Любовь Тимофеева
Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
…Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде.
Огюст Роден
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Публикация «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трё х взаимосвязанных задач:
во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
в-третьих, развивать творческий потенциал у подрастающего поколения.
В процессе рисования у ребё нка совершенствуются:
• наблюдательность,
• эстетическое восприятие,
• эстетические эмоции,
• художественный вкус,
• творческие способности.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности : зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, при проведении НОД по рисованию доставляет детям радость, создаёт положительный настрой.
Поэтому тему «Нетрадиционная техника рисования как средство творческих способностей у детей дошкольного возраста» считаю актуальной.
В целях самообразования, повышения квалификации и собственного мастерства обучаюсь в Международной школе оформления и воспитания «Мастерская креативного воспитателя» по окончанию обучения получу удостоверение о прохождении данных курсов. Также прошла обучение на Международных мастер-классах «Технология рисования пастелью, доступная детям дошкольного возраста» и «Основы рисования, применяемые для трансляции опыта детям дошкольного возраста».
Целью моей работы с детьми является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями. Сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, а также ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.) и всеми этими предметами мы обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники рисования привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение НОД с использованием нетрадиционных техник :
• способствует снятию детских страхов;
• развивает уверенность в своих силах;
• развивает пространственное мышление;
• учит детей свободно выражать свой замысел;
• побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• учит детей работать с разнообразным материалом;
• развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
• чувство фактурности и объёмности;
• развивает мелкую моторику рук;
• развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. В процессе проведения образовательной деятельности заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.
Тема моего самообразования «Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста».
Познакомившись с методической литературой различных авторов, я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
• сформировать у детей технические навыки рисования.
• познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
• научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники.
• развивать воображение и творческие способности детей.
• обогащать и расширять художественный опыт детей.
• побуждать ребенка экспериментировать.
• поощрять и поддерживать творческие находки.
• развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.
• воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
• способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинаю со второй группы раннего возраста.
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.
С детьми раннего и младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля;
• рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
• тычок жесткой полусухой кистью.
• печать поролоном;
• печать пробками;
• восковые мелки + акварель;
• свеча + акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками;
• волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники :
• рисование песком;
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой;
• монотипия пейзажная;
• печать по трафарету;
• монотипия предметная;
• кляксография обычная;
• пластилинография.
Ознакомившись с нетрадиционными методиками рисования, педагоги могут их использовать в своей работе.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому при проведении НОД важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра, которая является основным видом деятельности детей; сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь друг другу, им важно почувствовать себя значимыми; музыкальное сопровождение и т. д. Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Трудности, возникающие при применении нетрадиционных техник рисования :
• в планировании и построении системы НОД с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
• в подборе оборудования и материалов;
• в применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;
• в разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
Организуя НОД по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, выделяются новые средства выразительности.
Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Используя данные методы в работе с родителями я добиваюсь положительных результатов, т. к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка. Провожу с родителями консультации, беседы по данной теме.
К дополнению выше сказанному я предоставляю Вашему вниманию буклеты.
Участвуя в первом туре конкурса педагогического мастерства, я провела НОД с детьми по теме «Волшебные полоски», по итогам которого вышла во второй тур конкурса
(конспект прилагается).
Таким образом практика показывает, что творчество ребёнка безгранично, только стоит правильно направить возможности и фантазию ребёнка, для роста творческого потенциала и обогащения внутреннего мира искусства.
В целом данная работа носит комплексный характер, то есть, к каждому занятию педагог должен:
• подходить творчески;
• вести предварительную работу;
• каждое занятие должно иметь своё завершение.