Ольга Курочкина
Экспериментальная деятельность как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что 5-летних детей называют "почемучками". Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая : каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Темочки
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. В процессе экспериментальных действий дошкольники преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
В процессе самостоятельной поисковой деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент :
- познавательный : тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
- природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, его свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
- лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, экспериментирует со словами;
- социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого, формы взаимодействия людей друг с другом;
- личностный: узнает свои личные возможности;
- волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
- физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
- поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях. Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого - не подавлять грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы “почему” и ”как”, что способствует развитию познавательной компетенции детей.
Понимая значение экспериментирования для познавательного развития ребёнка, мы оборудовали в группе мини – лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой работы.
Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
• Развитие у детей представления о химических свойствах вещества (выделение вещества путём отстаивания, фильтрования)
• Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (испарение, магнетизм, сила тяготения и др.)
• Развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня.
• Развитие элементарных математических представлений о мерке – как о способе измерения объема, массы, длины, о мерках измерения длины.
2. Развитие умения пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов (увеличительные стёкла, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокли и т. д.)
3. Развитие у детей умственных способностей.
• Развитие мыслительных способностей : анализ, классификация, сравнение, обобщение.
Мини-лаборатория расположена в удобном для детей месте, где достаточно тихо и свободно. Здесь созданы условия для опытно-экспериментальной деятельности, и каждый ребенок может удовлетворить свою потребность в активной познавательной деятельности. Все материалы и оборудование находятся в свободном пользовании детей.
В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы.
Дети учатся проводить самые разнообразные опыты с веществами, предметами, даже на себе. Например, при ответе на вопрос: «Как обнаружили воздух?» провели опыты «Пузырьки на поверхности воды», «Подуй на ладошку» (эксперимент по обнаружению воздуха в легких, «Поймай воздух» (поиск возможности обнаружить воздух вокруг нас). «Значение воды в жизни растений» : опыт с корнями (определение необходимого количества воды растениям с корнями как стержень и корнями как мочалка, опыт, доказывающий движение воды по стеблю (опыт с трубочками, испарение воды с листа (вместо листа – ладонь ребенка) и т. д.
Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыпется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.
Особенно интересны для детей моделирующие эксперименты. Например, ребенок захотел узнать и измерить силу землетрясения. Как это можно сделать? С чем сравнить? Попробовал разорвать сложенную в несколько раз газету – не получилось. Сам сделал вывод: силы рук не хватает, чтобы разорвать газету, а сила землетрясения разрушает большие площади.
Задача педагога на этапе практической исследовательской деятельности – выполнять обязанности консультанта исследователей. Помогать тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.
Экспериментирование может использоваться и в различных видах самостоятельной деятельности детей. В лаборатории находятся карточки – «темы» возможных исследований с изображением животных растений, зданий и др., а также карточки с символическим изображением «методов исследования». Например, подумать – изображение «?», посмотреть в книге – изображение книги, наблюдение – изображение микроскопа, спросить у другого человека – изображение человека и т. д. Как показала практика, дети с желанием и интересом самостоятельно выбирают тему исследования, подбирают методы исследования, собирают материал. Этот интерес обусловлен тем, что простые исследования помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности. При сборе сведений на определенную тему дети расспрашивают своих родителей, педагогов, детей из других групп об интересующем их вопросе, тем самым обмениваются знаниями и опытом. Также обращаются к книгам и энциклопедиям как источнику информации, просят прочитать взрослых.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствует овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.
Организация работы в форме экспериментальной, поисково-познавательной деятельности способствует формированию у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, а также развитию собственного познавательного опыта.
Список литературы
1. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. // Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
3. Комлева И. Дети экспериментируют? Да! //Дошкольное воспитание. -2004.-№ 8.-с. 29-32.
4. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. //Ребенок в детском саду. - № 3, 4, 5- 2003
5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Подред. Л. Н. Прохоровой. -М. :2004
6. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации материалы к проведению: старший дошкольный возраст. - М., 2000.- 112с.
7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.- 96 с.