Наталья Черёмушкина
Групповая работа как средство формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Групповая работа как средство формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач является формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром
В дошкольных образовательных учреждениях педагогами организуется групповая совместная деятельность детей старшего дошкольного возраста, ориентируясь на индивидуальные и личностные особенности детей. Для грамотной организации и проведении групповой деятельности детей педагогу необходимо помогать детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров, побуждать в достижении цели работая слаженно и сообща, распределять ресурсы и задачи, а также и коммуникативные навыки, которые помогут адекватно и эффективно выстроить взаимодействие в группе. К коммуникативным навыкам относят две группы компетенций: вербальные и невербальные.
Вербальные компетенции – это способность ребенка общаться с помощью речи. Каждый ребенок группы должен уверенно и комфортно себя чувствовать среди других детей группы, быть позитивно настроен к общению со сверстниками, понимать представленную перед группой задачу, а его собственные вопросы и предложения должны быть понятны другим детям и взрослым, иначе, достижение общей цели станет невозможной. Для этого педагогу необходимо создать необходимые условия для развития у детей таких умений как:
1. Умение слушать и слышать собеседника;
2. Умение корректно задавать вопросы;
3. Умение адекватно реагировать на заданные вопросы и давать ответы;
4. Умение допускать разные точки зрения;
5. Умение работать в группе.
К невербальным компетенциям относятся:
1. Визуальные (выражение лица, жесты);
2. Акустические (интонация, темп речи, расстановка пауз и акцентов);
3. Тактильные (дистанция, физический контакт).
Таким образом, все вышеизложенное говорит о сложности и многогранности процесса коммуникации, который организует непосредственно педагог дошкольного образовательного учреждения.
Для того, чтобы групповая работа стала эффективной и принесла ожидаемый результат от совместной деятельности детей, необходимо организовать так процесс, чтобы каждому участнику была понятна своя роль в группе, действовал в соответствии заданной общей цели, учитывая при этом действия остальных участников.
В современном социуме умение работать в коллективе, является ключевым умением для социализации, полноценного функционирования в обществе, успеха в учебной и профессиональной деятельности. И для этого уже с дошкольного возраста необходимо побуждать детей к групповой работе, так как приобретенные навыки с детства необходимы не только для успешной трудовой деятельности в будущем, но и даже уже в дошкольном возрасте дают ряд преимуществ тем детям, которые успешно их осваивают.
Если рассматривать обучение навыкам групповой работы не просто как взаимодействие педагога детей, но и как полноценную коллективную деятельность, в этом случае важно добиться от дошкольников понимания того, что успеха в решении поставленной задачи они смогут добиться только совместными усилиями. Когда понимание этого факта будет достигнуто, позиция детей по отношению друг к другу изменится, и они станут проявлять самостоятельность и инициативу по отношению к коллективной деятельности.
Чтобы эффективно выстроить процесс формирования навыков у старших дошкольников педагогу необходимо учитывать и тот факт, что они формируются не одномоментно, а поэтапно. При этом, на каждом этапе задача усложняется. Первый этап – мотивация, в ходе которого цель реализации формируемого навыка становиться личной целю ребенка, что побуждает его к действию. Далее следует этап ориентировочной основы деятельности, в котором перед ребенком разворачивается подробнейшая схема пошагового выполнения действия, с описанием всех признаков-ориентиров, контрольных точек. Только после этого идет формирование самого навыка. Вначале развернуто проговаривая каждый этап вслух, затем речь переводится во внутреннею, а действие постепенно доводится до автоматизма.
И еще одна не маловажная особенность в формировании навыков – необходимость учитывать особенности каждого ребенка, у которого мы этот навык формируем. Важно, чтобы сам навык, и методы, при помощи которых он формируется, были актуальны, доступны и учитывали возрастные особенности ребенка.
Для старших дошкольников очень важна оценка взрослым не только его умений, но и личности в целом. Поэтому не стоит забывать про поощрение коллективной деятельности, чтобы еще в самом начале сложилась положительная мотивация к процессу формирования навыков и совместной деятельности в целом.
Литература:
1. Павленко Т. А. Психологические причины конфликтных отношений с ровесниками у старших дошкольников: специальность 19.00.07 Педагогическая психология: дис. канд. психол. наук. Москва, 2000. 161с.
2. Проша А. Г. Программа работы по сплоченности детского коллектива в старшей группе. Бобров, 2016. 5с.
3. Римашевская Л. С. Развитие сотрудничества старших дошкольников со сверстниками на занятии: специальность 13.00.07 Теория и методика дошкольного образования: дис…. канд. пед. наук анкт-етербург, 2001. 172с.
4. Швырева М. И. Формирование навыков сотрудничества у детей 5-7 лет посредством моделирования // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013г.). Уфа: Лето,2013. с. 70-72.