Оксана Махота
Игры и упражнения с элементами песочной терапии. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
«Секретные задания кротов».
Цели: Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Ход упражнения : Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей (например, крот, червячок, мышка). Песочная Фея : «Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев.) Ну что, погружаемся в песок? Смотри и делай как мой крот». Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности, а затем осторожно другой рукой раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки). Как вариант игры — все действия осуществлять с закрытыми глазами: искать в песке пальцы друг друга, пожимать их — «кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки».
Темочки:
«Песочные прятки» (вариант игры «Мина»).
Цель: Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
Ход упражнения : Первый вариант. Песочная Фея : «Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того, как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать его пальчиками, использовать палочки или кисточки».
Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, то он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Второй вариант. Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочных персонажей, их можно также изготовить самостоятельно, обернув прозрачной клейкой лентой яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки, с четким изображением одного предмета. С целью развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.
Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицатель-«его отношения к разным героям.
Песочная Фея : «В песке любят прятаться также сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай а и скажи волшебные слова: „Раз, два, три, сказка, приходи". Взрослый закапывает в песок картинку из любой хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок тартинки. Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку, чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно, очистил от песка часть картинки. Как ты думаешь, какая это сказка? И т. д.»
Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он уже в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа.
Если ребенок не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.
«Отпечатки».
Цели: Закрепление знаний о сенсорных эталонах, пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
Ход работы: Отпечатки (как барельефные, так и горельефные) на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине жесткие фигуры и т. д. Взрослый и ребенок по очереди отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс. В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например: только геометрические формы, только квадратные и т. д.
Вариант работы: Песочная Фея : «Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной формы, а бегемот хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемот. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток». Подобным образом взрослый дает задание ребенку расселить всех жителей песочницы. Также задание можно усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.
«Кто к нам приходил?».
Цели: Развитие зрительного и тактильного восприятия.
Ход упражнения : Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные или горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. После того как формочка отгадана, взрослый и ребенок меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводится их контур. Усложнение задания — игра происходит с новыми формочками без предварительного их ощупывания, также путем наложения нескольких характерных отпечатков на друга.
«Узоры на песке».
Цели: Развитие зрительно-моторной координации, развитие воображения.
Ход упражнения : На мокром песке получаются более четкие узоры, так, их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птички — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет, сочить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?». На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица и обучить ребенка графическим способам обозначения эмоций человека (радость, грусть, злость, страх, удивление).
«Песочный круг».
Цели: развитие творческого воображения, зрительно – моторной координации.
Ход упражнения : Ребенок на песке рисует любым способ круг и украшает его любыми предметами: камешками, семенами, пуговицами, бусинами и т. д. После этого ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции ребенок производит с отпечатками своих ладоней, при этом он может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, он будет в будущем».