Наталья Черёмушкина
«Волшебное перо». Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности «Волшебное перо»
Подготовил педагог
первой квалификационной категории
Черемушкина Наталья Валерьевна
Цель: Расширение представлений детей о домашних птицах, свойствах пера домашних птиц.
Образовательные задачи:
1. Способствовать накоплению и обогащению представлений о домашних птицах.
2. Формировать представления о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц.
3. Совершенствовать навыки образовывать глаголы от звукоподражаний птиц.
4. Формировать обобщающее понятие «домашние птицы». Уточнить и расширить словарь по теме.
5. Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность. Самостоятельно делать выводы по результатам исследования.
Развивающие задачи:
1. Активизировать речевую деятельность детей.
2. Развивать диалогическую речь, речевой слух, мышление, память, зрительное внимание, восприятие, общую и мелкую моторики, умение согласовывать речь с движением.
3. Развивать логику посредством отгадывания загадок о домашних птицах.
Воспитательные задачи:
1. Формировать положительную установку на участие в занятии.
2. Воспитывать бережное отношение к домашним птицам, живой природе, желание заботиться о птицах, помогать им.
Ход занятия:
Воспитатель: - «Здравствуйте, дети! Посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.»
Дети: - «Здравствуйте!»
Воспитатель подзывает к себе детей:
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.»
Положить заранее в круг белое пуховое перышко.
Воспитатель: «Поглядите. Что это?»
Дети: - «Перышко»
Воспитатель: - «Давайте его рассмотрим. Какое оно?
Дети отвечают: - «Белое, длинное, гладкое, легкое, воздушное.»
Воспитатель: - «Ребята, а перышко это не простое, а волшебное. Стоит на него подуть, и оно покажет нам путь - в какую сторону идти, чтоб хозяина найти.
Интересно кто хозяин этого перышка и где он живет может в лесу или на птичьем дворе?
Если хозяин пера живет в лесу, то какая это птица: дикая или домашняя, а если на птичьем дворе, то?»
(Положить перышко на ладонь вытянутой руки и протянуть руку к детям;
попросить детей всех вместе по команде подуть на волшебное перышко.)
Воспитатель: «Раз, два, три - перышко, лети! Нас к хозяину веди!»
(Перышко слетает с ладони. Воспитатель поднимает его с пола, и просит детей, взявшись за руки, идти вслед за ней туда, куда показывает перышко. Идя змейкой, воспитатель подводит детей к интерактивной доске, на которой изображен птичий двор)
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, куда нас привело перышко»
Дети: «Птичий двор»
Воспитатель: - «Давайте назовем каких птиц мы здесь видим?»
Ответы детей.
Воспитатель: - «Ребята, а как выдумаете кто хозяин этого пера?»
Дети: - «Гусь»
Воспитатель: «Ребята, послушайте, я слышу какие-то голоса. Чьи они?»
(аудио запись «Голоса домашних птиц»)
Воспитатель: - «Ребята, я хочу рассказать вам историю, которая произошла на птичьем дворе.
Однажды гусь начал хвастаться своим внешним видом, какие у него прекрасные перья. Подошла к нему курица и говорит: - «Ничего особенного в твоих перьях не вижу. Вот мои перья посмотри, какие пушистые.»
И начался у них такой спор, что все птицы, находившие на птичьем дворе, присоединились к их спору. И на птичьем дворе стоял такой крик птиц, что не разберешь, кто кричит.»
Воспитатель: - «А вы, ребята, сможете различить голоса птиц?»
Дети: - «Да»
Дидактическая игра «Угадай, чей голос?»
(Аудиозапись голосов домашних птиц и дети угадывают, какая это птица)
А почему вы решили что это петух, а не курица, или что, это утка, а не индюк?
Игра «Кто как кричит?»
-Как петух, кричит? Значит, что он делает? (кукарекает).
-Как курица голос подает? Значит, что она делает? (квохчет, кудахчет)
-Как утка голос подает? Значит, что она делает? (крякает)
-Как индюк кричит? Значит, что он делает? (болбочет)
-Как гусь кричит? Значит, что он делает? (гогочет)
- Как кричит цыпленок? Значит, что он делает? (пищит)
Физминутка «Гусь»:
Утром встал гусак на лапки. (Потянулись, руки вверх – вдох-выдох)
Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью)
Приседанье сделал справно, (Приседания)
Клювиком почистил пух, (Повороты головой вправо-влево)
И поскорее в воду плюх! (Присели)
Воспитатель: - Ребята, а кто из вас знает, чем отличаются гусь или утка от других домашних птиц? (Они водоплавающие).
- Ребята, а вы знаете, почему гуси не тонут в воде, целый день плавают, ныряют, а выходят сухими из воды?
Ответы детей.
Воспитатель: - «Давайте проверим ваши утверждения. Я помогу вам узнать секрет водоплавающих птиц. Для этого отправиться в лабораторию и провести опыт с перьями.»
Воспитатель берет перышко в руку и говорит: - «Раз, два, три - перышко, лети! Нас в лабораторию веди!»
Приглашаю вас в нашу лабораторию.
Опыт 1 «Какое перо на ощупь»
Воспитатель : - «Ребята, возьмите куриное перо и проведите им по руке, погладьте его. Какое оно на ощупь? Что можно сказать?
Дети: - «Гладкое, пушистое, приятое на ощупь»
Воспитатель: - «Правильно! Перо пушистое, гладкое, приятное на ощупь.
Воспитатель предлагает детям потрогать гусиное перо.
Дети: - «Перо гладкое, скользящее, не такое пушистое, как куриное»
Воспитатель: - «Итак, к какому выводу мы пришли?».
Дети: - «Оба пера гладкие. Гусиное перо скользящее. Куриное перо пушистое.»
Воспитатель: - «Для того, чтобы узнать почему гусь – водоплавающая птица, давайте проведем опыт с его пером и пером курицы.»
Опыт 2 «Плавающее перо»
Воспитатель: - «Посмотрите, ребята, у вас на столах лежат гусиные и куриные перья, и подносы с водой, назовет их «озеро». Чтоб провести этот опыт, мы с вами должны быть очень внимательными и осторожными. Аккуратно опустите свои перья в озеро. Что произошло с пером курицы? (утонуло) Почему?
Дети: - «Пропускает воду, намокло, стало тяжелым.»
Воспитатель: - «Есть такая погворка «Мокрая, как курица». Скажите, пожалуйста, почему так говорят? Приведите пример.»
Ответы детей.
Воспитатель: - «А теперь, давайте посмотрим, что происходит с гусиным пером?»
Дети: - «Плавает не тонет, оно покрылось капельками, капельки стекают с пера, а перо остается сухим). Интересно, что помогает утиному перу плыть? Положите свои перья на салфетки.
Воспитатель: - «Итак, к какому выводу мы пришли?».
Дети: «Куриное перо намокает и становится мокрым и тяжелым, а гусиное не намокает и держится на воде. Гусь может плавать, а курица нет»
Воспитатель: - «Хорошо. Ребята а хотите узнать почему гусиное перо не намокает и держится на воде?»
Ответы детей.
Опыт 2 (со свечой) «Как с гуся вода»
Ребята, есть такая поговорка «Как с гуся вода», как вы думаете почему люди так говорят? (Гуси водоплавающие птицы, когда они выходят из воды их перышки по-прежнему сухие, они не намокают)
Давайте проверим, что помогает гусиным перьям оставаться сухими?
-Для начала представим, что
Мы для смазки бумажных перьев воспользовались восковой свечой, но гуси не носят с собой свечи. Откуда они берут смазку? Она содержится в специальных железах на спине, возле хвоста. Гусь своим клювом как лопаточкой берет и смазывает этим жиром свои перышки.
- Какой вывод мы можем сделать? Чем помогает жирная смазка гусю? (помогает воде скатываться с их перышек, перья остаются сухими). Благодаря этому гуси не тонут.
- А как вы думаете, у курицы есть такая смазка? (перья обычные, не защищённые жиром)
Воспитатель: - «Ну, что ж нам пора возвращаться в детский сад. А поможет нам волшебное перышко.
Раз, два, три! Пёрышко в группу нас веди!»
Релаксационная минутка
Дети закройте глаза и представьте наш птичий двор.
Слышите голоса домашних птиц.
Наверно они рады, что вы им сегодня помогли.
Пусть их хорошее настроение передается вам. Открывайте глаза.
Рефлексия:
-Молодцы ребята!
-Вам понравилось путешествие?
-Где мы с Вами побывали сегодня?
-Кого вы там видели, перечислите?
-Что нового вы узнали?
-Что интересного было для вас?
-Благодаря кому, мы смогли провести опыт с перышками?
- Если утята пригласят цыплят искупаться в водоёме, они пойдут?
На этом наша с вами встреча заканчивается. Скажем нашим гостям: «До свидания!»
До свидания. До новых встреч.