надежда ефимова
Тряпичная кукла как средство приобщения детей к народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Тряпичная кукла как средство приобщения детей к народной культуре.
«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
К. Д. Ушинский
Темочки:
Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. Используя в своей работе тряпичную народную куклу, мы поможем ребенку более эмоционально воспринимать знания о народных традициях, быте, обычаях русского народа. Все, что усваивается эмоционально, усваивается быстрее и прочнее, оставляя яркий след на всю жизнь.
Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Ведь именно куклы могут рассказать о жизни наших предков, их культуре и традициях. Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как и во что играли их бабушки.
Народная тряпичная кукла - это уникальный феномен. Ни в какой другой культуре мы не найдем такого богатства обрядов, конструкций, такой доступности в изготовлении куклы. Народная тряпичная кукла может быть полезна каждому. Это прекрасный способ обратиться и понять свои корни – традиционные корни. Через русскую тряпичную куклу мы прикасаемся к ритуалам, обрядам, к их глубокому изначальному значению. Русская тряпичная кукла открывает для нас традиционные ремесла, рассказывает нам о русском костюме, в разных деталях. Куколка поможет нам проработать конфликтные ситуации. Мы можем выяснить и прояснить для себя свои взаимоотношения с людьми, с родными, близкими, детьми, снять внутреннее напряжение. Кукла позволяет делать наше будущее, правильно распознавать наши желания, формулировать их, снять внутреннее напряжение, расслабиться. Изготовление куклы - это прекрасное рукоделие. Кукла понятна и взрослым, и детям. Она такая манящая, привлекательная. Кукла не рождается сама. Её создаёт человек. Когда мы делаем куклу, мы выступаем немного в роли создателя с интересными ощущениями и переживаниями.
Матерчатых кукол делали с незапамятных времен. Тряпичная кукла была широко распространена в России, любима и почитаема и детьми, и взрослыми всех сословий. В каждом уезде её делали по- своему. По наряду традиционной куклы можно было легко определить ее «место рождения».
Народная кукла была многофункциональной: она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение - все эти значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию – духовную функцию общения.
Для каждого ребенка кукла – это та игрушка, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклой, ребенок включается в мир людей. В игре он отражает свой опыт, то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей. С одной стороны, ребенок выражает себя (свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемый им образ, а с другой – строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений.
Русская кукла прекрасный способ передавать знания. Она нам передает знания, и она позволяет нам передавать знания своим детям, причем знания практические – опыт. Русская народна кукла - кладезь знаний нашей традиционной народной культуры и духовности.
Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» гласит народная мудрость. В куклы дети играли раньше, играют и сегодня, и будут играть всегда. О кукле можно заботиться, любить, возить в коляске, заворачивать, укачивать, наряжать. Она может стать подружкой, сестрой, дочкой. Рукотворная лоскутная фигурка стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле.
Народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры.
Знакомя детей с русской народной тряпичной куклой, мы передаем им знания обычаев и традиций русского народа, развиваем в детях любовь и уважение к народной культуре, уважение к родному очагу, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.
Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Русская народная тряпичная кукла является особым видом народного творчества – это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Народная тряпичная кукла, как и игрушка вообще является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, проходит его приобщение к традициям русской народной культуры.
«Кукла мала, да всем детям мила».
На народную тряпичную куклу не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Она напоминает о нашей, богатой истории, связывает нас с нашими предками. Недаром говорят: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего».