Надежда Шмелева
Исследовательская деятельность детей на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
«Исследовательская деятельность детей на прогулке»
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке. С помощью поисково-исследовательской деятельности на прогулке у детей поддерживается интерес к исследованиям, приобретается опыт исследовательской деятельности, развиваются восприятие, мышление, речь (рассуждение, размышление, пересказ). При использовании модели исследовательской деятельности ребёнок развивается как самостоятельная, инициативная личность. Важно отметить, что самые прочные и ценные знания - не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно.
Публикация «Исследовательская деятельность детей на прогулке» размещена в разделах
С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют как мороз пощипывает щеки.
Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком, водой - предметы и явления природы входят в их жизнедеятельность, являются объектом наблюдений.
В исследовательской деятельности на прогулке выделяют такие составляющие, как наблюдение, экспериментирование, экскурсии. Хочу остановиться подробнее на экспериментировании.
Как уже говорилось – дети по своей природе – исследователи, которые с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Современное дошкольное образование ставит перед собой следующие задачи:
- поддержать стремление ребёнка к экспериментированию (познавательный интерес);
- создать условия для поисково-исследовательской деятельности.
Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы проводим ряд опытов. Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.
Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство.
Прежде чем приступить к проведению экспериментов мы составляется план предстоящей деятельности.
Для наглядности план оформляется в схему. Это помогает быстрее запомнить детям предстоящие этапы экспериментальной деятельности (опыта).
Свои результаты фиксируются в дневниках наблюдений, рисунках, схемах.
Осуществление поисково-исследовательской деятельности на прогулке напрямую зависит от интереса детей, актуальности в выборе проблемы, от системы планирования педагогического процесса, от создания условий, от качества организации исследовательской деятельности.
При правильной организации опытнической деятельности дети учатся наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.