Получи документы

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста (6 фото)

Закирова Людмила
Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.

Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другимилюдьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.

У детей с речевыми патологиями обнаруживается сложное сочетание нарушения речи и эмоциональной сферы. Выражается это в бедности эмоциональных проявлений, такие дети испытывают трудности с определением и соотнесением эмоциональных состояний. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты. Дети, которые плохо разговаривают нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения. Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.

Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Арт-терапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс творчества, а не результат.

Показания для проведения детской арт-терапии:

• упрямство;

• агрессия;

• страхи; тики, заикание, навязчивости и др. ;

• частая смена настроения;

• задержки речевого и психического развития;

• кризисные ситуации;

• трудности в школе, общении со сверстниками и/или взрослыми;

• возбудимости или апатичности;

• изменение места жительства;

• подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации;

• потери родительского контроля над ребенком, непослушании.

• застенчивости и неуверенности в себе;

. агрессивность;

• гиперактивность;

Цель: профилактика и коррекция негативных эмоциональных состояний дошкольников.

Задачи:

1 Создание атмосферы психологической безопасности.

2 Гармонизация эмоционального состояния.

3 Развитие чувственно-двигательной координации.

4 Развитие психических функций.

5 Активизация конкретно-образного мышления.

6 Развитие коммуникативных способностей ребенка.

7 Способствовать оптимизации межличностных отношений в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый».

8 Развитие самооценки.

9 Формирование уверенности в себе.

10 Развитие эмпатических способностей.

11 Развитие умения выражать свои чувства, переживания.

12 Развитие саморегуляции.

13 Развитие творческой активности.

14 Развитие спонтанности.

15 Коррекция и профилактика поведенческих отклонений.

16 Развитие речевой функции.

Основные принципы занятий арт-терапией:

1. Желание ребенка – основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.

2. Поощрение и благодарность ребенку.

3. Педагог должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и предлагает ему варианты ответов.

4. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия, рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.

5. Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.

6. На многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т. е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в

легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка.

7. Главное – получать удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления!

Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления здоровья детей. «Арт» – искусство, «терапия» – лечение. Термин введен Адрианом Хиллом в 1938 году.  Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.  Арт-терапия не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем.

Эта технология помогает:

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук детей;

2. Развивать речевые и творческие способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей согласование пальцев, текста, музыки;

3. Ориентироваться в пространстве. Дети проявляют интерес к пальчиковым играм, увеличивается их словарный запас, возрастает речевая активность детей, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а в дальнейшем облегчает овладением навыками письма. Начиная с элементарных потешек, маленьких стишков, дети создают в дальнейшем перчаточные сказки и картины из бус.

Картинки из абрикосовых косточек (природного материала).

 Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Выкладывание картин, изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный, а процесс изготовления поделок из природного материала не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но обязательно разовьет фантазию, воображение, мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность.

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста

Игры с бусами (бусография).

Играя с бусами, дети максимально проявляют свою фантазию. У ребенка появляется возможность создать персонаж, отразить его качества и «проиграть» его действия, что способствует развитию речи и накоплению словаря.

Фото №1 Использование методов арт терапии в работе с детьми дошкольного возраста

Рисование бусами.

 Развитие творческих способностей детей через знакомство нетрадиционной техникой рисования бусами.

Фото №2 Не секрет что именно дошкольное детство один из самых важных этапов в жизни ребенка

Игровая ситуация «Природный салон красоты», «Мода от природы».

 Игра- самоценная деятельность для детей, которая обеспечивает ему ощущение свободы, в процессе ситуации развиваются духовные, эстетические и творческие силы ребенка: память, моторика, воображение, и т. д.

Фото №3 В этот период ребенок активно познает окружающий мир

Сказкотерапия.

Развитие фантазии и воображения.

Развитие умения выражать свои мысли.

Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.

Развитие способности к децентрированию, умения встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон.

Развитие эмпатии.

Расширение репертуара эмоций и эмоциональных состояний.

Развитие способности их распознавать.

Расширение знаний о явлениях окружающего физического и социального мира.

Фото №4 А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другимилюдьми пытается найти свое место среди них учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания

Дидактическая игра «Волшебные краски».

 Развитие воображения, мелкой моторики рук, снятие эмоционального напряжения.

Фото №5 Задача специалистов дошкольного образования заключается в том чтобы и опыт и навыки и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени какая ему необходима
Публикации по теме:

Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Инновационный проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста». Автор проекта: зав. отделением.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУИспользование инновационных форм и методов в индивидуальной и групповой работе с детьми в ДОУ Современные дошкольники — самые активные, открытые и творческие личности. Игры и театрализованные постановки с использованием детских комплексов.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 24 января 2025 в 10:12
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Закирова Людмила (УИ 3526194) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина
26 января 2025 воскресенье
Путешествуем по карте России!
В гости к кенгуру в Австралию!
Семья — хранитель традиций!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД