Юлия Храповицкая
Интерактивная дидактическая игра как средство приобщения детей к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Современная концепция дошкольного образования ориентирует педагогов на развитие творческого потенциала личности, формирование богатого внутреннего мира ребенка. [4, c. 52] Определяющим звеном в решении этой проблемы является приобщение детей к художественной литературе.
Художественная литература занимает в жизни ребенка важное место. Общеизвестно, что дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности. В возрасте до шести лет ребенок с интересом познает окружающий мир, усваивает нормы поведения окружающих. Многие ученые (Л. С. Выготский, Л. С. Рубинштейн, К. Лехт) подчеркивали воздействие художественных дисциплин на формирование личности ребенка. Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира. Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей. Язык литературного произведения является наивысшей формой литературной речи, которой стремятся подражать. [2, с. 38]
Публикация «Интерактивная дидактическая игра как средство приобщения детей к художественной литературе» размещена в разделах
Народные сказки раскрывают перед ребёнком меткость и выразительность родного языка. Нередко в практике дошкольных учреждений при ознакомлении с художественным произведением главное внимание уделяется усвоению детьми основной линии сюжета.
Программа «Детство» под руководством В. И. Логиновой нацеливает педагогов на развитие эмоциональной сферы и познавательной активности через художественное произведение.
Никому еще любовь к книге не давалась от рождения, поэтому, чтобы ребенок полюбил ее, нужна большая и серьезная работа всех, кто призван заниматься общим делом: сообща растить человека.
Приобщение детей к литературе должно начинаться с раннего возраста, но, к сожалению, в большинстве случаев эту работу приходиться начинать только в детском саду, так как не все родители понимают необходимость данной работы с самого рождения. В последнее время ярко прослеживается снижение читательского интереса к хорошей содержательной книге. Детей стала привлекать литература, не требующая размышления, напряжения душевных сил. Любимыми героями являются не литературные персонажи, а герои мультфильмов.
Научить ребенка любить книгу, видеть в ней верного друга, советчика во всех делах – задача работающих с детьми.
«…Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…». Эти слова выдающегося педагога В. А. Сухомлинского подчеркивают величайшее значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей.
Огромная роль в приобщении дошкольников к художественной литературе принадлежит игре - важнейшему виду деятельности.
Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры.
Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С. Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).[3, c.96]
Использование интерактивной дидактической игры в образовательной деятельности и свободной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. [1, c.87]
В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы, методики. [6, c.24]
В своей педагогической деятельности я активно использую интерактивные дидактические игры по сюжетам сказок.
Это помогает закреплению с воспитанниками содержания сказок, развития коммуникативных качеств воспитанников, активизации словаря и способности к последовательному воспроизведению сюжета сказок, воспитания любви к жанру художественной литературы – сказка.
Актуальность использования интерактивных дидактических игр обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.
Интерактивная дидактическая игра «Путешествие по сказкам».
При создании данной игры я ставила перед собой следующие задачи:
- уточнить и обогатить знания детей о сказках;
- развивать умение детей узнавать знакомые сказки;
- вызывать желание у детей помочь героям сказок;
- развивать интонационно-речевую выразительность;
- развивать речь, воображение, фантазию, мышление;
- развивать умение действовать согласованно.
Содержание интерактивной дидактической игры :
Игра состоит из пяти сказок:
1. Колобок (детям нужно выбрать тех героев, которых встретил Колобок)
2. Репка (детям нужно вспомнить, кто помогал деду вытянуть репку)
3. Заюшкина избушка (детям нужно вспомнить, кто помог зайцу вернуться в свой домик)
4. Теремок (восстановить последовательность заселения героев в теремок)
5. Гуси-лебеди (восстановить последовательность, кто помогал Аленушке и Иванушке вернуться домой).
Из этого можно сделать вывод, что одним из условий успешной работы по приобщению детей к книге является использование интерактивных дидактических игр. Данный вид игры не только поддерживает активный интерес дошкольников к художественной литературе, но имеет и большое образовательное значение. Игра помогает в усвоении новых знаний, в закреплении пройденного материала, в развитии речевых навыков, она становится целесообразным дополнением, а также специальным видом занятий детей в детском саду.
Список используемой литературы :
1. Балабанова Л. К. Компьютерные игры в обучении детей 4-7 лет : программа, развернутое планирование, модели занятий. Волгоград: Учитель, 2010. 2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991.
3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., №5.
4. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в системе образования, 1998.
5. Макасер И. Л. «Игра как элемент обучения». Информатика в начальном образовании. 2001., №11.
6. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа, 1997г.