ирина савцова
Формирование звуковой культуры речи с использованием дидактических игр и упражнений в среднем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование звуковой культуры речи с использованием
дидактических игр и упражнений в среднем дошкольном возрасте».
Актуальность темы
Сегодня наука все чаще прибегает к инновациям в исследованиях речи,
ведь ее развитие самым тесным образом связано с сознанием, познанием
окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является
Публикация «Формирование звуковой культуры речи с использованием дидактических игр и упражнений в среднем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
средством овладения знаниями и в последующем школьном обучении. В
первую очередь это происходит за счет осознания ребенком звуковой
стороны речи.
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой
культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и
звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и
скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и
пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового
аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды —
неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования
звуковой культуры речи.
Основным методом в младшем дошкольном возрасте воспитания
звуковой культуры речи является дидактическая игра и дидактические
упражнения. Дидактическая игра представляет собой многоплановое,
сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения
детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой
деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактические упражнения – это лексические упражнения, не имеющие
игровых правил, а игровая задача состоит в подборе соответствующего слова.
Полноценное развитие сторон речи (звукопроизношение звуков, слов, фраз,
речевой слух и так далее) - необходимое условие подготовки ребенка к
обучение грамоте. Игры и игровые упражнения оказывают большую помощь
в этом. В связи с этим, актуальность темы заключается в том, что
дидактические игры и игровые упражнения, дают воспитателю возможность
проводить занятия по звуковой культуре речи более живо и интересно.
Наиболее полно понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее
воспитанию раскрываются в работах, В. В. Гербова, А. И. Максакова, М. М.
Алексеева, Б. И. Яшина и многих других ученых.
Цель: Совершенствовать воспитание и развитие звуковой культуры ребенка
младшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр и
упражнений.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда
следующих задач:
Задачи:
• Изучить теоретический аспект звуковой культуры речи как важной
стороны речевого развития.
• Развивать мотивацию к речевой деятельности.
• Определить сущность взаимосвязи дидактических игр и упражнений с
речевым развитием детей младшего дошкольного возраста.
• Разработать конспект занятия по звуковой культуре речи.
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду
педагог решает задачи формирования у них правильного
звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с
языковыми нормами, развития голосового аппарата (умения регулировать
громкость произнесения слов и фраз, выработки умеренного темпа речи,
правильного речевого дыхания, навыков умелого использования
интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от
содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.).
Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового
внимания и речевого слуха.
Подготовительный этап:
Цель работы данного этапа заключалась в формировании и развитии
фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических
категорий и связной речи.
Систематичность обеспечивается ежедневным проведением
разнообразных игр: утренняя речевая гимнастика, на прогулке, перед
завтраком, на занятиях, построенных в игровой форме. Организуются
индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические
игры.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям
своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура
речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение
речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной
речи детей.
Основной этап:
Цель этого этапа: повысить речевую активность и произвольность
внимания, развивать навыки звукового анализа, сократить количество
лексико-грамматических ошибок, проведения дидактических игр, которые
помогли закрепить полученные знания и навыки детей.
Проведение дидактических игр (хороводных, подвижных, с
произнесением слов, сюжетно-ролевых, словесных, а также использование
разнообразного речевого материала (звукоподражательных слов, потешек,
поговорок, пословиц, чистоговорок, скороговорок, стихотворений,
небольших сказок, рассказов, специальных игр и упражнений, направленных
на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов)
сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных
картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, диапозитивов,
диафильмов.
Предметно-развивающая среда
1. Групповое помещение.
2. Пособия для формирования воздушной среды (поддувалочки).
3. Пособия для развития слухового внимания (колокольчики).
4. Презентация, запись на диктофоне звуков домашних птиц, и ответы
детей.
5. Игрушки: Кукла, погремушка, паровоз, пушка, пирамида, петушок,
мешочек.
6. Комплект иллюстративного материала по теме: «Домашние птицы».
Речевая развивающая среда
1. Загадки о домашних птицах.
2. Аудиозапись звуки домашних птиц.
3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
4. Чистоговорка.
5. Подвижная игра с текстом «Кто как кричит».
Самостоятельная деятельность детей.
Познавательно-речевое; рассматривание иллюстраций, картинок с
изображением домашних птиц (петуха, курицы, цыплят).
Предшествующая работа.
Задачи по звуковой культуре речи реализуются на знакомом детям
материале, поэтому предшествующая работа включает в себя:
Организационную образовательную деятельность:
1. Познание. Ознакомление с домашними птицами (Петуха, курицы,
цыплят).
Использовала словесные приемы - речевой образец, повторное
проговаривание, объяснение, указания, вопрос.
Наглядные приемы – показ иллюстративного материала.
Игровые приемы - они возбуждают у ребенка интерес к деятельности,
обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон
процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и
результативность занятий.
2. Музыка. Слушание аудиозапись голосов птиц (петуха, курицы,
цыплят).
3. Коммуникация. Дидактические упражнения «Что звучит».
Закрепление детей в самостоятельной деятельности вне НОД и в
последующей НОД по речевому развитию. На развитие игры навыков
звуковой культуры речи играли с поддувалочками, использовали упражнения
на звуки [П], [Пь]. Данная образовательная деятельность является итоговой, а
на протяжении месяца включались разные упражнения.
Вывод:
Мне удалось подобрать материал, опираясь на программные
требования, возрастные и индивидуальные особенности детей. Разработала
комплекс работы по теме: «Домашние птицы» с комплексным решением
задач звуковой культуре в процессе проведения дидактических упражнений.
Основное направление было направлено на решение всех задач
звуковой культуры речи. Дифференциация изолированных звуков, звуков в
словах и во фразовой речи, развитие силы голоса и темпа речи. Большое
внимание было уделено решению задач предпосылок; развитие слухового
внимания и речевого слуха, формированию воздушной струи. Кроме
основной задачи решались задачи по совершенствованию и других сторон
речи. Словарь; закрепление названия домашних птиц, закрепление звуков
птиц (петуха, курицы, цыплят, формирование образного словаря в процессе
работы над загадками. Связная речь; формирование умения отвечать на
вопросы, формирование умение вести диалог с воспитателем, сверстниками.
Таким образом можно сказать, что были выполнены требования
образовательной области «Коммуникация», а именно развитие свободного
общения, развитие всех компонентов устной речи, овладение нормами речи.
Я разработала:
- комплекс работы в первой половине дня; утром я ввела детей в тему дня,
для этого была создана речевая мотивация с сюрпризным моментом.
- конспект занятия "Домашние птицы" по развитию звуковой культуры речи.
Применила в непосредственно образовательной деятельности фронтальные и
индивидуальные формы организации, чтобы заинтересовать детей в течении
деятельности. Создала предметно-речевую развивающую среду с
использованием эффективных для данной образовательной области методов
и приемов; словесный (вопросы, ответы, речевой (образное называние
звука, хоровые и индивидуальные повторения, загадки, наглядный
(картинки с изображением домашних птиц, игрушки, поддувалочки,
колокольчики, практический (упражнения, игровой (сюрпризный момент,
дидактические упражнения, подвижные игры с текстом, игровые
упражнения.)
Конспект занятия на тему: «Домашние птицы».
Цель: Развивать мотивацию к речевой деятельности.
Задачи:
• Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков п, пь.
• Учить четко произносить звуки в звукосочетаниях, различать на слух
близкие по звучанию звукосочетания.
• С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог,
употреблять слова со звуками п, пь
• Уточнить представление об обобщающем понятии "Домашние птицы"
• Совершенствовать память и внимание.
Утро. Введение в тему дня. Создание речевой мотивации.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами поговорим о домашних птицах.
Сейчас я вам покажу картинки, а вы должны сказать кто на них изображен.
Показываю детям картинку, на которой изображен петух, спрашиваю у детей
кто это? (выслушав ответы детей). Показываю детям картинку, на которой
изображена курица и спрашиваю кто это? (ответы детей).
Показываю детям картинку, на которой изображен цыпленок, спрашиваю кто
это? (ответы детей).
Дидактическое упражнение «Звуки домашних птиц» (включаю
аудиозапись со звуками: ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко, куд-куда, пи-пи-пи).
Воспитатель: А хотите узнать, как петушок подает голос? Послушайте.
Давайте повторим как петушок говорит ку-ка-ре-ку.
Давайте послушаем как курочка подает голос. Затем дети хором и по одному
повторяют звуки.
Давайте послушаем как цыпленок подает голос.
Дети хором и по одному повторяют звуки.
Вопросы детям.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете где живут домашние птицы?
Они живут рядом с человеком. Человек строит для них домики, ухаживает за
ними.
А как называют домики где живут птицы? (Сарай, курятник.)
Молодцы! Вы сейчас узнали, как домашние птицы: петушок, курочка и
цыпленок подают голоса. Петушок - кукурекает, курица – кудахчет,
цыпленок – пищит. Где и с кем они живут.
Непосредственно образовательная деятельность
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла кукла Наташа, да не одна, а со
своими питомцами. Кто они вы узнаете, если отгадаете загадки.
Кто на улице гуляет
От ворот недалеко
Лапкой землю разрыхляет
И кудахчет Ко-ко-ко (Курица)
Молодцы, это курицы- выкладываю на фланелеграфе.
Послушайте еще одну загадку:
Весь я золотистый
Мягкий и пушистый.
Я у курицы - ребёнок
А зовут меня. (цыплёнок)- ставлю на фланелеграф картинку.
Воспитатель: Чтобы курочка и цыпленок не потерялись, Наташа подарила
им колокольчики. У курочки большой колокольчик- показываю. Он звучит
вот так - Дети слушают звон колокольчика. У цыпленка маленький
колокольчик. Он звучит вот так. – дети слушают.
Воспитатель: Посмотрите ребята, курочка и цыпленок убежали, Наташа
расстроилась. Давайте поможем Наташе найти их.
Сейчас мы позвеним колокольчиками, и они сразу прибегут. Иди (называю
имя) позвени колокольчиком. Кто должен прибежать? – правильно, курочка-
появляется картинка. Иди (называю имя) позвени вторым колокольчиком.
Кто прибежит? – правильно цыпленок - появляется картинка.
Сейчас, Курочка и цыпленок будут вас приглашать в гости своими
колокольчиками.
На один край фланелеграфа прикрепляю курочку, на другой край-
прикрепляю цыпленка. Если вы услышите колокольчик цыпленка, то пойдете
к нему- послушайте и запомните, как он звенит. Если услышите колокольчик
курочки- пойдете к ней в гости- послушайте и запомните его.
Давайте поиграем. За ширмой звеню то одним, то другим колокольчиком-
дети подходят то к курочке, то к цыпленку. Молодцы! (Игровое упражнение.
Эффективно для развития слухового внимания).
Воспитатель: Ребята, курочка выронила свои перышки, посмотрите сколько
их. Давайте поиграем с ними - раздаю детям поддувалочки. Возьмите
поддувалочки – показываю. Давайте подуем на них, чтобы они долго летали,
будем дуть плавно и долго. Вот так- показываю.
А сейчас дунем так, чтобы они далеко улетели- вот так- показываю.
Молодцы, а теперь давайте отдадим курочке ее перышки. (Данное
упражнение способствует выработке длинной и плавной воздушной струи у
кого дольше будет летать перышко. И сильной, и короткой воздушной струи
у кого дальше улет перышко).
Воспитатель: Курочка хочет с вами поиграть в заводных цыплят. Я буду к
вам подходить, дотрагиваться до вас, и вы будете превращаться в заводных
цыплят. Согласны? Как только курочка дотрагивается до ребенка, он встает,
машет руками-крылышками и говорит: «пи-пи-пи». Курочка подходит ко
всем детям. Ой, как много у меня стало цыплят- говорит курочка. (Игровое
упражнение «Заводные цыплята» начинается с решение задач умение
произносить звук [Пь]).
Песенку пи-пи-пи цыпленок научился петь, но ему хочется научиться петь и
другую песенку. Ребята, давайте научим его петь вот такую песенку: «ПЯ-
ПЁ-ПЮ». Давайте хором пропоем для цыпленка - ПЯ-ПЁ-ПЮ. Молодцы, А
теперь вот такую песенку: «ПА-ПО-ПУ» - сначала хором, затем по одному.
(Упражнение было направлено не только на произношение звука [Пь] в
слогах, но и на развитие фонематического слуха, так как дети должны были
вслушиваться в песенку цыпленка и повторить ее).
Воспитатель: За то, что курочка с нами играла, давайте мы ее покормим
крупой. (Вы ребятки выходите)
Будем делать пальчиками так, как будто сыпем крупу – и говорить: «Пу - пу
- пу – сыпем курочке крупу» - Давайте дружно скажем.
Курочка подошла к нам близко, поэтому будем говорить тихо, чтобы она не
испугалась, пу-пу-пу сыпем курочке крупу.
А теперь она отошла подальше, поэтому скажем громче пу-пу-пу сыпем
курочке крупу. (Дидактическая игра «Кормим курочку крупой» В данной
дидактической игре решалась задача в произношении звука [П] во фразовой
речи).
Воспитатель: Вот какие молодцы покормили курочку. И за это она говорит
вам спасибо.
Заключительная часть.
Ребята, Наташе понравилось, как вы играли с курочкой, и что вы научили
цыпленка петь песенки. Наташа говорит нам до свиданья, давайте и мы
скажет им до свидание.