Людмила Шахова
«Иней на ветках». Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности " День рождение Деда Мороза"
Программное содержание: Расширить представления детей о Деде Морозе: его истории и современности.
Познакомить детей с понятием «кристалл», с условиями образования кристаллов, выращивать кристаллов в бытовых условиях на примере поваренной соли, солевого раствора, развивая наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и
делать выводы в процессе экспериментирования.
Воспитывать у детей аккуратность в работе, умение соблюдать правила
Публикация «„Иней на ветках“, Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе» размещена в разделах
- Иней. Наблюдения за инеем на прогулке
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
техники безопасности, вызывать радость открытия, полученного из опыта.
Задача:
- Развивать умение действовать по алгоритму.
- Развивать диалогическую речь.
Материал и оборудование:
- стеклянный сосуд с водой;
- соль;
Готовая веточка с кристаллами
- одноразовые стаканчики на каждого ребёнка
- стаканчики с солью:
- ложечки для каждого ребёнка;
- сухие ветки
- презентация «Кто такой Дед Мороз»
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций «Как добывали соль раньше»
- Беседы о применение соли в медицине, кулинарии, косметологии;
- Рассказывание пословиц и поговорок о соли.
Словарная работа:
-соляной раствор;
- кристаллы соли;
- эксперимент, опыт.
Ход занятия:
В волшебной сказке очутись,вокруг себя ты повернись,закрой глаза ладошкой и улыбнись немножко.
Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу, подарим положительные эмоции.»
Дети: " Улыбнулись мы друг другу, покрутились мы по кругу, раз, два, три в волшебной сказке очутись!
«Познавательная беседа, презентация «Кто такой Дед Мороз?»
Воспитатель: Ребята кто мне скажет, какой сегодня праздник?
Дети: День рождение Деда Мороза!
Воспитатель: Правильно, поэтому тема нашего занятия «Дед Мороз. История Мастерской Деда Мороза, Иней на ветках».
Воспитатель:Сегодня на занятии я предлагаю выяснить, что Вы знаете о Д. М. ?
Ответы детей: ….
Воспитатель: Но это еще не все! Хотите узнать больше? Тогд внимание на экран!
Показ презентации:
День рождения Дед Мороз отмечает 18 ноября - эту дату придумали ему сами дети, поскольку именно 18 ноября на его вотчине - в Великом Устюге - в свои права вступает настоящая зима, и ударяют морозы. Деду морозу уже более 2000 лет. В разные времена он был известен в разных образах; холод Трескун, персонаж из сказки Морозко. Считается, что литературный дед мороз впервые появился на страницах книг в 1840 г. Великий Устюг был официально назван родиной Деда Мороза не так давно в 1999г. Именно здесь особенно тщательно готовятся ко дню рождения дедушки. В этот день открывают почтовый ящик. в который можно опустить письма с поздравлениями для Деда Мороза. Современный Дед Мороз вынужден идти в ногу со временем. Поэтому письма ему можно отправлять по электронной почте. На центральной площади Великого Устюга, в этот день проходят праздничные мероприятия. По традиции зажигаются первые огни на новогодней елке. Современный Дед Мороз – это очень веселый и добрый старик. Узнать его можно по длинной белой бороде, красной шапке, волшебному посоху и большому мешку с подарками
Воспитатель: Ребята, что нового Вы узнали из истории Деда Мороза?
Ответы: … Воспитатель: Ребята, что Вас удивило в современной жизни Деда Мороза? Ответы: …
«Проблемная ситуация (с презентацией) «Деревья зимой. Иней?» Воспитатель: Ребята, я бы хотела с вами обсудить Деда Мороза как художника. Он очень любит эксперименты, видели какие замечательные снежинки он создает, и ни одна не похожа на другую. А еще Дедушка Мороз старается укрыть каждое дерево от мороза! Ведь в стволе, ветках дерева есть влага – сок деревьев, которая питает каждый листочек в теплое время года. А зимой количество сока уменьшается, потому что на дереве нет чего? (листьев). Еще зимой воздух из-за обилия снега может быть влажным, морозным и из-за этого на ветках образуются снежные кристаллики, которые нарастают друг на друга, образуя ИНЕЙ. Иней защищает деревья от мороза, сохраняя сок внутри веток деревьев. Поэтому деревья зимой принимают волшебные очертания и похожи на зимнюю сказку. - Ребята, Как вы думаете, с помощью чего природа защищает ветки деревьев от холода? Ответы детей (иней)
Воспитатель: Ребята я предлагаю вам стать помощниками Дедушки Мороза и в его мастерской-лаборатории изготовить зимние веточки с кристаллами,
которые потом можно подарить кому-либо или украсить ими помещение, нашу группу.
Опытная деятельность с поваренной солью «Иней на ветках» - Давайте представим, что эта комната превратилась в мастерскую Деда Мороза, в которой проводятся разные опыты, эксперименты по изготовлению новогодних подарков и украшений. - Проходите в мастерскую, присаживайтесь. (дети со стульями идут к столам) - Но прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила работы в лаборатории. Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите какая чудесная ветка у меня в руках (показ готовой ветки с кристаллами) Правда она похожа на веточку с инеем. Но скажите мне, если бы, я принесла настоящую веточку в инее в группу что случилось бы с ней?
Дети: Иней бы растаял.
Воспитатель: А почему? Ответы детей
Воспитатель: Хотите узнать, почему моя веточка не тает и из чего она получилась? Тогда ответьте на вопрос: - Она белая, колючая, сухая, сыпучая
. (соль) - Отдельно она не так вкусна, но в пище каждому нужна (соль) - Вот и ответ на вопрос, из чего получились кристаллы на веточке. То что похоже на иней – это кристаллы соли, о которой вы угадали загадки они очень похожи на кристаллы льда. Воспитатель знакомит детей с последовательность работы - опыты с солью: - Посмотрите перед вами стоит стаканчик с солью.
Проведём с вами опыты для выяснения свойств соли. 1. Возьмите веточку, ложечкой наберите немного соли посыпьте на веточку над стаканчиком, держаться кристаллы? Нет, какая она? (Сыпучая) Правильно! Как вы думаете, для того чтобы кристаллы соли закрепились на веточке, что нам надо сделать? Ответы детей Воспитатель: - Для того чтоб кристаллы держались, нам надо приготовить солевой раствор, т. е смешать воду и соль. Дети повторите, что нам надо приготовить?
Дети: Солевой раствор или раствор из соли Воспитатель: Для приготовления раствора в стаканчик с водой надо добавить четыре ложки соли, затем помешать. Посмотрите и скажите вся ли соль растворилась сразу?
Дети: Нет только часть.
Правильно, та часть, которая растворилась, превратилась в мельчайшие частицы, невидимые нам. Если поставить это солевой раствор на огонь и подогреть воду, то вся соль растворится, но нам сегодня достаточно иметь не до конца растворенную в воде соль, чтобы изготовить снежную веточку. Теперь я беру веточку и опускаю ее в соляной раствор, и закрываю листом картона, чтобы вода не испарялась, частицы соли оседали на веточку и наслаивались друг на друга, как снежинки или кристаллы в инее. Проговариваем с детьми последовательность их работы. Дети приступают к работе. По окончанию работы, напоминаю: - Все стаканчики надо накрыть картоном, чтобы вода не испарялась.
Итог занятия, рефлексия. Ребята, мне сегодня очень понравилось, как вы работали. Я рада, что вы хорошо знаете технику безопасности при проведении опытов, это поможет вам сохранить ваше здоровье. Мне доставили удовольствие полные ответы … (перечисляю активных детей. Я хотела бы послушать вас. - Что нового Вы сегодня узнали? - Что вам больше всего понравилось, запомнилось? - Что было интересно?