Марина Юрьева
«Золотая осень». Конспект занятия по развитию речи с применением приёмов мнемотехники в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Золотая осень»
Цель: формирование умения составлять связный рассказ об осени с опорой
на мнемотаблицы.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить названия времен года, осенних месяцев;
2. Обратить внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе;
3. Закреплять основные приметы осени;
4. Обратить внимание на поведение лесных зверей и птиц осенью, изменения с деревьями и кустарниками, растениями луга и сада, в одежде людей;
5. Обогащать словарный запас
Развивающие:
1. Развивать связную речь с помощью мнемотаблицы;
2. Развивать лексико-грамматические категории;
3. Развивать правильное звукопроизношение;
4. Развивать зрительно-моторную координацию.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Воспитывать любовь к родной природе, развивать наблюдательность.
Предварительная работа:
Ведение с детьми календаря погоды и природы. Наблюдение за осенней природой во время прогулок, разучивание стихотворений, пословиц, пословиц об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы, разучивание загадок. Игра «Подбери признаки к предметам», «Подбери действия к предметам».
Ход занятия:
Мы ладошку к ладошке сложили
И друг другу дружить предложили.
Будем петь, заниматься, играть,
Чтобы умными, дружными стать.
- Ребята, отгадайте загадку:
«Листья с веток облетают,
птицы к югу улетают.
Что за время года –спросим?
Ну конечно это-…». (Осень).
- Сегодня мы поговорим об осенней поре.
Игра с мнемокубом. (с использованием мнемотаблиц).
- Кидайте кубик друг другу и читайте предложения, которые зашифрованы в виде таблицы. (Дети кидают друг другу мнемокуб и читают предложения)
- Молодцы, вы знаете много признаков осенней поры и называете их полным ответом.
(Добиваться, чтобы дети правильно проговаривали слова).
Отгадывание загадок по мнемокубику.
- Ребята, отгадайте загадки, опираясь на мнемокарточки.
(Воспитатель кидает кубик ребёнку, а ребёнок ищет на кубе ответ на загадку)
Любопытная, хитрая, ловкая.
Именуется в сказках плутовкою.
Серый волк ей кумом приходится,
А в лесу она первая модница. (Лиса)
Бежит между елками
Живой клубок с иголками.
Вдруг, волк навстречу появился.
Клубочек вмиг остановился.
Свернулся и не видно ножек.
Ответьте, кто же это? (Ёжик)
Он стоит среди травы
В шляпе, но без головы.
У него одна нога,
Но и та без сапога. (Гриб)
Иногда беру с собой
И держу над головой.
С ним шагать я очень рад,
Мне не страшен дождь и град. (Зонт)
В дождь их быстро натяну,
И скорей гулять пойду,
Не промокнут мои ноги,
Если лужи на дороге. (Сапоги)
Всё лето был зелён и чист,
А осенью весь пожелтел,
На землю с веточки слетел.
Лежит на травке жёлтый (лист)
- Отлично. Все вы знаете ответы на загадки!
Игра «Опиши предмет на кубе».
- Следующее задание очень сложное нужно описать предмет.
Ответить на вопрос – «Какой»?
Воспитатель кидает кубик каждому ребёнку и спрашивает: «Какой ….
Ребёнок находит предмет и отвечает на вопрос.
Добиваться чтобы ребёнок отвечал полным предложением.
ФИЗМИНУТКА:
«Листопад»
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (развести руки в стороны)
Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (прыжки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)
Игра Опиши предмет «Волшебный мешочек» с помощью мнемодорожки.
- Ой ребята, посмотрите, что это? Это Волшебный мешочек. Что там лежит?
(Дети достают по очереди по предмету). Овощи и фрукты.
-А рассказать об этих предметах нам поможет мнемодорожка.
Раскладываются карточки дорожкой на коврике. Дети берут карточку в руки и описывают предмет по схемам на картинках. Добиваться от детей полных предложений.
-Ребята, а вы любите сюрпризы? Нам осень приготовила для вас сюрприз.
Нужно пальчиками растереть капельки краски.
(На листе нарисовано дерево и набрызганы капельки краски осенних цветов. Дети пальчиками через плёнку примакивают краску.
- Какая красота у вас получилась! Вы настоящие художники!
- Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось? А что вам больше всего запомнилось? А что у вас вызвало затруднение?