Ольга Анатольевна Кузнецова
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
▼ Скачать + Заказать документы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
В настоящее время внимание многих психологов и педагогов во всем мире привлечено к проблемам развития речи у детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный возраст являются периодом наиболее интенсивного развития ребенка, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.
Публикация «Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы» размещена в разделах
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому.
Так что же такое речевое творчество детей дошкольного возраста.
Речевое творчество - наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка, это когда употребленное слово становится личным опытом, духовным достоянием ребенка, стимулируя активный поиск на впервые открытом пути словесного контакта с ближайшим окружением. Заново открывая для себя значения слов, их сочетаний, смыслы выражений, дошкольник прилагает большие умственные, эмоциональные усилия, чтобы постичь неизвестное ему, сделать его личным достоянием. И этот колоссальный труд постижения есть речевое творчество.
К числу важнейших задач обучения детей речевому творчеству в дошкольных учреждениях относится формирование и развитие связной монологической речи. С осознованием темы высказывания связано умение дошкольника видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления в памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации. Это умение включает в себя развитие начальных форм творческого воображения.
Все изложенное выше говорит о том, что выбранная тема является актуальной.
Анализ недостатков в результатах
Анализ результатов освоения образовательной программы показал, что детские рассказы страдают скудностью (подлежащее-сказуемое, наличием слов-повторов, длительными паузами, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен. Следовательно, можно сделать вывод о том, что речевое творчество детей развито слабо.
Анализ недостатков в основном процессе
Проведенный анализ основного процесса позволил выделить ряд недостатков, которые не позволяют полноценно реализовать основную общеобразовательную программу дошкольного образования:
•Неумение правильно использовать групповые формы работы, так как при непродуманном комплектовании групп некоторые дети могут пользоваться результатами труда более сильных воспитанников.
•Бедная предметно-развивающая среда (редкое обновление или дополнение театрального, книжного уголков)
•Недостаточное использование игр-драматизаций, игр-имитаций
•Неправильная организации игры (например, обращение к детской аудитории с вопросом: «Кто пойдет играть?» или «Приглашаю на игру самого смелого мальчика (смелую девочку)». В первом случае может выйти больше детей, чем нужно, и некоторых придется возвращать, что вызовет отрицательные эмоции. Во втором случае большая вероятность того, что никто не выйдет. Педагогу недопустимо тянуть участников за руку, вовлекая их в игру).
Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности
Анализ условий профессиональной деятельности позволил выделить несколько недостатков:
•Бедность и однообразие синтаксических конструкций в речи педагога (слабая распространённость предложений, преобладание прямого порядка слов, однотипность в построении простых предложений, преобладание простых предложений в тексте)
•Присутствие речевых, стилистических и грамматических ошибок в речи воспитателя.
•Некомпетентность воспитателя в вопросах становления речи.
•Недостаточное оснащение образовательного процесса современными техническими средствами (компьютер, проектор, интерактивную доску и др.)
Выявленные недостатки позволили нам сформулировать противоречия:
- гуманистический характер дошкольного образования и требования ФГОС о предоставлении условий для развития каждого ребенка обязывает педагога к построению педагогического процесса с учетом потребностей каждого воспитанника и созданию условий для индивидуальной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, однако наличное количество детей в группе не позволяет полноценно реализовать принципы государственной образовательной политики;
- для развития речевого творчества детей дошкольного возраста требуется богатый театральный, книжный уголок, однако образовательная организация не располагает финансовыми ресурсами в достаточной мере.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа
В связи с вышеизложенным, проблема заключается в необходимости улучшения условий развития речевого творчества детей дошкольного возраста.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся
•Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении. В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником, воспитывается культура речевого общения.
•Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. В старшем дошкольном возрасте ребенок осваивает выразительные средства языка; правильное построение сложноподчиненных предложений; кроме того у ребенка формируется умение выделять последовательность звуков в простых словах, формируется умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Для достижения цели и нового результата изменено содержание образовательного процесса и средства обучения и воспитания так, что речевое развитие стало приоритетным.
Изменения в содержании образовательного процесса:
•В рамках тематического планирования были разработаны такие мероприятия как праздник правильной речи «Путешествие в Буквоград», «Праздник болтунишек», театрализованные представления – постановка спектаклей, проведение Недели детской книги, где целью было совершенствование, развитие диалогической и монологической форм речи, активное пополнение словаря. С целью формирования интереса к книге педагогами проводятся литературные вечера «В гостях у любимой книжки».
•Оформление мини-музея книги.
•Организация виртуальной экскурсии по литературным музеям.
•Оформление родительского уголка в рамках темы по развитию речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Изменения в средствах обучения и воспитания:
•Для развития речевого творчества в группах появились разнообразные виды театров (театр марионеток, пальчиковый театр)
•Подбор необходимой литературы
•Использование мультимедийных пособий, направленных на развитие речевого творчества
•Подбор необходимых иллюстраций
•Подбор дидактических игр, направленных на формирование словаря, на развитие речевой активности, быстроту мышления («Переезжаем в новую квартиру», «Придумай предложение»)
•Оформление игротеки «Говори и рассказывай»
•Разработка консультаций для родителей по теме «Что такое речевое творчество и как его развивать?»
При реализации программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка (мониторинг) производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики.
Мониторинг осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Кадровые изменения
Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении требует обновления не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические направления должны развиваться параллельно. Поэтому повышение компетентности и профессионализма педагога – одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования. Таким образом, по развитию речевого творчества у детей дошкольного возраста необходимо:
- изучить информационные потребности педагогических кадров дошкольного учреждения с целью оказания методической помощи по организации воспитательно-образовательного процесса;
- расширить и систематизировать знания педагогов по образовательной области «Речевое развитие» : семинары «Развитие речи у дошкольников в свете ФГОС» и т. п.
- создать эффективную систему курсовой подготовки по обеспечению практической деятельности воспитателей и узких специалистов по вопросам развития речевого творчества детей дошкольного возраста.
Научно – методические изменения:
Внесение изменений в годовой план по образовательной области речевое развитие.
Создание «Книги сказок», «Шкатулки сказок» (совместное творчество детей и родителей)
Материально-технические изменения заключаются в обеспечении необходимым оборудованием и инвентарем: использование технических средств обучения, изготовление или приобретение ширмы и фланелеграфа для проведения театрализованной деятельности.
Нормативно-правовые изменения
В годовой план ДОУ и в Основную общеобразовательную программу внесены задачи, связанные с развитием речевого творчества ребенка.
Организационные изменения
Организация проектной деятельности
Обновлены договора о сотрудничестве с библиотекой
Информационные изменения
Индивидуальные и групповые консультации по теме речевого творчества.
Приглашение родителей на совместное с детьми мероприятие по речевому творчеству.
Создание памяток для родителей.
Подборка периодических изданий: журналов «Обруч», «Дошкольное воспитание», интернет-ресурсы; использование ИКТ.
В настоящее время внедрение информационно-коммуникационных технологий влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании, методах обучения. Перед современным воспитателем встает проблема поиска нового педагогического инструмента.
В нашем дошкольном учреждении для развития речевого творчества детей мы используем один из эффективных методов – электронную интерактивную дидактическую игру. Одну из таких игр хотелось продемонстрировать вам.