марина малюкова
Тренинг «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
профилактика психологического здоровья педагогов.
Задачи:
знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристики; познакомить с приемами саморегуляции;
оптимизировать самооценку педагогов;
снять эмоциональное напряжение;
сформировать позитивное мышление воспитателей.
Публикация «Тренинг „Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, мольберт, ватман, маркер, ватман с нарисованным деревом, самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника, бланки для ответа обратная связь.
1. Приветствие. Постановка цели мероприятия.
Добрый день наши уважаемые педагоги! Мы рады вас видеть на нашем тренинге которое называется «Профессиональное выгорание» Но прежде чем мы начнем с вами тренинг Я вам предлагаю поздороваться друг с другом на разных языках мира.
2. Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания педагогов»
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования к личности педагога. Приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Увеличивается не только воспитательная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией» : он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.
2. Основная часть.
Упражнение 1. «Поза Наполеона»
Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.
Упражнение 2. «Принятие правил групповой работы»
(звучит тихая инструментальная музыка) .
Участники садятся по кругу.
Инструкция.
Ну что же приступим к обсуждению основных правил групповой работы. Я буду предлагать правила, вы можете их дополнить или изменить.
Правила групповой работы.
1. Обращаться друг к другу по имени.
2. Принимать себя и других такими, какие они есть.
3. Быть искренним.
4. Избегать оценок друг друга.
5. Все, что делается в группе, делается на добровольных началах.
6. Активное участие в происходящем.
7. Уважение говорящего.
8. Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.
9. Конфиденциальность всего происходящего в группе.
10. Общение по принципу «здесь и сейчас».
Упражнение 3. «Ассоциации»
Какие ассоциации вызывает у Вас слово «работа»
Упражнение «Передача чувств»
Участники встают в затылок друг за другом. Последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т. п.) . Второй человек должен передать следующему это же чувство. У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале.
Упражнение 4 «Откровенно говоря»
Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.
Материалы: карточки с незаконченными фразами.
Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.
Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.
Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…
Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящей смене…
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к занятиям…
Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
Откровенно говоря, когда я волнуюсь.
Откровенно говоря, когда я прихожу на работу …
Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
Откровенно говоря, когда ко мне на урок приходят родители…
Откровенно говоря, когда ко мне на занятия приходят директор, методист и др. …
Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание.
Откровенно говоря, когда работа с детьми…
Откровенно говоря, моя работа…
Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
Откровенно говоря, мое здоровье…
Откровенно говоря, когда я разговариваю с директором…
Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…
Откровенно говоря, после рабочего дня…
Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…
Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…
Откровенно говоря, неприятности на работе…
Откровенно говоря, успехи на работе…
Упражнение 5. «Калоши счастья» (10 мин.)
Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном, карточки с ситуациями, рефлексивный кубик (см. приложения 2, 3) .
Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Упражнение 7. Мозговой штурм «Способы саморегуляции в ситуации стресса»
Цель: выяснение способов управления своими эмоциями.
Участники делятся на группы и отвечают на вопрос:
• Как боретесь с негативными эмоциями?
В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список корректируется и дополняется тренером группы.
Упражнение 8. «Мышечная релаксация»
Участники располагаются. Релаксация – это расслабление. Приемы релаксации основаны на сознательном расслаблении мышц. Понижая мускульное напряжение, мы способствуем снижению и нервного напряжения, поэтому состояние расслабленности уже само по себе обладает психогигиеническим эффектом.
Техника релаксации направлена на снятие ненужного напряжения. Умение расслабиться помогает приостановить ненужный расход энергии, быстро нейтрализует утомление, снимает нервное напряжение, дает ощущение покоя и сосредоточенности.
Расслабились мышцы – отдыхают нервы, исчезают отрицательные эмоции, быстро улучшается самочувствие.
Инструкция.
Сейчас мы будем использовать для мышечной релаксации 10 групп мышц по методике Джекобсона.
Важно запомнить, что наша главная задача на глубоком, медленном вдохе напрягать определенную группу мышц, затем задержать дыхание на 5 секунд. А на медленном выдохе максимально расслабить эти мышцы. Затем восстановить дыхание и в течение 30-ти секунд сосредоточить внимание на возникающее расслабление.
В таком режиме дыхания мы сейчас будем выполнять следующие упражнения:
Группы мышц Упражнения
1. Кисти рук 1. Сжать кисти рук
2. Руки (кисть, предплечье, плечо) 2. Попытаться дотянуться руками до противоположной стены, сильно растопырив пальцы
3. Шея и надплечье 3. Плечами дотянуться до мочек ушей
4. Мышцы спины 4. Свести лопатки и потянуть их немного вниз
5. Стопы 5. Попытаться дотянуться пальцами стоп до голени
6. Ноги 6. Встать на цыпочки и напрячь мышцы ног
7. Мышцы лба 7. Поднять брови высоко вверх
8. Мышцы носа, щек 8. Сморщить нос
9. Мышцы щек, шеи 9. Растянуть уголки губ («Улыбка Буратино»)
10. Мышцы губ 10. Вытянуть губы трубочкой
Упражнение на развитие позитивного самовосприятия, на осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими
Упражнение 9 «Кинопроба» (на развитие чувства собственной значимости)
1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.
2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.
3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: “Я не хочу хвастаться, но. ”, и дополните фразу словами о своем достижении.
Вопросы для обсуждения:
• Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?
• Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?
3. Обратная связь
Упражнение 10 «Аплодисменты» (ритуал прощания) .
Инструкция.
Ведущий начинает хлопать в ладоши и подходит к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого т т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Комментарий для ведущего.
Это упражнение поднимает настроение порой до полного восторга, и хорошо завершает занятие в эмоциональном плане.