Надежда Просянникова
«Капустник». Совместное развлечение с детьми и родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной (авторской) культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам. Однако долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным – народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию. Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости. При ознакомлении детей дошкольного возраста со старинными традициями, обычаями, православными праздниками следует использовать то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.
Вид деятельности: игровая
Форма организации детской деятельности: фольклорный праздник
Место проведения: групповая комната
Цель: Формирование представлений детей о русской народной культуре через календарно-обрядовый праздник.
Задачи:
- продолжить знакомить детей с русскими народными традициями, обычаями;
- развивать познавательный интерес к музыкально – познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями народа и стремление активно участвовать в них;
- развивать навыки совместных действий со сверстниками и взрослыми;
- закреплять умение водить хороводы, играть в старинные народные игры.
Предварительная работа:
- беседа с детьми об истории родного края, о традициях и обычаях;
- подбор литературного материала;
- разучивание стихотворений, пословиц, песен, игр по тематике праздника;
- подготовка атрибутов и костюмов к празднику;
- украшение музыкального зала.
Предполагаемый результат: для детей:
- имеют представления о православном празднике Воздвиженье; о русских народных обычаях;
- знают русские народные песни, попевки, игры по теме;
- знают пословицы и поговорки о труде;
- активно участвуют в празднике «Капусник»
для родителей:
- повысится активность участия родителей в жизнедеятельности группы.
Зал оформлен в виде русской избы.
Выставка поделок из капусты, сделанных руками детей и родителей дома.
Все дети и родители в русских национальных костюмах
Хозяйка:
Здравствуйте, гости дорогие, желанные да долгожданные!
Рады вас видеть у себя в нашей горнице.
Здесь для вас будет праздник большой, праздник радостный!
По обычаю по русскому да по старинному, посиделками называется.
Давно мы вас ждем, поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Вам ли сегодня по домам сидеть да в окна глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться? Туда голуби летают, где их ласково встречают! Туда гости собираются, где их привечать стараются!
Звучит русская народная песня.
Хозяйка:
Как у наших у ворот
Разгулялся хоровод,
Добры молодцы идут,
Девиц за руку ведут,
На осенний наш лужок,
Выходи скорей, дружок,
Песни петь да танцевать,
Всех с собою приглашать!
Входят дети, исполняется парная пляска по принципу «приглашения», когда в парный танец постепенно вовлекаются все участники посиделок.
1 ребёнок:
Что такое посиделки?
Это вовсе не безделки:
Это творчество и труд,
Это дружба и уют,
Это песня, это смех,
Это радость для нас всех!
2 ребёнок: На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Хозяюшка: Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, делали заготовки на долгую зиму. Один из таких праздников назывался в народе - капустник. Хозяйки приглашали к себе соседок и подружек помочь нарубить капусты на зиму. Отказаться от приглашения считалось знаком неуважения к хозяевам. Так и ходили нарядные девушки из дома в дом с песнями, шутками, прибаутками, помогая друг другу в заготовке капусты. После работы парни и девушки водили хороводы, вот и мы сейчас песню споём, хоровод заведём!
Песня «Вот какие Кочаны»
Зал под русскую народную песню «Во саду ли, в огороде» входит Капуста.
Капуста: Здравствуйте дети. Я услыхала, что вы про меня поёте и зашла, а с собой загадки принесла.
Конкурс «Загадку отгадай».
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И малые детки. (Яблоко)
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
Длинно ножка хвалится –
Я ли не красавица,
В сама – то косточка,
Да красненькая косточка. (Вишня)
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (Арбуз)
В огороде – ж лтый мяч.
Только не бежит он вскачь.
Он как полная луна,
Вкусные в нём семена. (Тыква)
В зел ной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек.
Что это? (Горошек)
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка)
Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
В земле сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
На грядочке злёные,
А в баночке солёные. (Огурцы)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи. (Капуста)
Хозяйка:
Уважаемая, Капуста, наши дети ещё о тебе знают стишки – веселушки.
Дети рассказывают стихи
Капуста: Ой, спасибо, ребята, как мне приятно, что вы обо мне говорите.
А сейчас пришло время веселиться,
Поиграть и порезвиться.
Игра «Сбей колпак с кочана» (дети и родители)
Хозяйка:
Ребята, а мы как можем помочь капусте, чтоб она не грустила, чтоб ей было не скучно? Давайте ей споем песенку про «Дождик»
Дети исполняют песню.
Хозяйка: В народе говорят: «Сентябрь яблоками пропах, а октябрь – капустой».
О капусте много сложили пословиц. А какие пословицы знают наши мамы?
Ответы родителей:
-Без картошки, хлеба да капусты – какая еда.
-Не суйся к капусте, пока не припустят.
-Капусту садить – спине досадить.
-Для чего и огород городить, коль капусту не садить.
-Ни один рот без капусты не живёт.
-Капуста не пуста – сама летит в уста.
-Ешь щи – будет шея бела, голова кудревата.
-Щи капустою пригожи, а солью вкусны.
-Капуста кочаны копит.
-Хорошая капуста в кочан завьётся, а плохая – в листьях сгниёт.
Капуста: Есть интересная игра.
Выходи-ка, детвора!
Игра «Ты катись, катись, капустка»
Текст: Ты катись, катись, капустка,
Быстро-быстро по рукам.
У кого сейчас капустка,
Тот скорей станцует нам.
Кочан капусты передается под музыку по кругу. После слов «станцует нам» ребенок с мамой, у кого оказался кочан, выходит в круг, пляшет под музыкальный проигрыш, остальные гости хлопают в ладоши.
Хозяйка.
Кто сказал — частушки вроде
В наши дни уже не в моде?
Да и разве дело в моде,
Если любят их в народе!
Родители поют частушки
Частушки:
1 Выходи скорей подружка,
Мы на публике блеснём
И задорные частушки
Про капусту пропоём.
2 Хороша моя капуста,
А я тоже не плоха
Вместе с ней сижу на грядке,
Поджидаю жениха.
3 В огород козу пустила,
Чтоб капусту сторожила.
К ней козёл пришёл на чай
Съел капусту невзначай.
4 Я могу капусту квасить,
От безделья не грущу.
Приходите ко мне в гости –
Всех капустой угощу.
5 Положила я в кадушку
Всю капусту поскорей
Буду петь я ей частушку
Чтоб хрустела веселей!
6 Почему в шкафу у мамы
Стало очень пусто.
Все наряды я надела,
Как кочан капусты.
7 Дома маме помогать
Хорошенькое дело.
Мама резала капусту,
Я морковку ела.
8 Хорошо частушки пели
Хорошо и окали
А теперь мы вас попросим
Чтоб вы нам похлопали!
Хозяйка:
Частушки пели вы умело,
А теперь пора за дело.
Все на огород идём
Урожай там соберём!
Игра «Капустная эстафета».
Хозяйка:
Коль на праздник вы пришли,
Подружиться все должны!
Наш капустник продолжаем,
Всех на танец приглашаем!
Танец русский народный.
Капуста: Сейчас нам нужна помощь мам. Пусть они определят вес кочанов капусты.
Игра для родителей «Определи вес кочана».
Хозяйка: Делу — время, потехе — час,
Кто хочет поиграть сейчас?
Дружная команда.
Играют 2 команды. Дети и родители встают в две шеренги, первый ребенок берет кочан капусты, передает следующему и т. д., последний в шеренге кладет кочан в корзину. Выигрывает команда, выполнившая задание первой.
Хозяйка:
Ой, уже совсем стемнело!
Что ж, спасибо скажем смело.
Тебе, капуста белая,
Вкусная и спелая.
Ты дождями умывалася,
В триста платьев одевалася.
Будем кушать да хвалить,
Да спасибо говорить.
Приглашаем всех на наше чаепитие!