Елена Болдарева
«В русской избе». Конспект занятия во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей первичных представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, посуда, чугунок, ухват)
Развивающие:
1. Развивать любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей;
2. Активизировать и обогащать словарный запас народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
3. Развивать связную. Монологическую речь
4. Развивать у детей интерес к русскому народному быту.
Воспитательные:
1. воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.
2. воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
Методы и приёмы:
Словесный (рассказ, беседа, чтение стихов, отгадывание загадок, вопросов)
Наглядный (рассматривание старинных вещей)
Практические (дидактическая игра «Что было, что стало»)
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие ; речевое развитие.
Вид детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций предметов народного быта, чтение русских народных сказок, русская народная игра «Карусель»
Материалы и оборудования: «Русская изба» с предметами быта (макет «Русская печь», старинная посуда (чугунок, самовар) ухват.
Ход занятия:
(Дети входят под русскую народную музыку)
Здравствуйте добры молодцы!
Здравствуйте красны девицы!
Вы гости желанные, красивые, застенчивые. Проходите, проходите не стесняйтесь, по – удобней располагайтесь. Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Красны девицы, добры молодцы, каким словом я вас встретила? Что оно значит? (другому человеку здоровья) Это приветствие доброе или злое слово? Как произносить нужно? Ласково, приветливо, чтобы человеку было приятно.
Мы сегодня пришли с вами в русскую избу. Так раньше дом назывался. А я сегодня хозяйка этой избы, а вы мои гости дорогие.
Я вам сегодня расскажу много интересного. О том как жили люди давным давно. И загадки загадаю. Я знаю. Вы очень любите отгадывать, любите?
Слушайте загадку первую:
Большая, белая,
В избе главная,
Кормит, греет все местечки
Угадали? Это – печка!
В русской избе складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Печь раньше всех кормила, она обогревала весь дом. На ней любили греться малые детушки и старые люди. На печи сушили одежду. Как встанет поутру хозяйка и начинает печь топить, да щи варить. Раньше готовили обед в русской печи, а сейчас на чём готовит мама обед? (на плите).
Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли. Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова».
А чем печь топили? Огонь горел. (Дровами). Вот они какие дрова. Клали в печку и зажигали огонь. А давайте мы с вами тоже дрова заготовим.
Повторяйте за мной.
За дровами мы идём
На себе пилу несём.
Дружно пилим мы бревно
Очень толстое оно
Чтобы печку протопить,
Много надо нарубить.
Чтоб дрова полезли в печку
Их разрубим на дощечки!
Молодцы, как вы умеете работать, какие труженики!
Тихонечко садитесь.
Какие вы молодцы, умеете и работать и загадки отгадывать.
Слушайте следующую загадку.
Внизу узок,
Верх – широк
Ни кастрюля – чугунок!
Посмотрите какой пузатенький чугунок. Этот чугунок был незаменим в хозяйстве, по весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Вот в такой посуде раньше готовили щи, готовили кашу. Сейчас у вашей мамы есть такой чугунок? (нет). Раньше был чугунок, а теперь кастрюля. Как же достать чугунок?
Слушайте следующую загадку:
Рогат, да не бык.
Хватает, да не сыт.
Людям отдаёт,
Да сам отдыхать идёт. (Ухват)
Посмотрите какой рогатый. А сейчас есть у вашей мамы ухват? (нет) Чем мама горячую кастрюлю берёт? (Прихватки или полотенце) Раньше был ухват, а теперь прихватки.
Сейчас я покажу как хозяйки доставали чугунок горячий. Вот так я сейчас подхвачу тяжёлый и горячий. Чем я доставила чугунок? (ухватом)
В печи готовили не только щи да кашу, но и пекли пироги, блины. Собирались все за большим столом, вся семья и ели деревянными ложками. Вот такими ложками. Хороша ложка к обеду. Какая красивая, расписная. Делали сами люди. С одной стороны у ложки щёчка, с другой стороны впадинка. А когда было скучно, могли на ложечках поиграть. Аккуратно ставьте в горшочек ложечки.
Хватит сидеть да молчать пора загадку новую отгадать.
Слушайте внимательно.
Четыре ноги,
Два уха, большой нос.
Да брюхо (Самовар)
Какие вы догадливые, да, это самовар. (рассматриваем самовар (правда два уха, Две ручки, четыре ножки чтобы устойчивый был. Посмотрите какой нос – краник). И большое брюхо. А что делали с самоваром? Кипятили воду, нагревали воду, чтобы заварить чай. Пили чай с чем? С пирогами, блинами. За самоваром собиралась вся большая семья.
Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. А сейчас есть у ваших мам самовар? (нет). В чём сейчас кипятят воду? (В чайнике). Раньше был самовар, а теперь чайник. Какие вы молодцы. И работать вы умеете. И загадки отгадываете.
Раньше на Руси работали вместе, и чаем угощали, и веселиться умели.
Приглашаю всех ребят в карусели поиграть.
(Под музыку)
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спишите
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра.
Какие вы молодцы, вы сегодня загадки отгадали, поработали, повеселились.
И теперь вы точно знаете, что раньше была печь. А теперь – плита,
Раньше был чугунок, а теперь – кастрюля,
Раньше был ухват, а теперь – прихватки,
Раньше был самовар, а теперь – чайник.
Какие вы молодцы.
А я как хозяйка не могу вас отправить без угощения домой. Для вас приготовила угощения – бараночки.
Ай качи, качи, качи,
Глянь, баранки, калачи,
С пылу, жару из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Расхватали калачи.
Нам остались – бараночки.
Молодцы! Ребята, а вам пора возвращаться в группу. Скажите, а вам понравилась русская изба? А что вам больше всего понравилось?
(под музыку выходят)