Чикалова Ольга
Игровые технологии. Сенсорное развитие у детей младшей возрастной группы посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе.
Публикация «Игровые технологии, Сенсорное развитие у детей младшей возрастной группы посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка.
Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.
Цель: развитие сенсорных способностей детей раннего возраста, мелкой моторики.
Задачи игровой технологии :
1. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
2. Сформировать умение ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);
3. Воспитать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
Направления работы:
1. Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов);
2. Обучение способам обследования предметов;
3. Развитие аналитического восприятия ( выделение элементов: цвет, форма, величина).
методы и приёмы педагогической системы работы
Традиционные:
1. Наглядные – наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций;
2. Словесные – беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора;
3. Практические – дидактические игры, опыты, труд детей;
Нетрадиционные:
1. Репродуктивный – для обработки практических умений и получения навыка при действии по образцу;
2. Проблемный – для решения игровых проблемных ситуаций;
3. Исследовательский – в ситуациях, когда воспитанники по моему заданию выполняют определённые виды действий, подводящих их к усвоению новых знаний.
В играх с предметами я использую игрушки и реальные предметы. Играя с предметами, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также на развитие речи и правильной ориентировки в пространстве.
План работы на 2019-2020 учебный год
«Дидактические игры сенсорного развития»
Тема занятия Месяц
«Катание цветных шариков…» сентябрь
«Размещение грибков двух цветов» октябрь
«Воздушные шары» ноябрь
«Нанизывание больших и маленьких бус» декабрь
«Большая и маленькая куклы» январь
«Потрогайте и угадайте что я вам дала» февраль
«Что лежит в волшебном мешочке» март
«Геометрическое лото» апрель
«Найди свой цветок» май