Евгения Кузнецова
Опыт работы «Интерактивные дидактические игры как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Интерактивные дидактические игры как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Актуальность
Уважаемые члены жюри, коллеги! Качество современного образования напрямую зависит от использования новых эффективных технологий, которые помогают ускорить, облегчить и дополнить привычные способы обучения детей дошкольного возраста. Использование компьютерных технологий стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. Современные дети воспринимают информацию посредством интернета и телевидения. Поэтому одним из средств повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника является работа по созданию понятных и близких для детей электронных дидактических и познавательных пособий. Из массы компьютерных технологий я выбрала интерактивную дидактическую игру, которая обладает образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, действующими в органичном единстве.
Публикация «Опыт работы „Интерактивные дидактические игры как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Образовательная функция интерактивной дидактической игры предполагает усвоение воспитанниками общих правил работы с учебным материалом и умелом использовании этих правил при решении других задач.
Развивающая функция заключается в развитии мыслительных процессов, внимания, памяти.
Воспитывающая функция позволяет формировать положительное отношение не только к изучаемому материалу, но и к самому процессу обучения, что является в дальнейшем важным компонентом при подготовке дошкольника к обучению в школе.
Наблюдая за детьми, я выявила проблемы в познавательном развитии, недостаток активности и мотивации.
Свою работу по решению данной проблемы я выстроила в три этапа:
На подготовительном этапе работы была поставлена цель, которая заключалась в обеспечение развития познавательной активности детей через внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс для повышения его качества.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие
задачи:
В первую очередь, это знакомство с передовым педагогическим опытом коллег в использовании интерактивной игры, как средства познавательной активности детей дошкольного возраста,
И внедрение интерактивной дидактической игры в познавательно-игровую деятельность детей группы
Во время основного этапа я создавала и внедряла интерактивные дидактические игры в образовательный процесс.
Создавая игры, учитывала психофизические особенности развития детей, санитарно-гигиенические требования к организации совместной деятельности с применением информационных технологий. Создавая игру, не забывала о её продолжительности. Время игры на прямую зависит от возраста детей. Для детей младшего возраста игра занимает не более 3 - 5 минут, ребёнок 4 – 5 лет может заниматься до 7 минут, а для детей подготовительной группы игра займет не более 10 мин. Обязательно предусматриваю отдых для глаз, зрительную гимнастику.
Интерактивные игры помогли разнообразить приемы подачи материала для детей, сделать их более красочными и разнообразными.
С помощью интерактивной игры я моделирую различные ситуации из окружающей среды, составляю наглядные загадки, знакомлю детей с временами года, профессиями, жилищами животных, овощами и фруктами и многим другим. Интерактивные игры не изолированы от педагогического процесса, они не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
Для меня создание интерактивной дидактической игры –это всегда творческий, увлекательный процесс. Всегда можно скорректировать дидактическое задание в соответствии с теми или иными задачами работы с детьми. Я думаю, все вы со мной согласитесь в том, что различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, не всегда соответствуют по своему содержанию поставленной педагогом образовательной задаче. Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала Интерактивные игры дают мне возможность представлять детям реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).
Одним из самых популярных программных средств, которые я использую на занятиях с использованием компьютерных технологий, является программа компании Microsoft – PowerPoint. Эта программа позволяет создавать как самые простые игры (например «Собери фрукты или овощи», «Найди детеныша», так и сложные многоступенчатые «Веб-квесты».Огромным плюсом программы является использование игры офлайн.
Такие образовательные платформы как LEARNIS так же позволяют создать образовательные квесты, дидактические игры, интерактивное видео. Wordwall.net – это многофункциональный инструмент для создания как интерактивных, так и печатных материалов. Если требуется создать уникальную анимацию, презентацию, открытку или слайд-шоу, лучшим вариантом в таком случае станет онлайн-сервис Renderforest, в котором можно создавать подобные проекты по готовым шаблонам. Очень любимая мною программа – это NARAKEET, которая автоматически создает видеоклипы из слайдов презентации в формате Mp4 с возможностью скачивания на компьютер, а также создает реалистичное повествование текста, указанного в заметках к слайдам.
Игры нашли живой отклик у детей и вдохновили меня на дальнейшее творчество в этом направлении. Создание интерактивных игр позволяют вовлечь родителей в образовательный процесс, выкладывая материал в родительских чатах и социальных группах я закрепляю с детьми ранее пройденный материал, знакомлю с новым материалом болеющих детей, позволяю родителям принимать участие в игре вместе с детьми.
Проанализировав проведенную работу я поняла, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования и освоение компьютерных технологий жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования.
Работа над инновационным опытом и созданием интерактивных мультимедийных игровых пособий, ведется на протяжении года. Игровая деятельность, будучи ориентированной на потребности и мотивы ребенка, позволяет решать многие проблемы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Как показала практика - дозированное использование развивающих, мультимедийных заданий, способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным, компьютерным играм».
Средствами реализации моего опыта стали :
• картотека обучающих, интерактивных игр для дошкольников;
• мастер-классы для педагогов;
• методическая копилка на образовательных сайтах;
• ведение педагогического блога;
Результаты моего педагогического опыта :
Используя интерактивную дидактическую игру, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов. Дидактические интерактивные игры не только обогащают предметно – развивающую среду детского сада, но и значительно повышают эффективность усвоения материала дошкольниками, устойчиво мотивируют их к дальнейшему получению новых знаний, реализуя основную цель, которую ставит перед педагогами концепция модернизации российского образования – подготовка разносторонне развитой личности.
Развивающая дидактическая игра - эффективный способ мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
Значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении длительного времени.
Свой педагогический опыт обобщила и представила педагогических советах, мастер-классах. Подтверждение позитивных результатов не только в моей работе, но и в деятельности всех педагогов нашего детского сада, которые используют этот опыт
Приложение
Алгоритм проведения интерактивной игры :
1. Подбор интерактивной игры, возможна предварительная работа;
2. Знакомство детей с целью игры, правилами и инструкцией. Информация доносится четко и доступно;
3. Взаимодействие детей друг с другом в процессе игры. При затруднительных моментах педагог корректирует действия детей;
4. Подведение итогов игры. После проведения интерактивной игры проводится анализ результатов, который включает рефлексию эмоционального и содержательного аспекта;
Работа ведется по трем направлениям:
– Работа с детьми;
-Работа с педагогами;
– Работа с родителями;
Работа с детьми построена по следующим направлениям:
1. Развитие мышления;
2. Развитие внимания;
3. Развитие восприятия и памяти;
4. Развитие речи;
5. Развитие творческого воображения.
В развитии мышления дошкольников особое место занимает интерактивная дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Применяю такие игры как «Сортировка» на различные темы», «Выбери нужный предмет или ответ» на различные темы, «Составь алгоритм», «Убери лишнее» и т. д.
Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Для того, чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого. Применяю такие игры : «Найди предмет», «Флеш» и т. д.
Развитие восприятия в дошкольном возрасте позволяет понимать окружающий мир, воспринимать и осознавать предметы и явления. Для развития памяти и восприятия использую следующие игры : «Сложи картинку», «Угадай что это?», «Какое время года?», «Дикие –домашние животные», «Овощи – фрукты», «Отгадай загадку», «Вредная и полезная еда» и т. д.
С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. В своей работе с детьми я использую различные речевые игры «Назови какой предмет», «Кто больше увидит и назовет» и т. д.
Воображение – неотъемлемый процесс нашей психической деятельности. С его помощью мы создаем новые образы и представления об окружающем мире. Без воображения не может протекать ни один творческий процесс, ни одна детская игра. Я использую такие игры на интерактивной доске как «Неоконченный рисунок», «На что похож рисунок», «Отгадай, что я задумал», «Что умеет точка» и т. д.
Работа с педагогами :
Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы.
Наиболее эффективными считаю индивидуальные консультации, либо консультации для малых групп (2-3 человека, так как они позволяют оказать конкретную адресную помощь педагогам по интересующим их вопросам. В настоящее время самым востребованным в ДОУ является консультирование по ведению личных сайтов, блогов.
Провела консультацию для педагогов:
• Интеграция технологий в дошкольном образовательном учреждении. Блог педагога;
• Использование интерактивной доски на занятиях по конструированию с детьми второй младшей группы;
• Использование интерактивных игр на занятиях по математике для детей второй младшей группы.
Работа с родителями.
Исходя из того, что современные родители достаточно хорошо владеют компьютерными технологиями, дети тоже в домашних условиях легко общаются с компьютером, я предположила, что взрослым не составит труда использовать интерактивные игры для закрепления материала программы, реализуемой в детском саду.
Например, изучая темы:
• «Полезная и вредная еда» (образовательная область «Познание»), родители вместе с детьми закрепляли в игровой форме данную тему с помощью игры «Сортировки»;
• «Осень» (образовательная область «Познание», закрепляли с помощью игры «Выбери правильный ответ»;
• «Пожарная безопасность (образовательная область «Познание») : «Найди предмет».
Я заметила, что родители проявляют большой интерес к интерактивным играм. Таким образом, родители дома, отдохнув от дневных забот, помогают ребенку закрепить и освоить более качественно материал, с которым мы работали на занятиях.
Использование интерактивных игр позволяет не только повысить качество образовательного процесса, но и создает условия для организации дистанционного общения педагогов группы, специалистов и родителей. В итоге можно сказать, что интерактивные игры :
• ставят родителей в активную позицию;
• повышают готовность родителей к взаимодействию с педагогом;
• проясняют родительские ожидания, представления;
• позволяют углубить и обогатить взаимодействие педагога и родителей.
Создание медиатеки для игр дошкольников.
За данный период работы подготовлены следующие материалы:
1. Я создала копилку, где помимо традиционных форм проводятся виртуальные путешествия, интерактивные игры и викторины, разработанные на основе презентаций, интерактивного плаката.
2. Создаю электронный альбом «Жизнь группы», который буден вручен каждому воспитаннику на выпускном в детском саду.
3. Создала и пополняю семейную медиатеку. Для того, чтобы детский сад стал для родителей источником информации о ребёнке, о развитии детско-родительских отношений, новых формах совместной познавательной и коммуникативной деятельности в единстве «ребёнок-родитель-педагог», я в состав семейной медиатеки включила:
• мультимедийные материалы к занятиям с детьми и взрослыми;
• видео консультации для родителей и детей;
• обучающие интерактивные игры по закреплению тем;
• собрания медиа-объектов (аудио-, видео-, мультимедиа- ресурсы и др.);
Таким образом, интерактивная игра – это процесс, который запускает мотивацию к познанию у детей, это игровая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность дидактического цикла процесса воспитания.
Вывод: результаты практического применения интерактивных дидактических игр не только обогащают предметно – развивающую среду детского сада, но и значительно повышают эффективность усвоения материала дошкольниками, устойчиво мотивируют их к дальнейшему получению новых знаний, реализуя основную цель, которую ставит перед педагогами концепция модернизации российского образования – подготовка разносторонне развитой личности.
Создавая игру, не забываем о её продолжительности. Время игры зависит от возраста детей. Если это дети 2-3 лет, то игра займет не более 3 - 5 минут. Ребёнок 4 – 5 лет может работать 7-10 минут. Для детей 6 - 7 летнего ребенка игра не должна длиться более 10 - 15 минут. Хорошо предусмотреть отдых для глаз, зрительную гимнастику.
Создание интерактивной дидактической игры – творческий процесс. Всегда можно скорректировать дидактическое задание в соответствии с теми или иными задачами работы с детьми.
Развивающая дидактическая игра - эффективный способ мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
Список использованных источников:
1. Концепция-2020: развитие образования. Независимое педагогическое издание “Учительская газета”. [Электронный ресурс] –
2. Кащук Ю. О. Вопросы использования ИКТ в развитии и обучении детей дошкольного возраста // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psychology.snauka.ru/2016/01/6214. – 18.11.2017.
3. Новоселова С. Л., Петку Г. П. Компьютерный мир дошкольника. М., 1997 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: file :///C :/Users/RANBOYSE/Desktop/Part1_c.0-43.pdf. – 19.11.2017.
Общие требования к созданию любой интерактивной игры.
• Основными компонентами интерактивной игры являются : игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактическая задача, оборудование, результат игры.
• Объекты, воспроизводимые на экране должны быть достаточными по размеру, знакомы детям.
• Текст задания должен озвучиваться диктором, либо взрослым.
• Задания должны быть занимательны, интересны, понятны, просты в управлении, а также соответствовать возрастным особенностям.
• Задания должны соответствовать высокому техническому уровню: развивать, давать знания, обучать в незатейливой игровой форме.
Использование интерактивных игр.
1. Подбор заданий и упражнений.
2. Знакомство с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которую надо достичь. Информирование о правилах игры.
3. Если какие-то этапы вызывают затруднение, корректировка действий участников игры педагогом.
4. По окончании анализ результатов, подведение итогов. «Приключение колобка»
Обучение детей строится на основе программы «Радуга». Это комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работают детские сады России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.
Познавая мир, малыш в основном действует по принципу «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Поэтому успешнее всего он постигает и осознат:
• реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, которые можно рассмотреть и поддержать в руках;
• события и явления, непосредственно свидетелем и активным участников которых он был.