Папки-передвижки

Формирование звуковой культуры речи с использованием дидактических игр и упражнений в среднем дошкольном возрасте

ирина савцова
Формирование звуковой культуры речи с использованием дидактических игр и упражнений в среднем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование звуковой культуры речи с использованием

дидактических игр и упражнений в среднем дошкольном возрасте».

Актуальность темы

Сегодня наука все чаще прибегает к инновациям в исследованиях речи,

ведь ее развитие самым тесным образом связано с сознанием, познанием

окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является

Публикация «Формирование звуковой культуры речи с использованием дидактических игр и упражнений в среднем дошкольном возрасте» размещена в разделах

средством овладения знаниями и в последующем школьном обучении. В

первую очередь это происходит за счет осознания ребенком звуковой

стороны речи.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой

культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и

звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и

скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и

пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового

аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды —

неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования

звуковой культуры речи.

Основным методом в младшем дошкольном возрасте воспитания

звуковой культуры речи является дидактическая игра и дидактические

упражнения. Дидактическая игра представляет собой многоплановое,

сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения

детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой

деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактические упражнения – это лексические упражнения, не имеющие

игровых правил, а игровая задача состоит в подборе соответствующего слова.

Полноценное развитие сторон речи (звукопроизношение звуков, слов, фраз,

речевой слух и так далее) - необходимое условие подготовки ребенка к

обучение грамоте. Игры и игровые упражнения оказывают большую помощь

в этом. В связи с этим, актуальность темы заключается в том, что

дидактические игры и игровые упражнения, дают воспитателю возможность

проводить занятия по звуковой культуре речи более живо и интересно.

Наиболее полно понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее

воспитанию раскрываются в работах, В. В. Гербова, А. И. Максакова, М. М.

Алексеева, Б. И. Яшина и многих других ученых.

Цель: Совершенствовать воспитание и развитие звуковой культуры ребенка

младшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр и

упражнений.

Достижению поставленной цели способствовало решение ряда

следующих задач:

Задачи:

• Изучить теоретический аспект звуковой культуры речи как важной

стороны речевого развития.

• Развивать мотивацию к речевой деятельности.

• Определить сущность взаимосвязи дидактических игр и упражнений с

речевым развитием детей младшего дошкольного возраста.

• Разработать конспект занятия по звуковой культуре речи.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду

педагог решает задачи формирования у них правильного

звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с

языковыми нормами, развития голосового аппарата (умения регулировать

громкость произнесения слов и фраз, выработки умеренного темпа речи,

правильного речевого дыхания, навыков умелого использования

интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от

содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.).

Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового

внимания и речевого слуха.

Подготовительный этап:

Цель работы данного этапа заключалась в формировании и развитии

фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических

категорий и связной речи.

Систематичность обеспечивается ежедневным проведением

разнообразных игр: утренняя речевая гимнастика, на прогулке, перед

завтраком, на занятиях, построенных в игровой форме. Организуются

индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические

игры.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям

своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура

речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение

речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной

речи детей.

Основной этап:

Цель этого этапа: повысить речевую активность и произвольность

внимания, развивать навыки звукового анализа, сократить количество

лексико-грамматических ошибок, проведения дидактических игр, которые

помогли закрепить полученные знания и навыки детей.

Проведение дидактических игр (хороводных, подвижных, с

произнесением слов, сюжетно-ролевых, словесных, а также использование

разнообразного речевого материала (звукоподражательных слов, потешек,

поговорок, пословиц, чистоговорок, скороговорок, стихотворений,

небольших сказок, рассказов, специальных игр и упражнений, направленных

на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов)

сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных

картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, диапозитивов,

диафильмов.

Предметно-развивающая среда

1. Групповое помещение.

2. Пособия для формирования воздушной среды (поддувалочки).

3. Пособия для развития слухового внимания (колокольчики).

4. Презентация, запись на диктофоне звуков домашних птиц, и ответы

детей.

5. Игрушки: Кукла, погремушка, паровоз, пушка, пирамида, петушок,

мешочек.

6. Комплект иллюстративного материала по теме: «Домашние птицы».

Речевая развивающая среда

1. Загадки о домашних птицах.

2. Аудиозапись звуки домашних птиц.

3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

4. Чистоговорка.

5. Подвижная игра с текстом «Кто как кричит».

Самостоятельная деятельность детей.

Познавательно-речевое; рассматривание иллюстраций, картинок с

изображением домашних птиц (петуха, курицы, цыплят).

Предшествующая работа.

Задачи по звуковой культуре речи реализуются на знакомом детям

материале, поэтому предшествующая работа включает в себя:

Организационную образовательную деятельность:

1. Познание. Ознакомление с домашними птицами (Петуха, курицы,

цыплят).

Использовала словесные приемы - речевой образец, повторное

проговаривание, объяснение, указания, вопрос.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала.

Игровые приемы - они возбуждают у ребенка интерес к деятельности,

обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон

процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и

результативность занятий.

2. Музыка. Слушание аудиозапись голосов птиц (петуха, курицы,

цыплят).

3. Коммуникация. Дидактические упражнения «Что звучит».

Закрепление детей в самостоятельной деятельности вне НОД и в

последующей НОД по речевому развитию. На развитие игры навыков

звуковой культуры речи играли с поддувалочками, использовали упражнения

на звуки [П], [Пь]. Данная образовательная деятельность является итоговой, а

на протяжении месяца включались разные упражнения.

Вывод:

Мне удалось подобрать материал, опираясь на программные

требования, возрастные и индивидуальные особенности детей. Разработала

комплекс работы по теме: «Домашние птицы» с комплексным решением

задач звуковой культуре в процессе проведения дидактических упражнений.

Основное направление было направлено на решение всех задач

звуковой культуры речи. Дифференциация изолированных звуков, звуков в

словах и во фразовой речи, развитие силы голоса и темпа речи. Большое

внимание было уделено решению задач предпосылок; развитие слухового

внимания и речевого слуха, формированию воздушной струи. Кроме

основной задачи решались задачи по совершенствованию и других сторон

речи. Словарь; закрепление названия домашних птиц, закрепление звуков

птиц (петуха, курицы, цыплят, формирование образного словаря в процессе

работы над загадками. Связная речь; формирование умения отвечать на

вопросы, формирование умение вести диалог с воспитателем, сверстниками.

Таким образом можно сказать, что были выполнены требования

образовательной области «Коммуникация», а именно развитие свободного

общения, развитие всех компонентов устной речи, овладение нормами речи.

Я разработала:

- комплекс работы в первой половине дня; утром я ввела детей в тему дня,

для этого была создана речевая мотивация с сюрпризным моментом.

- конспект занятия "Домашние птицы" по развитию звуковой культуры речи.

Применила в непосредственно образовательной деятельности фронтальные и

индивидуальные формы организации, чтобы заинтересовать детей в течении

деятельности. Создала предметно-речевую развивающую среду с

использованием эффективных для данной образовательной области методов

и приемов; словесный (вопросы, ответы, речевой (образное называние

звука, хоровые и индивидуальные повторения, загадки, наглядный

(картинки с изображением домашних птиц, игрушки, поддувалочки,

колокольчики, практический (упражнения, игровой (сюрпризный момент,

дидактические упражнения, подвижные игры с текстом, игровые

упражнения.)

Конспект занятия на тему: «Домашние птицы».

Цель: Развивать мотивацию к речевой деятельности.

Задачи:

• Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков п, пь.

• Учить четко произносить звуки в звукосочетаниях, различать на слух

близкие по звучанию звукосочетания.

• С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог,

употреблять слова со звуками п, пь

• Уточнить представление об обобщающем понятии "Домашние птицы"

• Совершенствовать память и внимание.

Утро. Введение в тему дня. Создание речевой мотивации.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами поговорим о домашних птицах.

Сейчас я вам покажу картинки, а вы должны сказать кто на них изображен.

Показываю детям картинку, на которой изображен петух, спрашиваю у детей

кто это? (выслушав ответы детей). Показываю детям картинку, на которой

изображена курица и спрашиваю кто это? (ответы детей).

Показываю детям картинку, на которой изображен цыпленок, спрашиваю кто

это? (ответы детей).

Дидактическое упражнение «Звуки домашних птиц» (включаю

аудиозапись со звуками: ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко, куд-куда, пи-пи-пи).

Воспитатель: А хотите узнать, как петушок подает голос? Послушайте.

Давайте повторим как петушок говорит ку-ка-ре-ку.

Давайте послушаем как курочка подает голос. Затем дети хором и по одному

повторяют звуки.

Давайте послушаем как цыпленок подает голос.

Дети хором и по одному повторяют звуки.

Вопросы детям.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете где живут домашние птицы?

Они живут рядом с человеком. Человек строит для них домики, ухаживает за

ними.

А как называют домики где живут птицы? (Сарай, курятник.)

Молодцы! Вы сейчас узнали, как домашние птицы: петушок, курочка и

цыпленок подают голоса. Петушок - кукурекает, курица – кудахчет,

цыпленок – пищит. Где и с кем они живут.

Непосредственно образовательная деятельность

Основная часть.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла кукла Наташа, да не одна, а со

своими питомцами. Кто они вы узнаете, если отгадаете загадки.

Кто на улице гуляет

От ворот недалеко

Лапкой землю разрыхляет

И кудахчет Ко-ко-ко (Курица)

Молодцы, это курицы- выкладываю на фланелеграфе.

Послушайте еще одну загадку:

Весь я золотистый

Мягкий и пушистый.

Я у курицы - ребёнок

А зовут меня. (цыплёнок)- ставлю на фланелеграф картинку.

Воспитатель: Чтобы курочка и цыпленок не потерялись, Наташа подарила

им колокольчики. У курочки большой колокольчик- показываю. Он звучит

вот так - Дети слушают звон колокольчика. У цыпленка маленький

колокольчик. Он звучит вот так. – дети слушают.

Воспитатель: Посмотрите ребята, курочка и цыпленок убежали, Наташа

расстроилась. Давайте поможем Наташе найти их.

Сейчас мы позвеним колокольчиками, и они сразу прибегут. Иди (называю

имя) позвени колокольчиком. Кто должен прибежать? – правильно, курочка-

появляется картинка. Иди (называю имя) позвени вторым колокольчиком.

Кто прибежит? – правильно цыпленок - появляется картинка.

Сейчас, Курочка и цыпленок будут вас приглашать в гости своими

колокольчиками.

На один край фланелеграфа прикрепляю курочку, на другой край-

прикрепляю цыпленка. Если вы услышите колокольчик цыпленка, то пойдете

к нему- послушайте и запомните, как он звенит. Если услышите колокольчик

курочки- пойдете к ней в гости- послушайте и запомните его.

Давайте поиграем. За ширмой звеню то одним, то другим колокольчиком-

дети подходят то к курочке, то к цыпленку. Молодцы! (Игровое упражнение.

Эффективно для развития слухового внимания).

Воспитатель: Ребята, курочка выронила свои перышки, посмотрите сколько

их. Давайте поиграем с ними - раздаю детям поддувалочки. Возьмите

поддувалочки – показываю. Давайте подуем на них, чтобы они долго летали,

будем дуть плавно и долго. Вот так- показываю.

А сейчас дунем так, чтобы они далеко улетели- вот так- показываю.

Молодцы, а теперь давайте отдадим курочке ее перышки. (Данное

упражнение способствует выработке длинной и плавной воздушной струи у

кого дольше будет летать перышко. И сильной, и короткой воздушной струи

у кого дальше улет перышко).

Воспитатель: Курочка хочет с вами поиграть в заводных цыплят. Я буду к

вам подходить, дотрагиваться до вас, и вы будете превращаться в заводных

цыплят. Согласны? Как только курочка дотрагивается до ребенка, он встает,

машет руками-крылышками и говорит: «пи-пи-пи». Курочка подходит ко

всем детям. Ой, как много у меня стало цыплят- говорит курочка. (Игровое

упражнение «Заводные цыплята» начинается с решение задач умение

произносить звук [Пь]).

Песенку пи-пи-пи цыпленок научился петь, но ему хочется научиться петь и

другую песенку. Ребята, давайте научим его петь вот такую песенку: «ПЯ-

ПЁ-ПЮ». Давайте хором пропоем для цыпленка - ПЯ-ПЁ-ПЮ. Молодцы, А

теперь вот такую песенку: «ПА-ПО-ПУ» - сначала хором, затем по одному.

(Упражнение было направлено не только на произношение звука [Пь] в

слогах, но и на развитие фонематического слуха, так как дети должны были

вслушиваться в песенку цыпленка и повторить ее).

Воспитатель: За то, что курочка с нами играла, давайте мы ее покормим

крупой. (Вы ребятки выходите)

Будем делать пальчиками так, как будто сыпем крупу – и говорить: «Пу - пу

- пу – сыпем курочке крупу» - Давайте дружно скажем.

Курочка подошла к нам близко, поэтому будем говорить тихо, чтобы она не

испугалась, пу-пу-пу сыпем курочке крупу.

А теперь она отошла подальше, поэтому скажем громче пу-пу-пу сыпем

курочке крупу. (Дидактическая игра «Кормим курочку крупой» В данной

дидактической игре решалась задача в произношении звука [П] во фразовой

речи).

Воспитатель: Вот какие молодцы покормили курочку. И за это она говорит

вам спасибо.

Заключительная часть.

Ребята, Наташе понравилось, как вы играли с курочкой, и что вы научили

цыпленка петь песенки. Наташа говорит нам до свиданья, давайте и мы

скажет им до свидание.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст является наиболее.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Статья «Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте» В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Картотека дидактических игр в старшем дошкольном возрасте в летний период Цель дидактической игры в старшем дошкольном возрасте — это сделать процесс обучения простым, интересным, не вызывающим утомления и скуки.

НОД по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте по теме «Деревья» Непосредственно образовательная деятельность по развитию ручной моторики у детей с нарушениями зрения в среднем дошкольном возрасте Тема:.

НОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группеНОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе Звуковая культура речи: Звук [К].Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Цель: Развивать.

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.

Рисование «Снежинка» в среднем дошкольном возрастеРисование «Снежинка» в среднем дошкольном возрасте Цель: Учить детей рисовать снежинку, видеть красоту рисунка выполненного одним цветом. Предварительная работа: Наблюдение за снежинками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование звуковой культуры речи с использованием дидактических игр и упражнений в среднем дошкольном возрасте
Опубликовано: 10 декабря 2022 в 19:42
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование звуковой культуры речи с использованием дидактических игр и упражнений в среднем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем ирина савцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД