Хуснутдинова Гульнара Абраровна
Интеллектуальное развитие детей с ОНР через логико-математические игры и головоломки
▼ Скачать + Заказать документы
«Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать»
Декарт Рене
Теоритическая часть мастер-класса
Значимость интеллектуального развития детей дошкольного возраста подчеркивали в своих трудах известные ученые, педагоги-практики и психологи, актуальным оно остается и сейчас, в свете нового закона об образовании и государственных стандартов дошкольного образования.
Однако теперь перед нами стоит задача не сводить детство к обучению, а развитие – вот цель современного дошкольного образования!
Публикация «Интеллектуальное развитие детей с ОНР через логико-математические игры и головоломки» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Головоломки для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2024
Инновационным в области интеллектуального развития дошкольников сегодня стало выстраивание процесса развития ребенка через общение, познавательно-исследовательскую деятельность, игру.
Именно такая работа способствуют развитию интеллекта ребенка – дошкольника, не сводя этот процесс к обучению.
Уважаемые коллеги, тема выступления нашего мастер-класса «Интеллектуальное развитие детей с ОНР через логико-математические игры и головоломки»
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Также отмечается недостаточная устойчивость внимания, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания.
Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Работая с детьми ОНР, мы отметили, что у детей плохо развито логическое мышление. Дети с ОНР проявляют слабый интерес к логико-математическим играм, с трудом решают простейшие математические задачи, им сложно отгадать даже несложные загадки.
Учитывая специфику наших детей и проблемы в развитии наших воспитанников мы сделали акцент на использование разнообразных наглядных и демонстрационных материалов в процессе игровой деятельности, которые будут способствовать наиболее успешному формированию мыслительных процессов у детей, а именно ФЭМП
Математика по праву занимает очень большое место в системе интеллектуального развития дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все это натолкнуло нас на о поиск новых путей развития ребенка с участием родителей. Для развития интереса детей к элементарной математической деятельности и непосредственно формирования мышления детей были созданы в группе определенные условия. Центр познавательной активности тематически оснащен играми, пособиями и материалом математического содержания, к которым дети имеют свободный доступ.
Эти игры способствуют развитию интереса детей к математике. Благодаря этой игротеке у детей воспитывается потребность занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения играми.
Решая задачи интеллектуального развития на ООД, мы стараемся наполнить занятия конкретным содержанием, реализуя любую инновационную программу дошкольного образования.
Интеллектуальные умения формируются постепенно, не столько в ходе фронтальных занятий, сколько в активной самостоятельной повседневной деятельности детей, где у них есть возможность неспешно поразмышлять над своими действиями, в чем-то утвердиться, в чем-то усомниться. Педагогу же отводится в данном случае роль соучастника детских открытий, который не спешит указать путь решения задачи или проблемы, а мудро и тактично поддерживает ребенка на пути самостоятельного поиска.
Практическая часть мастер-класса
Уважаемые коллеги, сейчас, мы продемонстрируем вам часть той работы, которая проводится в нашей группе по развитию интеллектуальных способностей детей с ОНР. Благодарим за участие и внимание!
Игры со счетными палочками
Предлагаем вашему вниманию хорошо вам известные счетные палочки, которые есть в каждой группе, и которые по карману каждому родителю.
Традиционно палочки используются как счетный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют также формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей. Игры со счетными палочками развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа решения. Головоломки с палочками содержат задания на преобразование одних фигур в другие. Для решения их надо составить фигуру по отдельным условиям или видоизменить ее.
Головоломки предназначены для развития у детей сообразительности. Решение каждой из таких задач осуществляется в процессе активного поиска, длительность которого зависит от накопленного опыта.
Усложнение содержания игровых упражнений связано с тремя группами задач:
1. Задачи на построение простых фигур: Например, построить треугольник из 6 палочек.
2. Задачи на построение сложных фигур: (составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга).
Как построить 2 треугольника из 5 палочек, или 3 треугольника из 7 палочек?
3. Задачи на преобразование фигур:
Сложить из 10 палочек 3 квадрата.
Убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.
Убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.
Убрать 2 палочки так, чтобы не осталось ни одного квадрата.
Задачки-шутки
Это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом, которые мы используем в совместной деятельности.
Для решения их надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Результат решения задач-шуток зависит от жизненного опыта детей, развития представления об окружающем мире, предметах и явлениях.
Задача-шутка способствует развитию не только логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, также развивают гибкое, нестандартное мышление у детей.
*У 7 братьев по 1 сестре. Сколько всего детей? (8)
*Сколько рогов у 3-х коров? (6)
*Сколько концов у одной палки? (2)
*Если собака выше кошки, то кошка (ниже собаки)
*Если линейка длиннее карандаша, то карандаш (короче линейки)
*Если река шире ручья, то ручей (уже реки)
Загадки – отгадки
Загадки служат увлекательным материалом для размышления. Загадки – это полезные и интересные логико – математические упражнения на выявление предмета по некоторым существенным признакам.
*У этой геометрической фигуры совсем нет углов, она похожа на солнышко, тарелку, колесо
*Эта фигура похожа на книгу, дверь. крышку стола. У нее 4 угла, 4 стороны, 2 стороны длиннее, а 2 короче.
*У этой геометрической фигуры есть 4 угла, 4 стороны и все стороны равны. Фигура похожа на платочек, сиденье стула.
*Если дерево выше куста, то куст? (Ниже дерева)
*Если линейка длиннее карандаша, то карандаш? (Короче линейки)
*Если канат толще нитки, то нитка? (тоньше каната)
Для решения проблемы развития логического мышления у детей с ОНР мы используем всем известные игровые развивающие материалы, как дары Ф. Фребеля, материалы М. Монтессори, палочки Х. Кюизенера, логические блоки З. Дьенеша, игры Б. Н. Никитина и Воскобовича.
Палочки Кюизенера
позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Работая с палочками Кюизенера, дети знакомятся со своеобразной цветной алгеброй.
Палочки Кюизенера вначале используем как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают цвет, размер, форма. Однако во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: они замечают одинаковость длины палочек, одинаковость сечения. На этом этапе можно проводить следующие игры.
*Заборчик - дети строят одноцветные заборы. Укладывая полоски одного цвета, дети для себя замечают, что все одноцветные полоски одинаковы по длине (по высоте).
*Жмурки - дети с закрытыми глазами выбирают какую-либо из четырёх-пяти палочек. Затем подбирают к ней палочку такой же длины, убеждаясь, каждый раз в том, что палочки одинаковые по длине имеют один цвет.
*Построим мост - дети выбирают для строительства моста через реку палочки в соответствии с шириной реки. Каждый раз дети убеждаются в верности высказывания: все полоски одного цвета имеют одинаковую длину, и наоборот.
Играя с палочками Кьюзенера дети быстро учатся переводить игру красок в числовые отношения загадочного мира чисел. Для обучения и закрепления проводятся следующие игры.
*Разноцветные вагончики - детская железная дорога – одна из интереснейших тем для детей. Можно построить необычный поезд – из цветных палочек. Прежде чем посадить в вагончики пассажиров, важно знать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практически: берут белые палочки и накладывают на вагончики разного цвета. Белая палочка – это всегда одно место. В ходе игры дети замечают, что у каждого цвета есть своё число.
*Весёлый поезд - история продолжается. Разноцветные весёлые поезда отправляются в разные города. Ритмическое чередование цветов палочек : синий – красный и красный – синий. Дети делают умозаключение, что из двух чередующихся цветов можно построить два разных поезда.
*Поезд 2 – дети строят одинаковые поезда. Педагог предлагает взять чёрный вагон, присоединить к нему красный, затем жёлтый. Позднее слово «присоединить» заменяется словом «прибавить», «сложить». Далее включается упражнение на сложение: «Отыщите фиолетовую палочку, прибавьте к ней розовую. Найдите палочку, равную сумме фиолетовой и розовой».
Логические блоки Дьенеша
Блоки Дьенеша мы используем в соответствии с ФГОС ДО как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
Использование логических блоков Дьенеша или набора геометрических фигур даёт возможность детям выполнять простые игровые действия на классификацию по совместимым свойствам (цвет, размер, форма, толщина, причём как по наличию, так и по отсутствию свойства: дети, пользуясь блоками, выделяют красные, некруглые; тонкие, неквадратные и т. д. они знакомятся со знаками символами, обозначающие цвет, форму, толщину, размер. С использованием блоков, проводятся разнообразные игры : «какая фигура лишняя?», «Раздадим игрушки», «Кто в домике живёт?», «Украсим дерево», а также игры с одним, двумя обручами и др.
Полезно составлять и преобразовывать фигуры, используя развивающие игры Воскобовича. «Игровой квадрат» и разноцветные резинки «Геоконта» способствуют развитию воображения. Осознанному познанию элементарных свойств геометрических фигур. Воссоздание из частей геометрических фигур, картинок, различных силуэтов и построек интересно детям, оно развивает сенсорные эталоны и интеллектуальные способности. Такие игры разнообразны : «Составь квадрат», «Сложи узор», «Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Прозрачный квадрат», «Волшебный куб», «Логоформочки». Игры с «математическими корзинками», «Чудо-цветиком», «Счетовозиком» помогают освоить количественное и порядковое значение числа, независимость количества предметов от их сгруппированности.
Подобные упражнения способствуют самостоятельному познанию количественных отношений и использованию результатов в других видах деятельности.
Использование этих игр помогает развивать творческие способности, логическое и пространственное мышление. В процессе игр дети знакомятся с сенсорными эталонами цвета и формы, учатся разбивать сложные задания на несколько простых.
Отдельно хочется сказать о нашем участии в федеральной сетевой инновационной площадки по теме:«МИР ГОЛОВОЛОМОК» для развития интеллектуальных способностей детей в условиях ДОО и семьи АНО ДПО НИИ дошкольного образования «Воспитатель России»
Включившись в работу инновационной площадки, мы познакомились с современными авторскими играми-головоломками в составе набора «Мир головоломок»
Прежде ознакомились с содержанием игрового набора. Детям на начальном этапе предлагали по одному виду головоломки. Планируя игровое занятие, руководствовались следующими принципами:
-Четкая формулировка цели игрового занятия;
-Создание мотивирующей среды, вдохновляющей на достижение поставленной цели и веру в успех, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
-Учитывая уровень сложности поставленной цели, индивидуальные цели достижения результата и корректировка их с учётом способностей, возможностей и самостоятельности детей;
-При оценке результатов учёт чувства удовлетворённости;
-Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми своего собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
-У детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности)
Родители нас поддержали и с удовольствием включились в изготовление головоломок из различных материалов, в том числе бросового.
Мы в свою очередь подготовили для них рекомендации в совместной работе с детьми "Советы родителям как организовать игру детей с головоломками".
В процессе логико-математических игр и головоломок дети c ОНР знакомятся с сенсорными эталонами цвета и формы, учатся разбивать сложные задания на несколько простых.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса и использование логико-математических игр и головоломок помогает развивать творческие способности, логическое и пространственное мышление.
Советы родителям
как организовать игру детей с головоломками
1. Необходимо иметь личный интерес к головоломкам;
2. Правильно подходить к выбору головоломок (доступность решения, возраст, индивидуальные способности ребёнка);
3. Начинать с простых головоломок, чтобы ребёнок поверил в свои силы;
4. При приобретении головоломки, определиться один ребёнок будет играть или несколько одновременно;
5. Продумать место размещения головоломок (доступность их);
6. Работать нужно с одной головоломкой, так как ребёнок в силу своих личностных способностей будет переключать своё внимание на другие головоломки, не закончив предыдущую;
7. Учитывая желание ребёнка решить головоломку, не навязывать, не заставлять и не подавлять инициативу;
8. Обеспечить периодическую сменяемость головоломок для поддержания интереса к ним;
9. При первом знакомстве с головоломкой дать пояснения, при необходимости показать пример решения на подобном варианте;
10. Не желательно оставлять ребёнка один на один с новой головоломкой, и если у него возникнут сложности направить его, не раскрывая секрета головоломки и не решая за него;
11. Лучшая подсказка – это наводящий вопрос;
12. Избегать отрицательной оценки действий ребёнка.