Наталья Шемякина
Развитие навыков владения мячом в разных формах двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольных учреждениях важно проводить комплекс занятий, игр, упражнений, направленных на развитие и совершенствование движений детей, используя при этом методику обучения, стимулирующую работу мышления, развитие воображения и творческой активности. Особое место среди подвижных и спортивных игр занимают игры с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. В играх с мячом развиваются быстрота, прыгучесть, сила, так как ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в цель, расположенную на значительном расстоянии. Действия с мячом способствуют развитию умения схватить, удержать, бросить предмет, а также рассчитать направление броска, согласовать с ним силу, воспитывают выразительность движений, хорошую пространственную ориентировку. Ребята овладевают техникой действий с мячом при многократном повторении упражнений. Однообразие и монотонность действий снижают интерес у детей. Упражнения и игры, в которые включаются изучаемые движения, должны быть очень разнообразными и интересными для дошкольников.
Публикация «Развитие навыков владения мячом в разных формах двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Мяч, мячик
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Проблема исследования - разрешить противоречия между задачей максимального развития двигательных качеств детей старшего дошкольного возраста, в частности, ловкости, и недостаточной разработанностью вопроса использования подвижных игр и игровых упражнений для развития этого качества.
Из вышеизложенного, появилась острая необходимость поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.
Решением этой проблемы вижу в играх и упражнениях с мячом, поэтому мной разработана программа дополнительного образования «Мой веселый звонкий мяч», где основной частью является формирование навыков владения мячом в разных формах двигательной активности, которая составлена на основе программы и технологии физического воспитания детей 5-7 лет «Играйте на здоровье!» Л. Н. Волошиной М. : Москва «Аркти» (раздел «Баскетбол», учебно-методического пособия Н. И. Николаевой «Школа мяча» Издательство «Детство-Пресс», учебно-методического пособия И. А. Аксеновой «Методика обучения и овладения элементами игры в футбол детьми старшего дошкольного возраста».
Направленность программы: деятельность по улучшению физического развития, физической подготовленности детей, развитию ловкости, координации, глазомера, согласованности движений, воспитанию морально-волевых качеств.
Программа гуманистически ориентирована, так как предлагаемая система разработана с учетом особенностей психомоторного развития старших дошкольников, реального уровня их физической подготовленности. Игры и эстафеты, подвижные игры с мячом дают возможность каждому ребенку познакомиться с элементами спорта, почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т. е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни, доброте, коллективизму, взаимопомощи.
Актуальность моей работы обусловлена, с одной стороны, противоречием между глубоким раскрытым содержанием и педагогическими условиями обучения дошкольников элементам спортивных игр и упражнений с мячом, а с другой – проблема воздействия игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей, аспекты обучения элементами этих игр, построенного с учетом разного уровня развития и исходных данных физического состояния каждого ребенка, а также конкретных природных условий, нуждается в дальнейшей разработке.
Для реализации моего направления создана развивающая среда для формирования основ культуры здоровья, развития движений, физических качеств детей. В нашем учреждении функционирует физкультурно-оздоровительный комплекс: физкультурный зал, спортивная площадка, физкультурно-оздоровительный центр в группе для стимулирования двигательной активности. Руками родителей изготовлены корригирующие дорожки для профилактики плоскостопии, нестандартное оборудование для развития таких физических качеств, как ловкость, меткость, выносливость.
Созданная среда позволяет организовать личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком, снизить психотравмирующие факторы, способствует укреплению здоровья детей и воспитанию основ здорового образа жизни.
Для решения поставленных задач используются разнообразные здоровьесберегающие технологии: дни здоровья, физкультурные досуги, спортивные праздники, туристические походы, утренняя гимнастика с игровым содержанием, разнообразные игры : с элементами спорта, дидактические, подвижные, народные, игры - соревнования.
Все формы активного отдыха детей, также проводятся в игровой форме в соответствии с перспективным планом, разработанным на год. Темы подбираются по сезонам, «живые» сказочные герои приходят в гости к детям, участвуем в разнообразных играх, соревнованиях, это вызывает у детей восторг, положительные эмоции способствуют качественному выполнению движений, развитию интереса к занятиям физкультурой и спортом.
Один раз в неделю в игровой форме провожу с детьми часы двигательной активности, преимущественно на свежем воздухе, а в холодную погоду в спортивном зале.
Широко используется музыкальное сопровождение, художественное
слово для эмоционального отклика, интереса к данной деятельности.
В рамках работы с родителями проводятся консультации, совместные праздники и спортивные развлечения.
Одним из вариантов итогового мероприятия может быть форма непосредственно образовательной деятельности по физической культуре «Мячи разные бывают».
Мячи разные бывают.
Спортивный зал празднично украшен, на стене таблица с изображениями спортивных мячей разных видов.
Инвентарь: мячи: баскетбольный, волейбольный, теннисный; бадминтон.
Дети входят в зал под музыку. Их встречает Спортик. Спортик:
Очень рад увидеть вас,
Но вот грустно мне сейчас.
Чтоб меня развеселить,
Надо мяч в игру пустить.
Ведущий: Не расстраивайся, Спортик, детям, наверное, интересно узнать, какие бывают мячи. Но сначала ответьте: для чего нужен мяч, из чего он может быть сделан, чем наполнен внутри? (ответы детей).
Ведущий: Правильно. Существуют разные виды спорта, которые имеют свой определенный мяч, соответствующей формы, веса, размера. Многие спортивные игры с мячом вы знаете, но есть и те, о которых вы никогда не слышали.
Показ таблицы. (Рассказ о спортивных мячах, спортивных играх, как в них играют).
Спортик: Как жаль, что я не умею играть в эти спортивные игры, но я могу оживить мячи, которые у вас на таблице.
Ведущий: Ведущий. Хорошо, Спортик, но сначала нужно сделать небольшую разминку. Вставай с нами.
Разминка под музыку с мячами среднего размера.
Ведущий: А вот теперь, Спортик и дорогие ребята, на соревнования стройтесь. Спортик: Давайте, давайте. Раз-два-три - смотри! (Показывает баскетбольный мяч). Что за мяч у меня? Какая спортивная игра с ним проводится? (Ответы детей).
1 эстафета: «Самые меткие».
Дети ведут мяч «змейкой» и забрасывают в баскетбольное кольцо. Побеждает та команда, которая забросит больше мячей в кольцо.
(Спортик достает волан и ракетку).
2 эстафета: «Не урони».
Дети держат ракетку с воланом на вытянутой руке, идут по гимнастической скамейке, обегают стойку и возвращаются обратно.
Ведущий: А вот этот мяч веселый - маленький и желтенький (теннисный).
3 эстафета: «Быстро поймай».
Дети в парах передают друг другу мяч с отскоком от земли, обходя стойку.
Спортик: Я хочу пригласить мальчиков для соревнования с этим мячом (доказывает футбольный мяч).
4 эстафета: «Футболисты».
Дети в парах перекатывают мяч друг другу до стойки и обратно.
Ведущий: А я приглашаю девочек. (Игра с волейбольным мячом).
5 эстафета: «Пингвины».
Зажав волейбольный мяч между колен, девочки прыгают вокруг стоек.
Подведение итогов.
Данная форма работы помогает сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, снизить заболеваемость, сформировать у меня и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Из всего выше сказанного видно, что игры с мячом имеют важное значение в увеличении двигательной активности детей. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые его положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в играх неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
Планы на будущее:
- формировать предметно-развивающую среду;
- продолжать использовать в работе с детьми доступные способы укрепления здоровья;
- продолжать работу в тесном сотрудничестве с родителями, в вовлечении их в спортивные мероприятия.