Каролина Кибец
Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Банникова Елена Григорьевна, воспитатель МАДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад №83 «Фея»
Гильманова Людмила Викторовна, заведующий дошкольным отделением ГАПОУ «Набережночелнинский педагогический колледж»
Кибец Каролина Леонидовна, воспитатель МАДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад №83 «Фея»
Тарасова Любовь Сергеевна, воспитатель МАДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад №83 «Фея»
(г. Набережные Челны РТ)
Аннотация: В статье представлен опыт педагогического коллектива, работающих по теме «Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей».
Публикация «Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, коммуникация, взаимодействие педагогического коллектива с родительской общественностью.
Радикальные преобразования, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Принципами и задачами Федерального образовательного стандарта дошкольного образования [5] является приобщение детей к социокультурным нормам; формирования общей культуры личности детей; сотрудничество Организации с семьей, а как следствие Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей.
Для того чтобы достичь успеха, уметь общаться с разными людьми взрослым необходимо поддерживать ребенка, формировать коммуникативные навыки, учить устанавливать и поддерживать контакты. Коммуникация в словаре С. И. Ожегова рассматривается, как путь сообщения [4].
Об этом писали такие педагоги как Г. А. Урунтаева, выделяла способы формирования взаимоотношений между людьми: желание вступать в контакт, умение понять его состояние и в зависимости от этого выстроить свою модель поведения. В свою очередь, Н. В. Котикова [3] выделяет в способность к общению: «Я хочу» - желание вступить в контакт; «Я умею» - умение слушать собеседника, переживать; «Я знаю» - знание норм и правил, необходимых при выстраивании общения. Продолжая данную мысль, А. А. Рояк и Т. А. Репина выделяют трудности, возникающие при неправильном формировании мотивов общения. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к неуверенности в себе (Е. А. Аркин, Е. И. Кульчицкая, П. М. Якобсон, Л. И. Божович) [6]. Исходя из этого коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – Детский сад № 83 «Фея» города Набережные Челны РТ, разработал и апробировал программу «Мы вместе». Целью, которой являлось формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей.
Были поставлены следующие задачи:
1. Использование игр и упражнение в формировании коммуникативной культуры дошкольников.
2. Мотивация родителей к созданию условий для формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей в данном вопросе.
Работа проходила в три этапа:
I этап (сентябрь) – предусматривал диагностику коммуникативных способностей дошкольников и анкетирование родителей, с целью осведомленности в данном вопросе.
II этап (октябрь - апрель) – включал семь совместных с родителями встреч, которые проходили в форме деловых игр, мастер-классов, тренингов.
III этап (май) – повторная диагностика.
План программы «Мы вместе»
Сентябрь:
Цель: Выявление уровня сформированности коммуникативных способностей дошкольников и осведомленности родителей.
Содержание занятий:Диагностика детей, анкетирование родителей.
Октябрь:
Цель:Знакомство родителей с играми, которые способствуют формированию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.
Содержание занятий:1. Игры и упражнения на снятие напряжения и на сплочение группы: «Давайте познакомимся»;Игра «Мои хорошие черты, мои сильные стороны». 2. Знакомство и проигрывание игр: «Мак-мак, василек…»;«Камень-ножницы-бумага…»;«Мои добрые дела». 3. Динамическая пауза:«Калейдоскоп сказочных образов». 4. Релаксация «Цветок добра». 5. Чаепитие.
Ноябрь:
Цель:Психолого-педагогическое просвещение родителей, мотивация родителей к созданию условий для формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Содержание занятий: 1. Приветствие. Разминка. 2. Мини-лекция «Как научить ребенка играть». 3. Игры и упражнения которые помогают укрепить дружеские отношения:«Солнышко дружбу освещает»; «Ласковое имя»; «Угадай животное». 4. Ритмическая гимнастика «Чебурашка» 5. Притча о двух ангелах.
Декабрь:
Цель:Повышение педагогической грамотности родителей; работать над совершенствованием произносительной стороны речи; развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Содержание занятий:1. Парные упражнения:«Приветствие»;
«Насос или надувная кукла». 2. Игры для развития умения устанавливать контакт с собеседником: «Улыбка»; «Комплимент».3. Педагогические ситуации: «Примите меня в игру». 4. Ситуации для установления общения:«Мы нашли голодного котенка, что делать?»;«Как успокоить малыша».5. Чаепитие.
Январь:
Цель:Использование игр и упражнение в формировании коммуникативной культуры дошкольников посредством взаимодействия с семьей. Формирование у детей желания вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
Содержание занятий:1. Парные упражнения:«Упражнение на доверие»;«Ладонь в ладонь».2. Упражнения:«Угадай, что делаем?»;«Кто, как ходит?»;«Расскажем сказку молча».3. Групповые упражнения:«Давайте поздороваемся»;«Бездомный заяц».4. Мастерская «Ложки в одежках».5. Чаепитие.
Февраль
Цель:Развивать у дошкольников умение начинать общение, вступать в диалог, слушать собеседника, сопереживать, умение находить выход из конфликтной ситуации («Я умею!»).
Содержание занятий:1. Игра-приветствие: «Утренние приветствия». 2. Игры для выразительности речи:«Изобрази, как бушует море»;«Каким голосом говорят Золушка, баба Яга».3. Групповые упражнения:«Комплимент»;«Фотография»;«Чаша доброты».4. Мастерская «Как изготовить куклу марионетку».5. Чаепитие.
Март:
Цель:Развивать уважение в ходе общения, формировать привычку пользоваться вежливыми словами; анализировать различные ситуации. Закреплять знания о нормах и правилах поведения в ходе формирования коммуникативных навыков («Я знаю!»).
Содержание занятий:1. Игра-приветствие: «Ходит солнышко по кругу». 2. Игры для формирования умений находить выход из конфликтной ситуации:«Попроси прощения у друга»;«Ребята не хотят принимать тебя в игру, как ты поступишь»;«Как помирить друзей?».3. Мастерская «Рисуем ножницами».4. Чаепитие.
Апрель:
Цель: Формировать умения вступать в разговор, рассказывать о своих чувствах и переживаниях, эмоционально и выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Содержание занятий:1. Игра-приветствие: «Родители».2. Игры для развития эмпатии:«Подарок для друга»;«Рассмеши Царевну Несмеяну».4. Игры на развитие мимики, пантомимики:«Маски»;«Свет мой зеркальце – скажи…»;«Немое кино». 4. Мастерская «Пластелиновая живопись».5. Чаепитие.
Май:
Цель:Выявление как изменилась ситуация в ходе реализации формирующего этапа.
Содержание занятий:Диагностика детей, анкетирование родителей.
Список используемой литературы:
1. Баринова, Н. М. Детский сад и семья: детко-родительский клуб / Н. М. Баринов. – М. : УЦ Перспектива, 2013. – 92 с.
2. Касаткина, Ю. В. Учим детей общению / Ю. В. Касаткина, Н. В. Клюева. Ярославль, 1999.
3. Котикова, Н. В. Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Котикова // Дошкольная педагогика, 2012. - № 1. – С. 43-47.
4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст]: ок. 57000 слов / под ред. докт. филолог. наук, проф. Н. Ю. Швецовой. – 14-е изд., стереотип. – М. : Рус. яз., 1983. – 816 с.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. – 2013. от 25 ноября. – №6241. – С. 2–9.
6. Сизова, С. И. Оптимизация взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, не принятых в коллективе сверстников / С. И. Сизова // Дошкольная педагогика, 2012. - № 3. – С. 56-62.
7. Федосеева, Е. В. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. / Е. В. Федосеева. – М., 1999.