Анастасия Николаевна Прокопова
Родительское собрание «Пестование детей — забытая традиция наших прабабушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание: «Пестование детей - забытая традиция наших прабабушек»
Цель: Формирование представлений у родителей о важности пестования для развития ребенка раннего возраста;
Задачи:
- повышать компетентность родителей в области развития детей раннего возраста;
- расширять знания родителей о русском народном творчестве;
-знакомить родителей с народными колыбельными песнями, пословицами, потешками.
Выступление воспитателя.
Добрый вечер, уважаемые родители, я благодарю вас за то, что смогли найти время и прийти на нашу встречу.
Сегодня я хочу поговорить с вами об очень интересной теме - пестование детей.
Знаете ли вы, что такое «пестование»?
Звучат ответы родителей.
Воспитатель продолжает.
Пестование – это особый процесс воспитания и ухода за ребенком, основанный на детских играх и забавах. Суть «пестование» состоит в том, что в процесс рутинного ухода за малышом сопровождается особыми веселыми и нравоучительными стихами. Колыбельные, кстати тоже относятся к пестованию.
С древних времен пестование было неотъемлемой частью ухода за ребенком от рождения до трех лет.
Само слово пестовать означает ухаживать, смотреть за ребенком.
Пестушки – это рифмованные стишки, поговорки или мелодичные напевы, которые сопровождают определенные действия мамы.
Вот отличный пример простой пестушки, которой можно сопроводить пробуждение малыша:
Потягушеньки, порастушеньки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки ходюнюшки,
А в роток говорок,
А в голову разумок».
С таким веселым стишком утреннее пробуждение будет намного приятнее малышу и маме не придется уговаривать его вставать с кровати очень долго.
Дело в том, что в раннем возрасте для ребенка всё еще очень важен эмоциональный контакт с мамой. Да конечно можно просто разговаривать с ребенком и комментировать свои действия, но дети в этом возрасте восприимчивы к ритму и интонации. Другими словами, малыши любят стихи.
Ко всему прочему, произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливаем повторяющиеся звуки, не только вызывают у него эмоциональную реакцию, но и способствуют развитию речи.
Могу привести самое простое объяснение почему так происходит.
Мама играет с малышом в ладушке. На фразе «фрр полетели, головку сели» ребенок начинает смеяться, ребенок испытал положительную эмоцию. В следующие разы, когда мама снова будет играть с ребенком в Ладушки, малыш обязательно захочет повторить за мамой, потому что испытывает от потешки хорошую эмоцию.
Вот еще пример классической потешки, которую вы все наверняка знаете:
Сорока-сорока
Кашу варила,
Деток кормила:
«Идите, детки, кашу есть.
Этому на ложке,
Этому на поварешке,
Этому — весь горшок.
А этому — ничего нет:
Ты круп не драл
Дрова не рубил,
Воду не носил,
Кашу не варил».
Через такую потешку малыш получает первые уроки воспитания. Что хорошо, что плохо, что должен делать малыш, а чего делать не следует. В простых словах этой потешки заложено большое количество информации. Например, «мало» и «много» — понятия о количестве, представление о том, как варится кашка. Дается первый урок морали: работящие люди получают награду за старание, а ленивых ждет наказание. При чтении потешек и пестушек слова нужно произносить четко и ясно, бодрым тоном, чтобы малышу было все понятно и легко запоминалось, чтобы он мог почувствовать ритм.
А вы пробовали читать потешки и пестушки своим детям?
Ответы родителей.
Воспитатель:
А теперь, уважаемые родители я предлагаю поговорить о еще одной очень важной вещи, которая является неотемлимой частью «пестования» детей. Колыбельные. Скажите, вы знаете какие-нибудь колыбельные?
Ответы родителей.
Воспитатель: А откуда вы знаете эти колыбельные? Скорее всего из самого детства? Вам пели в детстве колыбельные?
Ответы родителей.
Воспитатель.
Колыбельные песни сопровождают нас всю нашу жизнь. Сначала мамы и бабушки поют их нам, потом мы поем их нашим детям. Колыбельные пришли к нам из древности, у каждой нации в мире есть свои колыбельные, которые передают её культурные особенности. Эти песни пришли к нам из далекой древности, они существовали почти с самого зарождения человечества и будут всегда.
Само название «колыбельная» произошло от глагола «колыбать» — колыхать, колебать, качать, зыбать. Наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро затихает, успокаивается и засыпает. Для того чтобы малыш быстрее засыпал, была придумана специальная кроватка для укачивания — колыбелька (зыбка, а песни, под которые малыш засыпал, назвали колыбельными. В древности технике исполнения колыбельных песен учили в детстве. «Байкать» девочки начинали своих младших братьев и сестер с 5 лет. Между прочим, таких нянь называли «байкалы», «байкалыцицы», «баюкалки».
Многим кажется, что колыбельные нужны только младенцам, однако и после года и даже после трех, колыбельная песня не теряет своей актуальности. В самом начале своей жизни ребенок еще не понимает значения слов в песне, он воспринимает только звуки, интонации. Поэтому в колыбельной важным является размеренный ритм, однообразная, спокойная напевность. Для этого даже ударения в словах подчиняются определенному ритмическому рисунку, схожему с раскачиванием люльки: «Баю, баю, баю. Тебе песенку спою я про серого кота. Как у серого кота колыбелька золота, позолоченная. Однако, когда малыш подрастает, через колыбельную он узнает первые сведения об окружающем мире. Колыбельная содержит сведения о проблемах и радостях взрослого мира, дает первые представления о родном языке, знакомит с народной музыкой.
Колыбельная имеет большое значение в отношениях матери и ребенка, это не просто пение, некое таинство через которое поддерживается их связь. Через мамин голос ребенок знакомится с окружающим миром, поддерживает эмоциональную связь, вырабатывает первые впечатления об окружающем новым и неуютном для него мире. Не слова и мелодия самое главное в колыбельной, а те чувства, которые через нее передаются. Древние считали, что малышу одиноко и неуютно в мире взрослых, а через колыбельную до малыша доходит понимание, что он не одинок в этом мире. С этой же целью в колыбельных очень много ласковых слов.
Интересный факт, в древности колыбельная играла роль оберега, который защищал ребенка от сглаза, проблем, болезней. Главные мотивы колыбельных песен — пожелание сна, здоровья, хорошей жизни, заговоры-обереги. Наши предки считали, что колыбельная обладает особой магией. Через повторяющиеся слова колыбельной ребенок запоминает слова родного языка, быстрее осваивает языковую культуру своего народа. В словах этих песен большое количество образов, персонажей, явлений, о которых должен знать малыш. Здесь есть и названия животных (киса, волчок; голуби, гули, и образы ближайших родственников, и хозяйственные занятия, и первые понятия о сельской общине. Колыбельная также помогала ребенку осознать себя как отдельного индивида, ведь она напрямую обращается к малышу по имени, и он же является главным действующим лицом и слушателем одновременно.
Многие педагоги давно заметили, что дети, которым поют колыбельные песни, быстрее начинают вторить. Гуканье — хорошее упражнение для тренировки голосовых связок. Слушая изо дня в день колыбельные, ребенок быстрее начинает говорить. Ведь повторение одних и тех же слов, запоминание их значения, попытка пропеть-повторить вслед за мамой слова любимой песни — лучший тренажер для освоения родной речи. Тем более что слова окрашенные родными мамиными интонациями запоминаются быстрее. С этой целью слова колыбельных песен для самых маленьких состоят в основном из существительных и глаголов.
В наш век развития технологий многие родители отказываются от самостоятельного исполнения колыбельных, а предпочитают включать их на телефонах или умных колонках. Однако, это не совсем верное решение. Потому суть колыбельной песни именно в живом общении между ребенком и мамой, ребенку важно слышать ваш голос, ваши чувства и интонации, по отношению к нему. Наличие идеального слуха и голоса совершенно не обязательно. Но если вам совсем неловко, то есть хорошее решение.
Вы можете включить тихонечко колыбельную на телефоне и подпевать в такт, со временем вы запомните слова и интонацию и сможете уже самостоятельно петь её своему малышу.
А сейчас я предлагаю вам прослушать несколько народных колыбельных.
Воспитатель включает следующие колыбельные:
Теперь я предлагаю вам послушать несколько колыбельных из интересного современного проекта: «Настоящие русские колыбельные».
Воспитатель:
Вам понравились колыбельные? Что вы чувствовали, слушая их?
Звучат ответы родителей.
Воспитатель:
Я благодарю вас, уважаемые родители за то, что нашли время посетить родительское собрание. Надеюсь, что сегодня вы узнали для себя много нового и интересного и с пользой провели время. Обязательно пробуйте петь ваши детям колыбельные и читать пестушки с потешками и вы увидите, как хорошо они будут реагировать на это. Всего доброго и до новых встреч.