Готовить к продуктивному взаимодействию к социуму;
• Воспитывать чувство гордости за прошлое и настоящее своей страны.
Все что происходит в жизни совершается во времени и пространстве. В дошкольном детстве формируются первые представления о времени, наполненном жизнью и трудом.
Руководствуясь требованиями ФГОС, рекомендующими комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в работе с детьми, я решила использовать в своей работе календари разных видов, так как считаю одним из наиболее сложных разделов программы( «От рождения до школы») познание ребенком многообразия окружающего мира, формирование у детей представлений о предметах, окружающей природе и явлениях социального мира. Для более успешного усвоения образовательного материала календари помогают знакомить детей с неизвестными, знакомыми и интересными событиями. Основной целью моей работы является активизация познавательной деятельности детей к явлениям соиальной жизни.
С использованием календаря появляется возможность провести то или иное занятие как маленькое исследование, как поиск чего-то нового и неизвестного. Специально подготовленная информация для календарей является носителем доступной информации для ребенка, она может быть предложена в различной форме: на занятии, в процессе игры, во время беседы. Полученные знания являются двигателем к элементарной исследовательской деятельности.
Работа с использованием календаря природы, народным календарем, событийным и другими (именной календарь, календарь цветов) это повод познакомить детей с чем-то занимательным и увлекательным. Это возможность знакомства с интересными историческими событиями, государственными и народными праздниками, которые случились в определенный день ( Дни рождения знаменитых людей: писателей, по этому, музыкантов, художников).
Этапы работы с календарями :
1. Этап познавательной деятельности:
- ознокомление с изучаемым объектом;
-формирование развернутой систематизированной характеристики объекта;
2. Этап переживательной деятельности:
-поиск образной, эмоционально-эсетической ассоциации с изучаемой темой;
-оформление найденной идеи образа с помощью музыкальных, изобразительных, пластических или иных средств;
3. Этап оценочной деятельности: результатами этапа служит развитие познавательного интереса детей, умения общаться в социуме.
Данный цикл работы расчинан на 2 года (старшую и подготовительную группу).
В старшей группе дети познакомились с народным календарем и с удовольствием свключиись в исследовательскую деятельность.
С большим интересом они узнавали, что народ вел свой дневник природы, по которому крестьянин смотрел на погоду во дворе, следил за явлениями природы и проговоривал пословицами какой будет предстоящий урожай, а значит когда и как готовятся к работам на огороде и в поле. Такой дневник природы получил название «народный календарь», который из поколения в поколение передавал народные знания о природе.
Месяцеслов народного календараяэто богатый источник информации о приметах каждого дня. Мудрости наших предков.
Народный календарь хорошо использовать в процессе знакомства детей с временами года, животным и растительным миром. Все проводится в естественных условиях, чтобы дети могла видеть настоящие цветы, траву, кустарники, все виды сезонных работ, которые проводятся в детском саду, совместный труд на огороде и цветнике.
В нашем детском саду ежегодно организуется :
• выставка работ из природного материала, выполненных детьми совместно с родителями;
• озеленение участков собственно-выращенной в уголках природы рассадой цветов;
• конкурс на лучший урожай, выращенный на грядке детского сада.
Данные виды деятельности закладывают фундамент для опытно-экспериментальной деятельности, воспитывают наблюдательность и любовь к родной природе.
Дети и родители в нашем детском саду с большим нетерпением ждут народные праздники (осеннюю ярмарку,«Луков день» (20 сентября, «Зинькин день» (12 октября, «Васильева коляда» (13 января, «Татьянин день» (25 января, «Сороки» (22 марта, Пасхальные игры, «Праздник русской березки».
И дети и взрослые являются активными участниками этих ярких событий: собирают информацию, готовят костюмы, ищут соответствующие атрибуты, подбирают и заучивают заклички, пословицы, поговорки, загадки из русского фольклора. В конце каждого праздника дети гости получают обрядовые угощения или подарок-оберег (жаворонки, яйца, куклы и пояса обереги, блины. Таким образом дети приобщаются к истокам русской народной культуры через исследовательскую деятельность, сбор информации о русских народных праздников, обычаях.
В рамках реализации программы проводится цикл занятий по О. Дыбиной «Что было до», в которых описывается прошлое предметов быта.
В подготовительной группе дети знакомятся с событийным календарем. При его составлении я выбирала наиболее доступные и значимые для детей даты. Мы познакомились с его обозначениями и поставили его в книжный уголок. Листок событийного календаря обозначает целый месяц и все отмеченные события можно сразу увидеть и обсудить. К каким-то требуется готовиться заранее, собрать информацию, подготовить выставку. А некоторые можно обсудить в течении одного дня. (День защиты животных, день театра, день матери, день города, день библиотеки, день животных)
Использование календаря очень облегчает планирование работы и организует детей. Работа с календарем затрагивает все области, заложенные в ФГОС.
Опыт показывает, что к моменту выпуска из школы знания детей приобретают осмысленный и более глубокий характер, у детей вырабатывается чувство принадлежности и любви к своей стране и народу, в них закладывается потребность в поиске новой информации, получению более углубленных знаний и использовании их в дальнейшей жизни.