Наталья Романова
Художественно-эстетическое образование дошкольников. Принцип постепенности погружения и опоры на апогей в искусстве
▼ Скачать + Заказать документы
О принципах обуславливающих развитие художественно-творческих проявлений и способностей детей дошкольного возраста мы уже говорили: принцип ИНТЕГРАЦИИ и принцип ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОСВОЕНИЯ
Сегодня обратим внимание на принцип ПОСТЕПЕННОСТИ ПОГРУЖЕНИЯ И ОПОРЫ НА АПОГЕЙ В ИСКУССТВ.
В течение учебного года педагогом реализуются темы занятий по художественно-эстетическому развитию детей в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Тематика занятий позволяет ребёнку «вживаться» в живую ткань художественной культуры развитию своего народа и всего человечества. Принцип предполагает освоение художественно-эстетических объектов через «погружение». Выполняя его, можно «вживлять» душу ребёнка в общение с искусством, обеспечить моменты сопереживания. Чтобы ребёнку проникнуть в любое явление, «уподобиться», необходимо многократное прикосновение к нему умом, сердцем и душой.
Публикация «Художественно-эстетическое образование дошкольников, Принцип постепенности погружения и опоры на апогей в искусстве» размещена в разделах
Целостность принципа постепенности погружения обеспечивают: метод поэтапных открытий (каждая тема неповторима); метод единства восприятия и созидания (все виды деятельности направлены на эмоциональное переживание художественного образа); обобщающие занятия (перевод тематик на новый уровень сознания); метод широких ассоциаций (культура и такт педагога, личностное восприятие детьми искусства).
В искусстве «типичное» всегда выступает как наиболее характерное. Любое явление необходимо осознать в его проявлении, «пике», хотя само явление в этом пике бывает реже, чем в состоянии, переплетённом с другими явлениями.
Чтобы ребёнок уяснил отличие, специфику различных видов искусств и видов художественно-творческой деятельности, педагогу необходимо показать их в сложно связанных и в очищенных» от связей произведениях искусства в апогее явления.
В переносном значении «апогей» обозначает высшую точку, предельную степень развития чего-либо: взлёт, расцвет.
Рассматривая эффективные методы художественной педагогики, раскрывающие содержание принципа опоры на апогей в искусстве, они выделяются среди других методов, так как позволяют ребёнку адекватно описывать, чувствовать, понимать, оценивать мир и самого себя.
В качестве основных направлений работы педагога по реализации данного принципа выступают следующие методы художественной педагогики: работа с отдельными произведениями искусства, которые представляются детям в «чистом» виде (портрет, натюрморт, пейзаж и т. п., а в обобщающей беседе дети «собирают» отдельные специфические признаки произведения; постепенное знакомство с языком и содержанием разных видов искусства.
В искусстве существует закон многоканальности искусства, который заключается в том, что каждый вид искусства имеет свой специфический «язык» не переводимый на язык другого искусства.
Работа по ознакомлению детей с искусством должна строиться на освоении детьми языка конкретного искусства (в живописи – линия, тон, пятно, композиция, тень и т. п. ; в скульптуре – контур, объем, материал и т. д.); сопряжение с личным опытом предусматривает постоянное «примеривание» содержания конкретного произведения искусства с личным опытом ребёнка.
Например: рассматривая книжную иллюстрацию с изображением лисы, ребёнок описывает её характер, повадки, даёт «говорящие» характеристики – хитрая плутовка, ловкая и т. п. Педагог предлагает «перенести» эти качества на людей и сравнить их; изобразить повадки данного животного.
Представленные принципы художественного развития по своему содержанию взаимодополняющие и частично совпадают. Все они отражают определенные стороны и закономерности процесса художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Все рассмотренные принципы могут быть реализованы лишь при условии их взаимосвязи, при скоординированном влиянии вербальной, эмоциональной и духовной ориентировке их педагогом.