Лазат Таштитова
Консультация для воспитателей «Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного
возраста»
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Публикация «Консультация для воспитателей „Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В. А. Сухомлинский
Различные формы и методы работы используются для повышения эффективности экологического образования. Один из методов - экологические игры.
Экологические игры - это :
Ролевая игра;
дидактический;
Имитация;
соревновательный;
игры о путешествиях.
В экологических играх желательно использовать визуальный, художественно оформленный материал, разрабатывать интересные игровые моменты, действия, вовлекать всех детей в решение задачи. Они могут прибегнуть к помощи сказочных персонажей, музыкального сопровождения.
Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания природоохранных мероприятий, например, игры "Построй город".
Цель игры - сформировать представление о том, что строительство может быть выполнено только в соответствии с экологическими нормами и правилами.
Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков и умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, экологическая викторина, "Поле чудес" и др.
Игры-путешествия, в ходе которых дети попадают на Северный полюс, на морское дно и т. д., успешно применяются в практике экологического воспитания дошкольников.
В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: "Кто где живет?", "Летает, бегает, прыгает" (об адаптации животных к среде их обитания); "У кого какой дом" (об экосистемах); "Живое - неживое", "Птицы-рыбы-животные".
Различные ботанические, зоологические - лотереи, пазлы, демонстрационные картинки – учат детей закреплять знания, систематизировать предметы, формировать навыки, использовать модели.
Игра доставляет ребенку огромное удовольствие, потому что дает ему возможность активно действовать. Дошкольники очень любят игры в кругу семьи. Дома вы можете поиграть с дошкольниками в словесные и дидактические игры. Они могут быть самыми разными и подходить для самых разных повседневных ситуаций. Важной особенностью этих игр является умение с их помощью развивать речь дошкольника и различные мыслительные процессы, умение анализировать и описывать, учить детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к определенной категории. ("Когда это произойдет?". "Что такое круглое в природе?". "Что это такое?". "Что такое третий?", "Назови это одним словом"). Во всех случаях происходит приятное общение и знакомство с миром интересов дошкольника.
Для эффективного обучения детей были изготовлены пособия: лепнина "На опушке леса и в деревне у хижины". Руководство по игре можно использовать как для самостоятельной игры детей, так и во время игровых занятий. Группа формирует сезонное дерево, на котором дети вместе с учителем фиксируют сезонные изменения и, таким образом, распознают и анализируют основные признаки сезонных изменений.
Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, это придает уверенности в себе. Как показывает опыт, дошкольники легче усваивают материал любой сложности в игровой ситуации, приближенной к условиям реальной жизни.
Практическая часть консультаций с педагогами (экологические игры)
"Птицы, рыбы, животные"
Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит слово "птица". Ребенок, поймавший мяч, должен подобрать определенное понятие, например "воробей", и бросить мяч обратно. Следующий ребенок должен назвать птицу, но не повторять ее.
Аналогично в игру играют со словами "животные" и "рыбы".
"Воздух, земля, вода"
Воспитатель бросает ребенку мяч и называет природный объект, например, "сорока". Ребенок должен ответить "воздух" и отбросить мяч назад. Ребенок отвечает "вода" на слово "дельфин", "земля" на слово "волк" и т. д.
Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово "воздух". Ребенок, поймавший мяч, должен назвать птицу. Слово "земля" - это животное, живущее на земле, слово "вода" - обитатель рек, морей, озер и океанов.
"Кто где живет?"
У воспитателя есть изображения животных, а у детей есть изображения мест обитания различных животных (логово, пещера, река, логово, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребенок должен определить, где он живет, и, если это соответствует его образу, "поселиться" дома, показав карточку воспитателю.
"Летать, плавать, бегать"
Воспитатель показывает детям объект дикой природы или называет его. Дети должны изобразить, как движется этот объект. Например: при слове "заяц" дети начинают прыгать, при слове "карась" они имитируют плавающую рыбу, при слове "воробей" они изображают полет птицы.
Список использованных источников:
1. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников : / С. Н. НиколаеваИзд. Мозаика-синтез. Москва 2002г.
Интернет – источники:
1. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду Серия «Экологическое воспитание в детском саду». [Электронный ресурс] :s.n-nikoleva_programma_ehkologicheskogo_vospitanij.pdf( дата обращения: 22.01.2019).