Получи документы

Готовность педагога к  профессиональной  деятельности в контексте ФГОС дошкольного образования

Ольга Качура
Готовность педагога к  профессиональной  деятельности в контексте ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

«Готовность педагога к профессиональной деятельности

в контексте ФГОС ДО»

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера,

мы украдем у наших детей завтра»

Джон Дьюи (американский философ и педагог)

Введение.

Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования.

Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и образовательном стандарте нового поколения, профессиональном стандарте педагога и т. д.

Публикация «Готовность педагога к  профессиональной  деятельности в контексте ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах

Прогресс не стоит на месте, а движется широкими шагами вперёд. Происходящий в современных условиях процесс модернизации образования, определяет новые требования к качеству профессионального образования, обуславливают необходимость подготовки педагога в контексте такой парадигмы педагогического образования, которая будет способствовать становлению у него профессионально-педагогических компетенций.

В структуре Стандарта раздел «Требования к условиям реализации образователь-

ной программы дошкольного образования» определён как главный. Стандарт до-

школьного образования – стандарт условий, что является инновационным в развитии

дошкольного образования на современном этапе.

Кадровое обеспечение имеет первостепенное значение для реализации ФГОС дошкольного образования. Важно не просто акцентировать внимание на профессионализме педагога, а создать условия его непрерывного профессионального развития.

Непрерывное образование – процесс роста образовательного потенциала

личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов в соответствии с потребностями личности и общества. Концепция непрерывного образования признаёт обучение необходимой деятельностью человека во все периоды его жизни.

Профессиональные компетенции педагогов, реализующих программы дошкольного образования также раскрыты в Стандарте дошкольного образования.

Вот некоторые из них:

создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды;

умение взаимодействовать со специалистами в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями;

умение планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга образовательной деятельности;

умение организации видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте;

активное использование недирективной помощи и поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

умение организовать партнёрское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста;

владение ИКТ-компетенциями.

Данные профессиональные компетенции рассматриваются в двух аспектах: одни

из них конкретны и известны, другие являются новыми в широкой образовательной

практике педагогов дошкольных образовательных организаций.

Актуальной задачей в условиях введения ФГОС дошкольного образования является формирование у педагогов данных профессиональных компетенций на основе изучения концептуальных положений, идеологии и требований к образовательной деятельности с воспитанниками, которые определены Стандартом.

Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога.

Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.

Основная функция современного детского сада любого вида - целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.

Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю (воспитателю, действующий на всей территории Российской Федерации.

Ключевые понятия

Квалификация педагога – уровень профессиональной подготовки педагога и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций /Профессиональный стандарт педагога/.

Профессиональная компетенция педагога – способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач /Профессиональный стандарт педагога/.

Самореализация - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей /Словарь-справочник «Управление дошкольным учреждением»/

Область применения Профессионального стандарта

Формирование кадровой политики

Организация обучения и аттестации работников

Заключение трудовых договоров

Разработка должностных инструкций

Установление системы оплаты труда

Требования к образованию и обучению

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Требования к опыту практической работы не предъявляются.

Трудовые действия:

Участие в разработке ООП ДО с ФГОС;

Участие в создании образовательной среды;

Планирование и реализация образовательной работы с детьми с ФГОС;

Организация и проведение педагогического мониторинга;

Участие в планировании и корректировке образовательных задач;

Реализация педагогических рекомендаций специалистов;

Развитие профессионально значимых компетенций;

Формирование психологической готовности к школьному обучению;

Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми;

Организация различных видов детской деятельности;

Организация конструктивного взаимодействия детей;

Недирективная помощь и поддержка детской инициативы;

Учет особых образовательных потребностей детей.

Необходимые умения:

Организовать различные виды деятельности;

Применять методы развития детей;

Владеть всеми видами развивающей деятельности;

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга;

Выстраивать партнерские отношения с родителями (законными представителями);

Владеть ИКТ-компетентностями.

Необходимые знания:

Специфика дошкольного образования.

Основные психологические подходы.

Общие закономерности развития ребенка.

Особенности становления и развития детских деятельностей

Основы теории развития детей.

Современные тенденции развития дошкольного образования.

Проблема:

1. Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагога в рамках введения ФГОС ДО;

2. Низкий уровень мотивации и психологической готовности педагогов к изучению и внедрению педагогических технологий;

3. Неумение педагогов осознать и определять свои профессиональные возможности и находить им применение в работе со всеми участниками образовательного процесса.

4. Недостаточное умение самообразовываться и работать с научной литературой и новыми техническими средствами.

Гипотеза:

Повышение профессионального уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями.

Обеспечение постоянного профессионального роста и компетентности педагога.

Современные образовательные технологии как ресурс повышения качества дошкольного образования.

Секреты педагогического мастерства

«Быть успешным педагогом – это значит владеть педагогическим мастерством»

Критерии педагогического мастерства

Педагогические критерии успешности педагога:

Уровень обученности наших воспитанников

Уровень сформированности знаний, умений и навыков воспитанников

Образование педагога и повышение квалификации

Способность к самоанализу, рефлексии

Психологические критерии успешности педагога:

Умение вызвать интерес, повысить мотивацию

Учёт индивидуальных особенностей ребенка

Личностные критерии успешности педагога:

Эмоциональность

Выразительность речи

Творческое начало личности

Организаторские способности

Чувство юмора

Настойчивость, дисциплина, нравственность.

Критерии идеального педагога:

высокий профессионализм;

глубокие знания и компетентность, высокий интеллект и общий уровень развития;

интеллигентность;

любовь и уважение к детям вообще и к своим воспитанникам в частности;

высокая требовательность к себе, чувство долга, высочайший уровень ответственности за свое дело, принципиальность и самокритичность;

порядочность, честность, трудолюбие, отсутствие вредных привычек;

гуманное отношение к детям, доброта, индивидуальный подход к каждому ребенку, демократизм в отношениях с людьми, чуткость, внимательность, душевная щедрость;

высокая работоспособность и трудолюбие;

постоянное стремление к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию;

творческий подход к делу, владение методикой, глубокие знания педагогики; педагогическая наблюдательность;

высокий уровень психологической грамотности;

выдержка, самообладание, терпение, такт, терпимость к людям;

корректность в отношениях со всеми, уравновешенность, умение владеть своим настроением, спокойствие и оптимистическое восприятие жизни;

доброжелательность, человеколюбие;

полная объективность в оценках;

личная скромность;

воспитанность, высокая культура и нравственность;

эстетический вкус, художественное чутье, чувство прекрасного;

артистичность;

естественность, отсутствие фальши и наигранности;

организаторские, режиссерские, художественные, ораторские способности;

четкая дикция, приятный голос и внешность, умение одеваться и способность выглядеть в соответствии с модой;

чувство юмора, умение шутить;

аккуратность и точность.

Аксиома нормального педагога:

«Человек имеет право на ошибку, а я- человек! Мои ошибки и промахи, недовольства родителей и детей, замечания администрации-это все естественно и не является поводом для серьезных переживаний. Это-жизнь. Это моя естественная среда обитания».

Современная жизнь требует от педагога умения быть готовым к переменам, способным к нестандартным трудовым действиям, ответственным и самостоятельным в принятии решений. Признаком времени является повышенный профессионализм педагога дошкольного образования.

Эти процессы и тенденции определяют необходимость понимания «Образование на протяжении всей жизни». Очевидно, что интенсивно развивающемуся обществу «нужны современно образованные, нравственные. Предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью… способны к сотрудничеству… обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание».

Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной деятельности педагогов. В этой связи можно дополнить принятый перечень необходимых личностных и профессиональных качеств педагога следующими характеристиками:

чёткое видение современных задач образования; ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству;

потребность и способность поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития;

способность проявлять гуманную педагогическую позицию;

умение заботится об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей; создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

умение осуществлять педагогическую деятельность по внедрению субъективно и объективно новых подходов и современных технологий воспитания и обучения детей, придавая им личностно-смысловую направленность;

способность к самообразованию и личностному росту.

Коренное изменение роли и функций педагога требует переосмысления задач работы по повышению его профессионализма:

1) повышение уровня психолого-педагогической культуры педагогов;

2) выращивание новых ценностей на основе имеющихся знаний и опыта;

3) организация процесса самопознания и рефлексии;

4) профилактика «синдрома эмоционального выгорания»;

5) формирование мировоззренческих и деятельностных основ личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми, их родителями, другими участниками образовательного процесса;

6) формирование у педагогов мотивации достижения;

7) развитие профессиональной инициативы и творческого потенциала личности педагогов.

Очевидно, что такие радикальные перемены имеют существенное значение для всего педагогического сообщества, в том числе и для педагога дошкольного образования. Труд педагога дошкольного образования специфичен по всем его основаниям: начиная с нормативной, объективной структуры (цель, задачи, предмет, средства, условия труда) и заканчивая его субъективной стороной (особенностями профессионально важных и профессионально значимых личностных качеств).

Не случайно педагогическая профессия в работе с детьми дошкольного возраста отличается повышенными требованиями к социальной перцепции, коммуникативным способностям, умению взаимодействовать с детьми интенсивно, продуктивно и творчески.

Деятельность педагога дошкольного образования, как отмечает ряд исследователей (М. П. Боброва, И. А. Зимняя, Н. П. Невзорова, А. Н. Орлов, С. Я. Ромашина, многоаспектна, носит стохастический, творческий характер. И. А. Зимняя говорит о том, что именно профессионально-психологический портрет специалиста в области дошкольного образования характеризуется «наиболее развитыми профессионально-

предметными, личностными (индивидуально-психологическими) характеристиками и коммуникативными (интерактивными) качествами в их совокупности по сравнению с учителем любого другого уровня и формы образования» .

В своих трудах А. А. Майер подчёркивает «… педагог стремится востребовать опыт ребёнка, максимально учесть его способности возможности и интересы, возрастные особенности. Более того, степень включённости педагога как личности в процесс взаимодействия с детьми, а не талантливого технолога, его способность свободно владеть как средством воспитания, развития и обучения – во многом определяют продуктивность педагогической деятельности» .

Изучая психологию профессионального образования Э. Ф. Зеер подчёркивал, что личность по своей природе социальна. «Особо подчеркнём решающую роль, которую играют обучение и воспитание как сознательный, целенаправленный процесс взаимодействия старшего поколения с младшим в целях формирования определённых качеств личности, отвечающим запросам общества» .

То есть развитие личности ребёнка напрямую зависит от высокой профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, и главным показателем её результативности является то, что ребенок станет уверенным, счастливым, умным, добрым, успешным, готовым транслировать окружающим свой собственный внутренний мир.

В связи с вышесказанным, становление новой системы дошкольного образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать, организовывать, контролировать педагогически целесообразную систему работы, основанную на научных позициях, но самое важное педагог должен осознавать значимость своей профессиональной деятельности в социуме.

Профессионализм характеризуется как общая способность педагога мобилизировать свои знания, умения, а также обобщённые способы выполнения действия. Стабильно высокий уровень профессионализма, может быть, достигнут при условии непрерывного образования, развития профессионального сознания и мотивации педагогической культуры, индивидуального стиля деятельности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Продуктивные виды деятельности дошкольников в контексте ФГОС до (детское конструирование) Дошкольное детство – важный, напряженный и ответственный период в развитии, как для самого ребенка, так и для взрослых, сопровождающих его.

Проект «Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС средствами проектной деятельности» Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, Мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Нравственное воспитание в контексте ФГОС до Нравственное воспитание в контексте ФГОС ДО В общих положениях ФГОС отмечено: Одним из основных принципов ДО является приобщение детей к.

Коммуникативная культура как условие эффективной профессиональной деятельности педагога ДОО «В воспитании все дело в том, кто воспитатель» Д. И. Писарев • Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные преодолеть.

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. В настоящее время внимание многих психологов.

Организация внеурочной деятельности в контексте требований ФГОС ДО В настоящее время, в связи с вступлением в силу Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы, введением.

Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.

Профессиональная деятельность современного педагога в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт ТЕМА: «Профессиональная деятельность современного педагога в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт». Введение ФГОС Дошкольного образования.

Тренинг «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога» Государственное учреждение Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №2» Тренинг «Синдром эмоционального.

Тренинг «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога» Цель: профилактика психологического здоровья педагогов. Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристики; познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Готовность педагога к  профессиональной  деятельности в контексте ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 27 февраля 2016 в 14:00
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Готовность педагога к  профессиональной  деятельности в контексте ФГОС дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Качура (УИ 401733) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД