Раиса Корнийчук
Формирование эмоционально положительного отношения у детей младшего возраста к окружающему миру через народное творчество
▼ Скачать +Заказ
"Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю".
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.
Публикация «Формирование эмоционально положительного отношения у детей младшего возраста к окружающему миру через народное творчество» размещена в разделах
Фольклор как сокровищница русского народа широко используется в воспитании дошкольников, что способствует не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и познавательному развитию.
Произведения народного творчества – это школа развития чувств. Сейчас мы много говорим о добре, о понимании друг друга, о теплоте отношений и не зря, потому что как раз этого нам и не хватает. И вот эти добрые исконно русские чувства мы должны возродить в себе, передать нашим детям. И примером тому, что эти чувства были присущи русским людям, служат произведения народного творчества – песенки, прибаутки, сказки. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста эти шедевры, полные глубокой мудрости, простоты, мелодичности, образному, меткому слову.
Знакомство человека с произведениями искусства, с сокровищницей мировой литературы с лучшими образами устного народного творчества должно начинаться с первых лет жизни. Это ведь богатейший способ познать окружающий мир. Ведь в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное овладевать средствами человеческого общения – речью.
Самых маленьких, в первую очередь знакомим с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие художественные слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек, прибауток. Наша задача – наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки.
Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни ребенка в детском саду, в период адаптации, и потешка помогает установить контакт с ребенком, потешки хорошо тренируют память, ребенку передается их настроение: радость, грусть, нежность. Расширяется словарный запас, ребенок учится слушать, развивается дикцию, дети учатся передавать услышанные потешки: движениями, жестами, мимикой.
Наблюдая за детьми своей группы, обратили внимание, что дети с большим интересом слушают потешки, псенки, прибаутки, сказки. И мы решили как можно шире применять фольклорный материал в работе с детьми. Чтобы систематизировать работу с детьми по данному направлению, разработали комплексно-тематическое планирование по теме «Потешка в жизни ребенка» цель которого создание благоприятных условий для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством народного фольклора (потешки, песенки, прибаутки).
Опираясь на принципы доступность содержания, познавательная и нравственная значимость, формирования на их основе умения "чувствовать" окружающий мир, необходимо было подобрать материал для чтения в соответствии с «Программой» и возрастом детей. Большое внимание уделяли подбору иллюстративного материала.
С помощью фольклора предполагали решить следующие задачи:
- обеспечить эмоционально-положительное общение с каждым ребенком, видя в этом средство сокращения периода адаптации;
- формировать положительное отношение к режимным моментам : умыванию, одеванию, приему пищи и т. п. ;
- создание в группе настроение мажора – одно из условий полноценного развития детей.
Наш детский сад краткосрочного пребывания детей, поэтому состав группы меняется постоянно. Дети впервые приходят в детский сад и от того, как пройдет наше знакомство зависит от его психологического благополучия в дальнейшие дни пребывания в детском саду.
Ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и поэтому находится в угнетенном состоянии. И главной фигурой для него остается взрослый. И не только потому, что ребенок не может справиться со всеми своими проблемами, а еще и потому что взрослый может направить его энергию в определенное русло, поддержит и одобрит все его начинания. И во время «тяжелого» расставания с родителями, с момента знакомства в процессе общения, огромную важность приобретает установление доверительных отношений, проявление индивидуальной заботы, внимания и оказания помощи, равно как стремление стать надежной опорой для каждого ребенка, особенно в трудных и тревожных ситуациях. Стараемся переключить его внимание на яркую, красочную игрушку (кошку, петуха, собачку, сопровождая ее движения чтением потешки.
Например:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь,
Диме спать не даешь?
А потешка помогает установить первоначальный контакт взрослого с ребенком. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувства симпатии к пока еще чужому для него человеку. Перебираю пальчики ребенка и приговариваю:
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш,
А зовут его Егор.
Прислушиваясь к словам потешки, ребенок смотрит то на меня, то на пальчики, улыбается. Так маленькие фольклорные шедевры, помогают наладить контакт между ребенком и взрослым.
Для нас, взрослых, часто важным является начало дня. Утро может быть как бы определяющим в нашем настроении и в наших эмоциях на весь день. Не менее важно начало дня и для ребенка. Но, ни для кого не секрет, что проведение некоторых режимных моментов вызывает у детей отрицательное отношение. А для того, чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовились ко сну с удовольствием, мы используем народные песенки, потешки. Под звуки этих ласковых напевных слов, малыш легче проснется, даст себя умыть. Не всегда принятые для ребенка моменты ухода за ним превращаются в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.
Чтобы вызвать у детей радостное настроение, сопровождаем умывание словами: «Чистая водичка моет Тане личико, Саше ладошки, а пальчики – Свете».
Потешка «Водичка, водичка – это призыв к воде, ведь произнося это, из воды уходят неблагоприятные примеси. От воды мы получаем огромный биоэнергетический потенциал. А главное, все должно быть эмоционально, напевно, ведь только мелодические звуки действуют благотворно на мозг, психику ребенка.
Желание хорошо и быстро умываться вызывают такие потешки, как эти:
Кран откройся,
Нос умойся!
Чаще умывайся
Воды не жалей
Будут ладошки
От мыла белей.
Буль, буль, буль,
Журчит водичка
Все ребята любят мыться!
При кормлении в мозг поступает информация благоприятного восприятия пищи, если читается потешка. И мы произносим:
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Или:
Травка-муравка со сна поднялась
Птица-синица за зерно взялась.
Зайка – за капустку
Мышка – за корку
Детки – за молоко.
Одеваясь на прогулку, мы сталкиваемся с проблемой, которая вызвана тем, что на все дети любят одеваться. А чтобы ребенок быстрее осваивал навыки, приговариваем:
Наша Маша маленькая
На ней шубка аленькая
Опушка бобровая
Маша чернобровая.
Или:
Завяжу потуже шарф
Буду делать снежный шар.
Я шар покачу
Гулять хочу!
А когда видим, что малыш старается одеться, надевая на себя штанишки, говорим ему: «Молодец!»
А как важна для ребенка похвала! Похвала дает ребенку не только понимание хорошего, доброго к нему отношения, но и придает уверенность в собственных силах, побуждает действовать самостоятельно.
Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. И ласково и убаюкивающим голосом произносим:
Спи, усни дитя, Андрюшенька,
Все листочки спят,
Все касаточки спят.
Нашему Андрюшеньке спать велят.
Или:
Баю, баю, баю, бай
Ты, собачка, не лай
Белобока не скули
Нашу Таню не буди.
Чтение народных песенок, потешек сопровождаемых показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.
Многие дети не раз видели живую кошку, играли с нею: гладили, кормили и поэтому, потешка про кисоньку-мурысоньку запоминалась легче. Читая потешку:
Кисонька-мурысонька
Где была?
- На мельнице.
Кисонька-мурысонька
Что там делала?
- Муку молола и т. д.
меняли интонацию голоса: рассерженная хозяйка спрашивала кошку, а та отвечала испуганно, тихо, виновато. После нескольких повторений ребенок сам отвечал за кошку. И это уже драматизация потешки.
Одну и ту же потешку обыгрываем разными способами: сопровождаем чтение действием игрушки, куклы би-ба-бо, используем пальчиковый театр, шапочки различных персонажей.
Знакомство с народным творчеством играет важнейшую роль в развитии ребенка. Фольклор не только развивает устную речь малыша, но также позволяет обучить его нравственным нормам, расширяет кругозор, формирует отношение к окружающему миру. И наша задача – помочь им в этом.