Зина Мясникова
Нравственное воспитание в контексте ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание в контексте ФГОС ДО
В общих положениях ФГОС отмечено :
Одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи:
Публикация «Нравственное воспитание в контексте ФГОС до» размещена в разделах
Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС ДО
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Что такое нравственность?
Для каждого человека это система правил поведения, отвечающая на вопрос :
«Что такое хорошо, а что такое плохо, что считается добром, а что злом».
Каждый человек сам выбирает ценности, которые считает важными и необходимыми.
В зависимости от того какие ценности выбирает человек и на сколько придерживается их в поведении определяется какими будут поступки нравственными и безнравственными.
Понятие «Ценности»
В отличие от декларируемых (материальных) ценностей, жизненные ценности - ценности человека, реально организующие его жизнь.
Человек может выбирать свои ценности, но если он их выбрал, они становятся над ним и он им подчиняется.
Ценности похожи на правила, и то и другое есть совокупность предписаний, но если правила человек иногда хочет обойти, то жизненные ценности - это правила, внутренне обязательные для человека, это то, за чем человек следит сам и чему изменить не может.
Что можно отнести к жизненным ценностям?
Здоровье
Любовь, семья, дети, дом
Близкие, друзья, общение
Самореализация в работе. Получение удовольствия от работы
Материальное благополучие
Духовные ценности, духовный рост, религия
Досуг — удовольствия, хобби, развлечения
Творческая самореализация
Самообразование
Социальный статус и положение в обществе
Свобода (свобода выбора, свобода слова и т. д.)
Стабильность
Проблемы в развитии жизненных ценностей ребенка.
К сожалению нравственные ценности детей формируются на основе отрицательного поведения воспитывающих взрослых.
Для детей ценностью является модель поведения близких взрослых, которые не всегда не всегда могут считаться общепризнанными образцами человеческой добродетели.
Влияние воспитывающих взрослых, которые ведут асоциальный образ жизни, способны устойчиво изменить нравственные ценности ребенка и в целом восприятие жизни.
Поэтому важно, чтобы ребенка окружали взрослые, которые помогут ребенку определиться с настоящими ценностями.
Компоненты нравственного воспитания.
Нравственное качество
Знания и представления
Мотивы
Чувства и отношения
Навыки и привычки
Поступки и поведение
При достаточно правильном нравственном воспитании детей дошкольного возраста можно будет в будущем избежать множества проблем, связанных с приобретением ребенком вредных привычек и отрицательного опыта при общении с окружающими.
Задачи, которые находятся во главе нравственного воспитания детей дошкольного возраста, это:
развитие в ребенке нравственных чувств;
формирование положительных навыков;
развитие нравственного поведения;
формирование позитивного представления о мире и правильных поступков.
Воспитание уважения к людям;
Привитие любви к родным местам, природе, гордость за свой край и свою страну.
Формирование навыков самостоятельности, аккуратности. целеустремленности, настойчивости, дисциплинированности.
Навыки культурного поведения:
Воспитание вежливости (здороваться, прощаться, благодарить);
Воспитание культуры общения
Приучение к выполнению правил поведения в отсутствие взрослых
Знакомство с правилами поведения в общественных местах
Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
Воспитание доброжелательного отношения к взрослым и проявление заботы о малышах
Бережное, отношение к одежде, к вещам.
Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений:
Формирование нравственных качества : справедливость, упорство, великодушное отношение к слабому.
Формирование нравственных черт : ответственность, взаимопомощь, доброту, заботливость, гуманизм, чуткость, гостеприимство.
Формирование представления о справедливости, смелости, скромности.
переживаниям, оказание элементарной помощи, умение радоваться успехам товарищей, развитие дружеских взаимоотношения.
Важно помнить, что в нравственное воспитание детей дошкольного возраста не должны входить отрицательные эмоции, различного рода недовольства и резкие замечания в сторону ребенка.
В основе нравственного воспитания должны лежать : проявление доброты, защиты и поддержки.
Воспитатели и родители должны подавать ребенку пример того поведения, которого они ждут от ребенка в будущем.
Березенкова Татьяна Валерьевна, методист издательства «Учитель».