Наталья Черёмушкина
Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
Что такое здоровый образ жизни? Это здоровое питание, достаточный уровень физической активности, спорт, закаливание, соблюдение режима сна и режима дня плюс личная гигиена. Соблюдение этих правил - как раз залог того, что организм будет в достаточно крепкой форме.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Вырастить крепких, здоровых детей – самая важная задача, как для родителей, так и для педагогов. И решается она совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой не противостоят отрицательным внешним влияниям. В этой ситуации возрастает роль дошкольного образовательного учреждения как ведущего звена в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Совместная работа с семьей в дошкольном образовательном учреждении строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только педагогу, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.
Система работы дошкольного образовательного учреждения с семьей включает в себя:
1. Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его
психомоторного развития;
2. Участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
3. Просветительную работу, пропагандирующую необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима;
4. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работой в детском саду;
5. Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания);
6. Информационное осведомление в родительских уголках, в папках передвижках, в библиотеке детского сада о здоровом образе жизни;
7. Различные консультации и дискуссии с участием психолога, медицинского персонала, инструкторов по физической культуре, а также родителей с опытом семейного воспитания;
8. Семинары-практикумы, деловые игры, тренинги и спортивные семейные соревнования.
Проблему воспитания, развития и формирования здорового ребенка невозможно решить в полной мере без активного участия в этом процессе родителей.
Эффективными формами сотрудничества дошкольного учреждения с семьей являются:
- Беседа с родителями. Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребенка, обращая внимание на его достоинства, воспитатель способствует созданию позитивного взгляда родителей на своего ребенка, приучает следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них. Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые.
- Консультации, которые направлены на усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Проводятся консультации индивидуально или для подгруппы родителей.
- Анкетирование, которое помогает выявить наиболее приемлемые и эффективные формы работы с родителями, помогает оценить работу коллектива, выявить те вопросы воспитания и развития детей, которые у родителей вызывают затруднения.
- Родительские собрания, которые являются одной из эффективных форм взаимодействия с семьей, темы и вид собрания педагоги определяют вместе с родителями. Они могут быть групповыми и общими (для родителей всего учреждения). Предусматриваются выступления родителей.
- Совместные физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья, туристические походы - позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей. Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. Дни здоровья содействуют оздоровлению детей и взрослых, предупреждают утомление. Туристические походы – одна из наиболее активных форм совместного отдыха, сочетающая в себе общение с природой, смены обстановки, психологической разгрузки и физической активности. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного образовательного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
- Дни открытых дверей - являясь достаточно распространенной формой работы, дают возможность познакомить родителей с дошкольным образовательным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.
В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи должно быть сотрудничество. Педагоги выступают инициаторами установления этого сотрудничества, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного образовательного учреждения по отношению к семейному воспитанию.
Педагогу следует убедить родителей в необходимости создания всех условий сотрудничества для того, чтобы их дети росли физически здоровыми, крепкими. Вовлечение родителей в жизнь детского сада принесет пользу в первую очередь ребенку, но и также дошкольному образовательному учреждению, и самим родителям. Участие семьи в спортивных мероприятиях также имеет большое значение: в такой семье вырастит здоровый, любящий спорт человек.
Литература:
1. Богина Т. Здоровье – прежде всего // Дошкольное воспитание №12,2004.
2. Борисова Е. Б. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. - Волгоград:Панорама,2006.
3. Бочарова Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста:Пособие для родителей и воспитателей. -2-е изд. -М. :АРКТИ,2003.
4. Голиков Н. Забота о здоровье детей – задача общая //Дошкольное воспитание № 6, 2005.
5. Голицына Н. С., Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа жизни у детей. Москва 2010.
6. Доронова Т. Н. и др. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. - М. :Линка-Пресс,2001.
7. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ:Методический аспект. - М. :Сфера,2005.
8. Зуйкова М. Б. Режим – путь к здоровью // Управление ДОУ №1,2006.
9. Лукина Л. И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью // Управление ДОУ №7,2006.
10. Полтавцева Н. В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. Москва 2013.
11. Шишкина, В. А. Физическое воспитание дошкольников: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования. – Минск: Зорны верасень, 2007.– 160 с.