Горнакова Екатерина Николаевна
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами хореографии
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время возросло внимание к проблемам художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, формирования гармонично развитой и духовно богатой личности. Художественно-эстетическое воспитание ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребёнка. Не случайно выдающиеся писатели, педагоги, деятели культуры (Д. Б. Кабалевский, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Л. Ушинский) отмечают, что формировать личность и художественно-эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, начиная с 3-6 лет. Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность, закладываются основы всего будущего развития человечества.
Публикация «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами хореографии» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества.
Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне.
Целью моей работы по художественно-эстетическому воспитанию, является формирование у детей творческих способностей через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений, привить им любовь к прекрасному, любовь к искусству.
Задачи:
-развивать творческие способности;
-развивать физическую активность;
-сделать физическую нагрузку оптимальной для здоровья дошкольников разных возрастов;
-формировать эстетические впечатления, положительные эмоции;
-развивать чувства ритма;
-научить слышать и понимать музыку;
-согласовывать движения с музыкой;
-развивать и тренировать мышечную силу корпуса, ног, пластику рук, грацию;
-развивать танцевальную выразительность;
-формировать правильную осанку, корректировать плоскостопие;
-прививать основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе;
-прививать представление об актерском мастерстве.
В процессе обучения, в качестве основных, я использую несколько методов:
• Выразительный показ движений задает наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений.
• Словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать свое исполнение.
• Образный рассказ побуждает детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать ее в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии воображения.
• Вслушивание в музыку и простейший анализ ее выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения. На этой основе развивать воображение, побуждать к поиску выразительных дополнительных танцевальных средств.
Формирование творчества в танце - очень тонкий, хрупкий процесс. Поэтому, при использовании всех методов обучения необходимыми являются так же следующие условия:
• Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать над каждым упражнением дольше 2-4 занятий подряд. Даже если за это время выполнены не все поставленные задачи, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.
• В процессе обучения, возможно использование игрушек, различных атрибутов с целью побуждения детей к более выразительному исполнению движения.
• На занятиях должна быть доброжелательная обстановка, искренний и чуткий интерес педагога к любым малейшим успехам своих воспитанников, поддержка и поощрение их самостоятельности и положительных индивидуальных проявлений, осторожность и мягкость в исправлении ошибок.
• Чрезвычайно важно на занятиях воспитывать такое же внимательное отношение у детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении трудностей. Все это создает действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества.
• Работая над постановкой определенного танца, нужно подбирать такие танцевальные движения, которые понятны детям, доступны для исполнения, как по своему содержанию, так и по характеру. Подбирая музыкальный репертуар для постановки, нужно руководствоваться качеством музыкального сопровождения и обязательно возрастными особенностями и творческими возможностями детей. Главное, чтобы заложенные в танце мысли, воссозданные танцем, реальные события жизни, волновали ребят, были близки их душевному миру.
• Танцевальное искусство несёт в себе, помимо красоты и здоровья, также психотерапевтический эффект: выражая, себя открыто и ярко, не боясь, внутренних противоречий и страстей, педагог освобождает детей от зажимов и комплексов. В развитии творческих способностей важную роль играет импровизация. Используя на занятиях импровизацию, педагог помогает развивать эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память. Наиболее доступными детям старшего дошкольного возраста являются сюжетно-образные движения, так как носят подражательный характер. Сюжетно-образные движения способствуют формированию творческих способностей. Инсценировка сюжета песен, хороводных игр, перевоплощение в сказочных персонажей приносит детям огромное удовольствие.
Система упражнений на занятиях выстроена от простого к сложному, с учетом всех возрастных особенностей детей, необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения при условии многократного повторения заданий, что помогает успешному выполнению требований программы «Танцевально-игровая гимнастика» (младший и средний возраст, программа «Обучение хореографии» (старший и подготовительный возраст).
Также я использую на занятиях следующие технологии:
• Здоровьесберегающие – формирование культуры здоровья у ребенка; содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического и нравственного развития. Среди существующих форм здоровьесберегающих технологий хочется отметить такие, как: дыхательная гимнастика, упражнения на координацию, партерная гимнастика, пальчиковые игры, самомассаж, игровой массаж, музыкотерапия и прочее. (профилактика и коррекция плоскостопия, коррекция осанки, укрепление позвоночника, мышц спины, ног, рук, шеи, развитие тазобедренных суставов)
• Игровые технологии - одни из самых распространенных технологий в хореографии при работе с детьми младшего возраста. Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений.
• Технологии личностно-ориентированного типа: личностно-ориентированного обучения, индивидуализации обучения, групповые способы обучения, коллективной творческой деятельности.
Наиболее востребованная в хореографическом творчестве технология - это групповая. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. На уроках хореографии данная технология находит широкое применение, что обусловлено различными танцевальными формами. Здесь отражается работа в парах, исполнение танцевального материала по подгруппам, ансамблевое исполнение и прочее. Групповые технологии на уроках хореографии эффективно способствует развитию коммуникабельности, самостоятельности, а также выявлению лидерского состава в группе.
Результатом моей работы являются выступления на утренниках, тематических развлечениях, а также участие в различных конкурсах городского, областного, Всероссийского уровня. Где ребята неоднократно занимали призовые места.
Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка. Детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. И это позволяет нам смотреть на хореографическое воспитание дошкольников как на важный и нужный процесс эстетического развития детей.
Наши дети настолько талантливы, насколько мы в них верим и насколько раскрываем их личностный потенциал. В каждом из них заложены огромные возможности, которым необходимо помочь развиться. Обучение хореографии - это всегда диалог, даже когда ученик еще совсем маленький человечек, но все равно от его настойчивости, целеустремленности в желании постигать тайны искусства танца зависит успех совместного труда.