Получи документы

Игровые технологии в гендерном образовании детей дошкольного возраста

Елена Питеркаева
Игровые технологии в гендерном образовании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Игровые технологии в гендерном образовании детей дошкольного возраста».

Дошкольный возраст является наиболее ответственным периодом в жизни человека, когда формируется наиболее фундаментальные способности.

Процессы демократизации общества неизбежно приводит к изменению культурных эталонов мужественности и женственности. На смену внешних запретов полоролевого поведения приходят новые представления о мужских и женских ролях, основанные на гибких партнерских взаимоотношениях, что оказывает существенное влияние на формирование гендерной идентичности уже в дошкольном возрасте. В связи с этим гендерное воспитание ребёнка в период дошкольного детства является актуальной проблемой в педагогической науке и практике. Ведущей задачей педагога в системе дошкольного образования, как указывает А. Г. Арушанова, является «способность в каждом ребенке дошкольнике увидеть его индивидуальность, слабые и сильные стороны личности». Поэтому педагогам предоставляется свобода в выборе содержания, средств и методов образования, а значит создается возможность индивидуализации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.

Публикация «Игровые технологии в гендерном образовании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Согласно статье 64 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «образовательные программы ДО направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей», приоритетным принципом построения образовательной деятельности в ДОО является индивидуализация дошкольного образования. В результате на практике важно обеспечить каждому ребенку благоприятные условия развития с учетом индивидуальных особенностей, когда сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Индивидуализация образовательного процесса в ДОО предполагает разработку и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальной образовательной стратегии, персонализированного обучения, обозначающих систему дидактических мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и социальным заказом родителей.

Одним из ранних новообразований ребенка дошкольного возраста считается приятие своего пола, осознание себя как носителя определенного набора полоролевых характеристик. Формирование гендерной принадлежности дошкольника предполагает внедрение в образовательный процесс ДОО направленности на реализацию гендерного подхода, который имеет значительный потенциал в индивидуализации образования в дошкольный период. В условиях современности это зависит от компетентности педагогов ДОО.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет принципы саморазвития личностных качеств субъектов образовательного процесса, выдвигая на первый план проблемы обеспечения новых подходов к процессам социализации и индивидуализации развития детей, определяющих их эффективность. Наиболее подходящим возрастом для начала проведения планомерной работы по гендерному воспитанию детей принято считать старший дошкольный возраст. С целью воспитания культуры гендерных представлений необходимо использовать адекватные средства педагогического воздействия, подходящие старшим дошкольникам. Поскольку ведущей деятельностью детей в этом возрасте все еще является игра, педагогическая работа должна быть направлена на правильно спланированные и организованные сюжетно-ролевые игры. Таким образом, цель состоит в исследовании игры как средства развития гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Старший дошкольный возраст выступает значимым этапом в жизни ребенка, поскольку именно в это время происходит наиболее быстрая функциональная перестройка практически всех систем организма: головного мозга, нервной системы, жизненно важных органов и систем. Опишем наиболее значимые психофизиологические трансформации этого возрастного периода. Их знание важно для дальнейшего подбора сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование гендерных представлений дошкольников.

Так, особенность физиологических изменений, происходящих в организме старших дошкольников, связана с тем, что в возрасте от 5 до 7 лет тело ребенка активно растет в длину, скелет ребенка позволяет ему выполнять разнообразные движения, требующие большей гибкости, выносливости и силы. Одновременно растут и развиваются все внутренние органы, включая, легкие, сердце, печень и почки, совершенствуется выполнение ими главных физиологических функций. В это же время происходит укрепление опорно-двигательного аппарата, активно развивается мозг ребенка. Происходит совершенствование всей нервной системы. Ребенок начинает лучше контролировать свои движения. Одним из наиболее значимых достижений в данной сфере в дошкольном возрасте становится овладение мелкими движениями рук. В целом, уровень развития организма старших дошкольников таков, что позволяет им совершать длительные прогулки, уверенно бегать, прыгать без сильного утомления, выполнять определенные задания, требующие усилия и более длительной физической работы.

Дети старшего дошкольного возраста отличаются особой любознательностью. Коммуникация также претерпевает изменения. У старших дошкольников проявляется стремление к общению со сверстниками. Сверстник становится для ребенка еще более предпочитаемым и привлекательным партнером, чем взрослый. В таком общении ребенок может раскрыться, поскольку ничто не ограничивает его активности, никто не оценивает правильности его действий, не препятствует возможности попробовать себя различным образом. Старший дошкольник нуждается не столько в одобрении его действий взрослым (родителем или воспитателем, сколько в содержательных контактах с детьми одного с ним возраста. Речевые контакты становятся более длительными и активными. Однако следует признать, что без контакта со взрослым развитие ребенка даже на этом этапе не может осуществляться должным образом. Общение со взрослым выступает необходимым условием всестороннего развития дошкольника, поскольку именно взрослый является для него хранителем опыта и знаний.

Для поддержания и развития детских контактов игры подходят как нельзя кстати. Игры хорошо включают в процесс коммуникации тех детей, которые по причине робости, застенчивости, агрессивности не могут найти себе друзей в группе, то есть не реализуют свою возрастную потребность в общении. Таким образом, на данном этапе развития сюжетно-ролевые игры могут служить средством не только обучения и развития, но и профилактики дальнейших личностных деформаций.

Игра, таким образом, в старшем дошкольном возрасте не утрачивает своей значимости, а становится еще более важным средством и инструментом развития ребенка. В играх старших дошкольников, которые они затевают между собой, оказываются задействованы все уровни усвоения знаний, социально одобряемых форм поведения. Игра предполагает движение от воспроизводящей деятельности к преобразующей, а далее к главной цели – творческой и самостоятельной деятельности дошкольника. Здесь важно отметить, что игра, по сравнению с другими видами познавательной деятельности, эффективнее всего способствует активизации различных учебных мотиваций, стимулируя ребенка пробовать себя в различных ролях. Процесс освоения социального опыта в игре приобретает личностные значения.

Старшие дошкольники осваивают социальные и гендерные роли, погружаясь в контекст различных сюжетно-ролевых игр, и непосредственно переживают содержание игровой ситуации. Говоря о роли игры для этапа старшего дошкольного детства в целом, отметим тот факт, что в силу психологических особенностей дошкольного возраста влияют такие особенности игровой деятельности как :

- эмоциональность,

- наблюдательность,

- подражательность,

- стремление выражать свои впечатления в игровой форме.

При этом игра старших дошкольников на этом этапе дошкольного детства обладает своей спецификой.

Описывая сюжетно-ролевые игры дошкольников старшего возраста, следует отметить:

а) изменение тематики сюжетных игр. У ребенка старшего дошкольного возраста углубляется интерес к трудовым делам взрослых, к результатам их труда, возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей, желание подражать им. Для игр детей этого возраста характерны игры с героическим сюжетом;

б) игры становятся более творческими, полными изобретательства;

в) дети начинают лучше договариваться, распределять роли, благодаря чему им лучше удаются коллективные игры;

г) возрастает длительность сюжетно-ролевых игр, которые продолжаются неделю, две, месяц и т. д. В длительной игре у ребенка быстрее вырабатываются навыки и привычки коллективной жизни, растет самостоятельность. В результате такого рода игра становится наиболее эффективной формой организации интересной жизни детей в дошкольном учреждении. Дети настолько вживаются в роль, что зачастую чувствуют себя в ней и тогда, когда уже не играют. В подобных случаях легче воздействовать на ребенка через любимый им образ.

Длительная творческая сюжетно-ролевая игра сосредотачивает в себе, таким образом, большие возможности для формирования их гендерных представлений.

В целом, характеризуя особенности сюжетно-ролевых игр старших дошкольников, следует назвать их черты:

1. Со временем дети все более полно осознают необходимость соблюдать правила игры, поскольку последние задают действия ребенка и воспитателя и говорят, что и когда необходимо делать. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и гендерные роли, и моральные нормы, и принципы социального поведения. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам.

2. В игре одним из ведущих становится социальный мотив игровых действий. Сюжетно-ролевая игра открывает дошкольнику путь в мир взрослых.

3. Погружаясь в сюжетно-ролевые игры, ребенок развивается – физически, интеллектуально и эмоционально. Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский указывал на то, что, хотя дошкольник создает в ролевой игре воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, а также их действия физического и мыслительного характера оказываются неподдельными и настоящими. Появление длительной, самостоятельной игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества дошкольника.

Несколько видов сюжетно-ролевых игр:

1. Игры на основе бытовых сюжетов: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, посредством манипуляций с которыми дошкольники «воплощают в практику» свои знания о сверстниках, взрослых, их действиях, отношениях.

2. Игры на производственные и социальные темы: в них отражаются знания детей о труде, общественно значимых делах. Темы для таких игр черпаются из окружающей жизни и наблюдений за профессиональной деятельностью родителей и других взрослых (например, игра в «школу», в «магазин», «библиотеку», «почту», «парикмахерскую», «больницу», «транспорт», «полицию», «пожарных», «цирк», «театр», «зоопарк», «завод» и др.).

3. Игры, включающие в себя героические и патриотические сюжеты: это игры, отражающие знания дошкольников о героических подвигах нашего и других народов, о которых они узнали из книг, кинофильмов, передач, рассказов взрослых (например, игра в «войну», «космические полеты» и проч.).

4. Игры по сюжетам художественных произведений, а также кинофильмов, мультфильмов, теле- и радиопередач: сюда относятся игры в «моряков» и «летчиков», в «Зайца и Волка», а также игры в любых других любимых персонажей детей. В этих играх дошкольников нередко воспроизводятся не только характеры и манера поведения героев (что важно для усвоения ими гендерных ролей, но также и целые эпизоды из литературных произведений. Подражая действиям любимых героев, дети усваивают их поведение, отношение к тем или иным феноменам окружающего мира.

5. «Режиссерские» игры: в данном типе игр дошкольники заставляет кукол и другие игрушки выполнять различные действия, говорить и др. Включаясь в такую игру, ребенок действует с учетом двух планов – он играет и за себя, и за куклу, руководя ее «действиями». Если такая игра носит коллективный, групповой характер, то игроки заранее договариваются о сценарии, основу которого, как правило, составляют сюжеты знакомых сказок, мультфильмов, а также события собственной жизни. Дошкольники в ходе этих игр «учат» кукол выполнять какие-либо действия, сами ведут себя в соответствии с выбранной ролью.

К середине ХХ века складываются и полностью оформляются несколько ведущих подходов к игре дошкольников. Так, можно выделить биологизаторский, социологический и деятельностный подходы к сюжетно-ролевой игре детей.

1.1. Особенности гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

Несмотря на то, что термины «пол» и «гендер» часто используют как синонимические, означают они не одно и то же.

Понятием «пол» обозначается набор биологических и физиологических характеристик индивида. Выделяют два основных пола: женский или мужской. Понятие «гендера» же характеризует способы поведения и социальные роли, традиционно закрепленные за определенным полом и идентифицируемые как «мужские» или «женские». Говоря о гендере, таким образом, говорят о фемининности или маскулинности (женственности или мужественности) того или иного типа поведения, той или иной социальной роли.

Появление термина «гендер» в науке традиционно связывают с именем американского исследователя Р. Столлера, который предложил использовать данный термин для обозначения двойственной природы пола человека: одновременно биологической и социокультурной основы идентичности человека как мужчины или женщины. Понятие «гендер», таким образом, отражает идею того, что наша идентичность не дана нам изначально, но социально конструируема. Различия между женщинами и мужчинами представляют своего рода «культурную маску» пола, определяемую исторически сложившимися представлениями, доминирующими в определенный период времени в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре, образовании). Рассматривая специфику гендерных представлений дошкольников, а также особенности, связанные с их поведением, следует отметить, что к старшему дошкольному возрасту у мальчиков и девочек уже складываются различные архетипы поведения, образы, на основании которых идет дальнейшее развитие эмоциональной сферы, осуществляется формирование мышления, привычных способов и сценариев действий. Воображение, а также мечты, идеалы и фантазии у дошкольников старшего возраста также приобретают свою специфику в зависимости от того «женские» или «мужские» роли поведения осваивают дошкольники.

В зависимости от формирующихся гендерных представлений у детей по-разному организуются и протекают игры. Так, игры девочек гораздо чаще основываются на ближнем зрении: девочки предпочитают раскладывать перед собой «украшения», «драгоценности», «богатства» (в их роли могут выступать игрушки, тряпочки, бусинки). Также свою специфику приобретает освоение пространства: девочки предпочитают играть на ограниченном пространстве, например, в отдельном уголке. Игры мальчиков, напротив, чаще основываются на дальнем зрении: дошкольники любят играть в догонялки, бросать предметы, стрелять по целям. При этом, как правило, они используют все окружающее их пространство. Мальчики гораздо более охотно осваивают вертикальную плоскость: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов и др.

Осваивая полоролевые модели действия, дети по-разному научаются проявлять свои эмоции. Так, например, они по-разному демонстрируют и используют агрессию. С помощью агрессивного поведения мальчики стараются достичь самоутверждения, завоевать лидерские позиции в кругу друзей. Девочки при помощи агрессии стремятся обратить на себя внимание окружающих. Процесс усвоения гендерных ролей влияет и на протекание познавательных процессов.

Средством усвоения ребенком поведения, специфичного для определенного пола, выступает сюжетно-ролевая игра. В ней дошкольник знакомится с поведенческими паттернами на основании принятия и проигрывания определенных действия и типов поведения.

Таким образом, игра, являясь сложным, многоуровневым видом деятельности, предоставляет возможность для формирования гендерных особенностей детей и идеальных моделей поведения («мальчики никогда не плачут», «девочки всегда помогают», «настоящие мужчины не предают», «хорошая мама всегда пожалеет ребенка»).

Гендерная направленность игр мальчиков и девочек, проявляется в выборе сюжетов, игровых интересах, игровых умениях (распределении ролей, ролевом взаимодействии, умении проявить игровое творчество при построении игры. Как замечено, девочки и мальчики дошкольного возраста выбирают роли, характерные для представителей своего пола, и чаще всего играют только с детьми своего пола, что способствует закреплению желаемых стратегий поведения.

Наличие различий в сюжетах игр мальчиков и девочек, даже если они играют вместе, является типичной ситуацией. В дошкольном возрасте дети часто разделяют на игры для девочек (в них стыдно играть мальчикам) и мальчиков (мало привлекательные для девочек). Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики – шумные, активные, наполненные движениями игры. В связи с этим, в группах дошкольных учреждений должны быть созданы условия для игр детей каждого пола. Мальчиков следует поощрять играть в такие игры как «Летчики», «Автозаправочная станция» и др., для девочек – «Салон красоты», «Кафе» и проч.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важно преодоление разобщенности между детьми путем организации совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии со своими гендерными особенностями. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Туристическое агентство» позволяют мальчикам принимать на себя мужские роли, а девочкам – женские.

Если объективно взглянуть на сюжетно-ролевые игры мальчиков дошкольного возраста, то в большинстве своем они носят примитивный характер, имитации «перестрелок» и «перебежек», что связано с отсутствием образцов развернутой игровой деятельности и адекватного руководства игрой со стороны взрослых. Как показывает практический опыт, мальчики ощущают дефицит и в отношении образцов мужского поведения и испытывают потребность в реализации определенных сюжетов. Поэтому роль педагога здесь особенно важна. Развернутая сюжетно-ролевая игра, включающая различные испытания, элементы преодоления себя, образцы героизма, тактические действия и взаимопомощь, определенно предоставляют мальчику возможность почувствовать себя сильным, смелым, отважным.

Военные игры, такие как «Летчики», «Пограничники» и другие, позволяют моделировать настоящие мужские испытания, проверять решимость и отвагу, дают опыт защиты слабых, противостояния злу и преодоления трудностей, задают образцы мужественности.

Очень важно организовать такие игры, в процессе которых дети могли бы взаимодействовать в соответствии с гендерными особенностями. Девочки принимают на себя женские роли, а мальчики – мужские.

В процессе развития гендера «очень велика роль детских игрушек. Традиционно игрушки и игры помогали девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивали умение общаться и навыки сотрудничества. Игрушки и игры мальчиков побуждали их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогали развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и интеллектуальных способностей, поощряли независимое, соревновательное и лидерское поведение».

Через гендерное маркирование материалов происходит отчетливое и явное выделение гендерных ролей, которые должны отвечать реальным социальным запросам общества.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА.

На этапе работы проводилась диагностика по выявлению уровня развития игры детей старшего дошкольного возраста.

Цель заключалась в определении начального уровня развития игры мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Задачи:

1. выявить гендерные установки мальчиков и девочек;

2. выявить особенности игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры;

3. выявление игровых интересов мальчиков и девочек;

4. изучить особенности игровых умений мальчиков и девочек.

В процессе диагностики использовались следующие методы:

1) беседа с детьми старшего дошкольного возраста;

2) включенное наблюдение за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста.

дети старшего дошкольного возраста

Все дети активно используют игровой материал (игрушки, игровые атрибуты, но в играх девочек он более разнообразен. Девочки больше уделяют внимания подбору деталей, любят украшать игровое пространство, использовать различные атрибуты для создания игрового образа. Девочки бережно раскладывают перед собой свои богатства – куклы, тряпочки, бусинки, пуговички – и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Сломанную игрушку, девочки обычно отбрасывают в сторону как непригодную вещь, мальчики воспользуется этим случаем, чтобы ознакомиться с её устройством.

Итак, проведенная диагностика показала следующее: дети старшего дошкольного возраста проявляют не достаточную осведомленность о родовой, супружеской и родительской ролях, демонстрируют средней уровень осознания необратимости полов. Ролевое взаимодействие, возникающее между девочками, было более длительным, чем между мальчиками.

Уровень игрового взаимодействия мальчиков и девочек в условиях сюжетно-ролевой игры средний. Инициативность вне игры развита на равном уровне, как у мальчиков, так и у девочек. Преобладающий эмоциональный фон более позитивный у девочек, чем у мальчиков. Игровые интересы девочек и мальчиков отличны, хотя и не достаточно разнообразны. У девочек преобладают социально – бытовые темы, ролевое взаимодействие у них более длительно, чем между мальчиками. Девочки стараются передать женское своеобразие, умеют хорошо перевоплощаться.

Публикации по теме:

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста. Воспитатели группы раннего возраста «Сказка» Синякова Оксана Николаевна Щеголькова.

Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствамИгровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста»Мастер-класс «Игровые технологии с детьми младшего дошкольного возраста» Государственное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Краснолучский ясли- сад № 46 «Василек» МАСТЕР- КЛАСС.

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Социо-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возрастаСоцио-игровые технологии в работе с детьми среднего дошкольного возраста Для каждой современной дошкольной образовательной организации актуальным становится освоение и внедрение в практику инновационных педагогических.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игровые технологии в гендерном образовании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 2 июня 2021 в 13:31
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологии в гендерном образовании детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Питеркаева (УИ 13277) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД