Закирова Людмила
Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другимилюдьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.
У детей с речевыми патологиями обнаруживается сложное сочетание нарушения речи и эмоциональной сферы. Выражается это в бедности эмоциональных проявлений, такие дети испытывают трудности с определением и соотнесением эмоциональных состояний. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты. Дети, которые плохо разговаривают нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения. Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.
Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Арт-терапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс творчества, а не результат.
Показания для проведения детской арт-терапии:
• упрямство;
• агрессия;
• страхи; тики, заикание, навязчивости и др. ;
• частая смена настроения;
• задержки речевого и психического развития;
• кризисные ситуации;
• трудности в школе, общении со сверстниками и/или взрослыми;
• возбудимости или апатичности;
• изменение места жительства;
• подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации;
• потери родительского контроля над ребенком, непослушании.
• застенчивости и неуверенности в себе;
. агрессивность;
• гиперактивность;
Цель: профилактика и коррекция негативных эмоциональных состояний дошкольников.
Задачи:
1 Создание атмосферы психологической безопасности.
2 Гармонизация эмоционального состояния.
3 Развитие чувственно-двигательной координации.
4 Развитие психических функций.
5 Активизация конкретно-образного мышления.
6 Развитие коммуникативных способностей ребенка.
7 Способствовать оптимизации межличностных отношений в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый».
8 Развитие самооценки.
9 Формирование уверенности в себе.
10 Развитие эмпатических способностей.
11 Развитие умения выражать свои чувства, переживания.
12 Развитие саморегуляции.
13 Развитие творческой активности.
14 Развитие спонтанности.
15 Коррекция и профилактика поведенческих отклонений.
16 Развитие речевой функции.
Основные принципы занятий арт-терапией:
1. Желание ребенка – основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.
2. Поощрение и благодарность ребенку.
3. Педагог должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и предлагает ему варианты ответов.
4. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия, рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.
5. Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.
6. На многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т. е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в
легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка.
7. Главное – получать удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления!
Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления здоровья детей. «Арт» – искусство, «терапия» – лечение. Термин введен Адрианом Хиллом в 1938 году. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем.
Эта технология помогает:
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук детей;
2. Развивать речевые и творческие способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей согласование пальцев, текста, музыки;
3. Ориентироваться в пространстве. Дети проявляют интерес к пальчиковым играм, увеличивается их словарный запас, возрастает речевая активность детей, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а в дальнейшем облегчает овладением навыками письма. Начиная с элементарных потешек, маленьких стишков, дети создают в дальнейшем перчаточные сказки и картины из бус.
Картинки из абрикосовых косточек (природного материала).
Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Выкладывание картин, изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный, а процесс изготовления поделок из природного материала не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но обязательно разовьет фантазию, воображение, мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность.
Игры с бусами (бусография).
Играя с бусами, дети максимально проявляют свою фантазию. У ребенка появляется возможность создать персонаж, отразить его качества и «проиграть» его действия, что способствует развитию речи и накоплению словаря.
Рисование бусами.
Развитие творческих способностей детей через знакомство нетрадиционной техникой рисования бусами.
Игровая ситуация «Природный салон красоты», «Мода от природы».
Игра- самоценная деятельность для детей, которая обеспечивает ему ощущение свободы, в процессе ситуации развиваются духовные, эстетические и творческие силы ребенка: память, моторика, воображение, и т. д.
Сказкотерапия.
Развитие фантазии и воображения.
Развитие умения выражать свои мысли.
Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
Развитие способности к децентрированию, умения встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон.
Развитие эмпатии.
Расширение репертуара эмоций и эмоциональных состояний.
Развитие способности их распознавать.
Расширение знаний о явлениях окружающего физического и социального мира.
Дидактическая игра «Волшебные краски».
Развитие воображения, мелкой моторики рук, снятие эмоционального напряжения.