Наталья Потрясова
Продуктивные виды деятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО(детское конструирование)
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – важный, напряженный и ответственный период в развитии, как для самого ребенка, так и для взрослых, сопровождающих его на этом судьбоносном этапе. Социокультурные трансформации, затронувшие нашу жизнь, вторглись и в пространство детства. Изменились ритм жизни, возможности, интересы, ценности взрослых, что затрагивает и детей. Современные дошкольники отличаются от своих ровесников, например, рожденных десятилетием ранее: они играют в другие игры, по-другому общаются со сверстниками и взрослыми. Во ФГОС дошкольного образования очерчены пять образовательных областей, нацеленных на решение ряда задач развития и образования дошкольников в различных видах деятельности.
Публикация «Продуктивные виды деятельности дошкольников в контексте ФГОС до (детское конструирование)» размещена в разделах
Обратим внимание на продуктивные виды деятельности, которые способствуют активизации сенсорного развития ребенка, моторики, пространственного восприятия, прямо и косвенно стимулируют развитие речи, воображения и мышления. Кроме того, рисование, конструирование, лепка служат эффективными средствами психокоррекции и психотерапии детей. Знакомясь с окружающим миром, дети отражают полученные знания в своей деятельности.
Конструирование (construo– строю, создаю) – вид продуктивной деятельности, в ходе которой ребенок самостоятельно или совместно со взрослым создает конструкцию из деталей, для чего он должен научиться определенным способам действия.
Дошкольники могут создавать постройки и поделки, которые можно использовать для игры, украшения интерьера, в качестве подарка, поэтому значимость конструирования для детей очевидна. В настоящее время существует большое разнообразие материалов и наборов для детского конструирования, что существенным образом позволяет разнообразить этот вид деятельности. В предлагаемых наборах представлены подробные схемы создания поделки, подготовлены детали и необходимые сопутствующие материалы для получения конечного продукта. Современные технологии позволяют создавать красочные, разнообразные по фактуре и свойствам детали, что позволяет осуществлять сенсорную стимуляцию, влияющую на развитие когнитивных процессов. Процесс конструирования превращается в увлекательный и познавательный вид деятельности для дошкольника.
Один из ведущих специалистов в области исследования конструктивной деятельности дошкольников в России, JI.A. Парамонова, разделяет конструирование на два вида : техническое и художественное.
Техническое конструирование подразумевает отображение детьми реально существующих объектов. Его результатом становится создание моделей предметов окружающего мира с сохранением их основных структурных и функциональных признаков, например, автомобиль с колесами, рулем, пассажирскими креслами и т. д. К техническому конструированию относится : конструирование из строительного материала (детали различных геометрических форм из дерева и других материалов); из деталей конструкторов с разнообразными креплениями (например, Лего или металлический конструктор с гайками и винтами); из крупногабаритных модулей, как правило, из мягких материалов.
Художественное конструирование характеризуется тем, что дети создают образы, которые, в первую очередь, показывают их отношение к тому, что они создали. С помощью цвета, формы, фактуры дети передают характер своей поделки: «волшебная принцесса», «пушистый ласковый котенок» и т. п. Конструирование из бумаги и природного материала относится к художественному типу.
По мнению JI.A. Парамоновой, компьютерное конструирование и создание конструкций из подручного, бросового материала (например, пластиковая посуда, детали игрушек и т. д.) могут относиться как к техническому, так и к художественному виду, поскольку в них могут отображаться реальная сторона предмета и образ, воспринятый ребенком.
Рассмотрим ряд других широко распространенных и изученных видов конструирования, которые можно эффективно использовать в работе с дошкольниками.
Виды конструирования
Ф. Фрёбель разработал конструирование по образцу – детям предлагают образцы построек, состоящих из различных деталей строительных материалов или конструкторов, поделок из бумаги или других материалов, и при этом, как правило, показывают способы их воспроизведения. Данный вид конструирования позволяет передать готовые знания и способы действия, основываясь на подражании. Он позволяет детям узнать о свойствах деталей строительного материала, овладеть техникой возведения построек. Кроме того, при правильно организованном обследовании образца дети овладевают обобщенным способом анализа, т. е. обучаются определять в любом предмете основные его части, устанавливают функциональное назначение каждой из частей.
Конструирование по модели– разработанное А. Н. Миреновой и изученное А. Р. Лурией. В данном виде конструирования детям предлагают модель, где от ребенка скрыты детали и элементы, из которых она состоит. Например, конструкцию из кубиков можно обклеить бумагой. Дети же должны воспроизвести представленную модель из имеющегося у них в распоряжении строительного материала. Как показывает исследование, проведенное А. Р. Лурией и А. Н. Миреновой, данный вид конструирования – эффективное средство развития мышления. В своем исследовании, посвященном изучению конструктивной деятельности детей дошкольного возраста, они пришли к выводу, что достичь значительного развивающего эффекта можно не с помощью конструктивных игр, ограничивающихся либо свободной стройкой, либо стройкой по образцу, а с помощью метода «стройки по моделям». Отличие данного метода заключается в том, что перед ребенком ставится определенная конструктивная задача. Ребенку нужно построить определенную модель, но для этого необходимо самостоятельно найти способы решения этой задачи, т. е. выделить конструктивные элементы, с помощью которых можно было бы воссоздать модель. Чтобы достичь поставленной цели, ребенку нужно «превратить непосредственное, "наивное" восприятие модели в сложный процесс наглядного анализа, развить восприятие геометрических отношений элементов, их мысленные комбинации, мысленное перемещение отдельных фигур по отношению друг к другу» [5].
Конструирование по условиям– разработанное Н. Н. Поддьяковым– заключается в том, что без определенного образца постройки, рисунка или способов ее возведения детям задаются лишь условия, которым она должна соответствовать. Обычно указывается ее практическое назначение. Например, построить гараж для машины, кровать для куклы и т. д. Задачи конструирования выражаются через условия, являются проблемными, так как способ решения не дается. В процессе конструирования по условиям у ребенка формируется умение анализировать и, основываясь на этом анализе, структурировать свою практическую деятельность. А чтобы дети успешно конструировали по условиям, как показывает исследование Н. Н. Поддьякова и А. Н. Давидчук, у них должны быть опыт конструирования по образцу и опыт экспериментирования с различными материалами.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам разработано С. Лоренсо и В. В. Холмовской. Из деталей строительного материала воссоздаются как внешние, так и отдельные функциональные особенности реальных объектов, что создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Для освоения данного вида конструирования предлагается сначала строить с детьми простейшие схемы-чертежи, а потом переходить к практическому созданию конструкций по простым схемам-чертежам. Данный вид конструирования затрудняет то, что часто дети не способны выделять плоскостные проекции объемных геометрических тел-деталей. Однако это вполне преодолимо благодаря использованию простых наглядных моделей-чертежей. Безусловный плюс данного вида конструирования заключается в его способности развивать образное мышление и познавательную активность у детей.
Конструирование по замыслу способствует развитию воображения и творчества детей, поскольку ребенку дается возможность самостоятельно решать, что конструировать. Однако у дошкольников из-за низкой произвольности могут часто меняться замыслы, что может препятствовать продуктивному конструированию. Также предполагается, что ребенок хорошо знаком с материалом и деталями конструктора, владеет другими видами конструирования, тогда можно ожидать от них развивающего эффекта.
Конструирование по теме близко конструированию по замыслу, однако ребенку задают определенную тематику для постройки. Например, дома, мебель, автомобили и т. д. Оно позволяет закрепить и актуализировать полученные знания и умения в процессе освоения конструктивной деятельности, а также расширить тематику сюжетов для построек.
Каркасное конструирование– данный вид выделил Н. Н. Поддьяков. Оно предполагает первоначальное ознакомление детей с простым по строению каркасом, являющимся центральным звеном постройки. Данный вид конструирования – хороший способ развития воображения и образного мышления. Однако он требует разработки специального материала, позволяющего составлять детям различные каркасы как основы будущих конструкций, которые им предстоит достроить.
Нужно отметить, что правильно подобранный и разнообразный конструктивный материал, по мнению Е. А. Флёриной, способствует развитию у ребенка ориентировочных навыков. Автор отмечает, что используемый в конструировании материал «способствует развитию культуры движений ребенка, его ориентировки в пространстве, в форме, величине и тяжести предмета, может помочь ориентировке в цвете, ориентировке в математическом делении формы; строительный материал может упражнять ребенка в чувстве равновесия и устойчивости. Причем все указанные процессы, упражнения играют чрезвычайную роль в развитии тормозных процессов и дифференцировочной сфере. Е. А. Флёрина подчеркивает, что для достижения развивающего эффекта необходим различный материал для старших и младших дошкольников.
Например, для достижения развития крупной мускулатуры и ориентировочных движений грань куба, предназначенного для детей младшего дошкольного возраста, должна варьироваться в диапазоне от 10 до 12 см, а для старших дошкольников – от 14 до 16 см. Для закрепления пространственно-ориентировочных навыков дошкольников необходимо, чтобы материал был разнообразен по форме (большой и малый объемы, устойчивые и неустойчивые, плоские, круглые, квадратные, прямоугольные, цилиндрические, дугообразные и т. д.) и его было бы достаточно, т. е. парность и повторяемость деталей для закрепления полученного опыта и экспериментирования. Важно, чтобы соблюдалось масштабное соответствие формы, размера и веса, т. е. чем крупнее деталь одной формы, тем она должна быть тяжелее, и наоборот. Кроме того, Е. А. Флёрина настаивает на разнообразии цвета деталей, критикуя монохромную расцветку. Соблюдение всех этих правил, по мнению исследователя, позволит пробудить интерес ребенка к процессу конструирования, поможет усилить внимание и его работоспособность.
Данные, полученные современными исследователями, в очередной раз доказывают и подчеркивают необходимость и значимость продуктивных видов деятельности во всестороннем и гармоничном развитии ребенка.
Например, Д. В. Гриник показала, «что в процессе перцептивной деятельности и при дальнейшей целенаправленно организованной развивающей изобразительной деятельности возможно качественно развивать познавательные способности старших дошкольников за счет качественных и количественных изменений в структуре, во-первых, операционных механизмов способностей и, во-вторых, регуляционных механизмов (мотивационных предпочтений и развивающихся социальных эмоций)».
Самое главное, использование продуктивных видов деятельности позволяет педагогам в полной мере учитывать индивидуальные склонности и возможности ребенка, что неоднократно подчеркивается во ФГОС ДО и комментарии к нему. На наш взгляд, именно в результате деятельности, когда помимо процессуальной стороны итогом становится создание конкретного продукта, у ребенка происходит осознание и принятие своей личности и самоценности, выявляются разные черты характера, склонности и способности.