Юлия Костюк
Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ИНТЕРЕС К ПРИРОДЕ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема экологического воспитания дошкольников. И ведущую роль в этом играет формирование у де-
тей познавательного интереса к природе. Автор приходит к выводу, что доступными средствами формирования
Публикация «Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
интереса дошкольников к природе явля-
ются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; использование элементов
исследовательской работы; изучение загадочных явлений природы;
деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр ви-
деофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.
Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники, интерес к при
роде, познавательный интерес.
Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование
познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является
стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом.
Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления
имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них –
к интересу на более высокой ступени. Психологи считают, что интерес в своем
развитии выражен различными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный
знавательный интерес, теоретический интерес. Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного
отношения к природе занимает развитие любощнательности
, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного,
узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радо
стью, чувством удовлетворенности. Но в большинстве случаев дети самостоятельно не могут объяснить интересующие их явления природы, а по-
тому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть.
Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют муравейники и птичьи
гнезда, мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был
поддержан интерес к окружающей природе и ее охране, не были сформированы
нравственные
чувства и природоохранные мотивы. Интерес к природе у дошкольников
проявляется:
– в стремлении познать природу (живую и неживую);
– в чтении (слушании) книг о природе;
– в деятельности по защите природы;
– в изображении природы в рисунках, лепке, аппликации;
– в увлечениях, связанных с природой (изготовление поделок, коллекцио-
нирование).
В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы
важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей
, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют и
развитию увлечения, и успеху деятельности.
В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у де-
тей интересе к природе и ее охране, могут выступать проявления иинтеллектуалькнойт активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природоохранных
тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями, а также вволевые проявления (стремление участвовать в деятельности по оказанию помощи природеОсваивая знания о связях в природе, нормах и правилах поведения в мире и
отношении к нему, ребенок постепенно приобщается к духовному богатству че-
ловеческого общества, что позволяет ему сделать выбор в пользу гуманного способа оведения в той или иной ситуации. Знания становятся регуляторами осо-
знанно позитивного поведения ребенка в природе. Так, например, дети старшей
группы, дежуря в уголке природы, заботятся о том, чтобы все его питомцы были
своевременно накормлены, клетки и вольеры вычищены и т. п. Всю, даже не
очень приятную работу они выполняют охотно, проявляя истинную заботу о птомцах и используя знания о потребностях животных, об особенностях их образа
жизни. Так, благодаря знаниям, ребенок; становится субъектом экологической
деятельности. Однако, как показывают исследования, не всякие знания обеспе-
чивают эффективное экологическое развитие детей. Просто знания, отражающие
действительность на уровне представлений об отдельных предметах и объектах,
не позволяют ребенку стать субъектом экологической деятельности. Чтобы это
произошло, необходима педагогическая технология, основанная на учете позна-
вательных возможностей детей. В процессе познания природы существенную
роль играют специфические формы мышления детей: наглядно-действенное и
наглядно-образное мышление (Н. Н. Поддьяков и др.).
В качестве важнейшего содержания экологического воспитания выступают
знания о труде, а также самостоятельная трудовая деятельность детей по уходу
за животными и растениями, по овладению несложными способами охраны при-
роды.
Ценностное отношение к природе понимается как устойчивое личностное
позитивное ее принятие. Природные объекты при осознанно правильном отно-
шении к ним воспринимаются ребенком как партнеры по взаимодействию. Ве-
дущими при формировании заботливого отношения к природе выступают знания
об объектах природы как живых организмах, о необходимости сохранения их це-
лостности, их потребностях, способности чувствовать и реагировать на благо-
приятные (и неблагоприятные) условия окружающей среды.
Доступными средствами формирования интереса дошкольников к природе
являются прогулки и экскурсии на природу; фенологические наблюдения; ис-
пользование элементов исследовательской работы; изучение загадочных явле-
ний природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и про-
смотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о
природе и бережном отношении к ней.