светлана орлова
Семинар-практикум «Приобщение детей к народным традициям, к историческому прошлому через устное народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Выявить и обобщить знания педагогов по данной теме, вызывать интерес к практической деятельности и желание делиться своим опытом друг с другом.
Предварительная работа:
1. Наблюдение совместной деятельности воспитателя с детьми в возрастных группах. Анализ знаний детей и использование в практике воспитателя художественного слова, считалок,потешек, загадок, веселых стишков и т. д.
Публикация «Семинар-практикум „Приобщение детей к народным традициям, к историческому прошлому через устное народное творчество“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
2. Подготовка наглядного материала к педсовету, консультации для воспитателей по теме «Народное творчество и фольклор в работе с детьми»
3. Домашнее задание для педагогов: повторить пословицы и поговорки о весне, подготовить колыбельные песенки, перевертыши, прибаутки.
План работы семинара :
1Сообщение по теме/краткий экскурс в историю возникновения фольклора/.
2. Практическая часть:
-Пословицы о весне / «начинай и продолжай»;
-Как весну называли на Руси в старину?
-Конкурс «Погадай на ромашке»;
-Домашнее задание «Колыбельные для куколки»
-Презентация и рассказ «Куклы-берегини – мудрость и сила предков»;
-Мастер-класс «Изготовление куклы –колокольчика»;
-валеологическая пауза - общая пляска с показом движений каждого педагога.
Ход:
Культура Древней Руси - явление уникальное, это плод подвига русского народа, который отстаивал свою независимость, свою веру, идеалы во все времена истории.
Языческая древность сохранилась прежде всего в устном народном творчестве – фольклоре (загадки, заговоры, заклички, пословицы, сказки,песни и др.)
Особое место в исторической памяти народа занимали былины – героические сказания о защитниках родной земли от врагов. Народные сказители воспевали подвиги народных героев, богатырей земли русской -
Илью- Муромца, Добрыню –Никитича, Алешу –Поповича, Микулу –Селяниновича и др. былинных богатырей, к ним они обращали свои
призывы: «Вы, постойте- ка за веру, за Отечество!»
Фольклор - народная мудрость, народное творчество, чаще всего, устное, где отражается жизнь народа, его идеалы, принципы, поэзия народа (предания, частушки, анекдоты, эпос) и народная музыка (наигрыши, пьесы, театры кукол, танцы, декоративно-прикладное искусство). Еще М. Горький говорил:
«Изучайте фольклор, учитесь на нём. Без знания прошлого нет будущего!»
Знакомство ребенка с окружающим миром, формирование его эмоциональной и нравственной сферы начинается с материнской поэзии, которая включает в себя: и колыбельные песенки, и пестушки, и потешеки, прибаутки и приговоры. Недаром говорится, что мать дает ребенку жизнь, а материнская поэзия – душу.
С самого раннего детства в жизнь детей, до овладения ими речью, уже входили малые жанры фольклора – колыбельные песенки, пестушки, прибаутки, пословицы, игры-заклички, считалочки, скороговорки… они помогали в воспитании детей, в развитии у них чувства ритма, памяти, воображения и в дальнейшем – развития речи.
Колыбельные песенки – это спутник детства, один из древнейших жанров народного фольклора. они формируют у младенцев чувства психологической защищенности благодаря том,что поются тихим,ровным, спокойным голосом, напевно и протяжно. С помощью этих песенок ребенок усваивает родную речь, знакомиться с окружающими его предметами, постигает первые нравственные уроки, а, вдобавок, получает добрые пожелания на будущее.
Когда ребенок начинает понимать речь взрослого, его забавляют короткими стишками-пестушками.
Пестушки (от слова пестовать- няньчить, холить,воспитывать)-
Короткие напевы нянюшек, мамушек, сопровождающиеся движениями ребенка, когда он просыпается, умывается, играет, гулит. Ласковые пестушки развивают у детей координацию, сопровождая на протяжении всего дня. В их простоте заложена мудрость, которая проявляется в умении простыми средствами решать сложные задачи.
-Потягуни-потягушечки, от носочков до макушечки…
-В роток – говорок, в голову – разумок…
-Большие ноги идут по дороге – топ-топ-топ / громко/,
-Маленькие ножки идут по дорожке – топ-топ-топ…/тише/
Приходит время потешек – первых игр ребенка с пальчиками, ручками, ножками
.
Потешки – это уже элемент педагогики. В этом жанре детского фольклора заложены моторные рефлексы, стимул к обыгрыванию простых сюжетов, эти песенки не только забавляют и веселят малыша, но и доставляют ему эстетическое наслаждение. В результате, потешки и песенки учат детей понимать родную речь, различать сложные сочетания звуков (-жки-, чки-, шки-) помогают обогащению словаря и освоению грамматического строя языка, его разнообразия (котя, котенька,коток; кисонька –мурысонька ;)
Фольклорные произведения необычно вариативны, поэтому, играя с малышом можно вносить что-то новое, свое. Так постепенно от простеньких песенок, ребенок переходит к восприятию сложных поэтических образов.
Прибаутки – (от слова баять –рассказывать) это короткие шуточные истории, которые рассказывает взрослый детям, желая развеселить:
-Совушка-сова, большая голова,
На колу сидела, в стороны глядела…
Пословицы – всегда учат чему-то, люди получали знания из наблюдений, из жизненного опыта, который передавался предками и дошел до нашего времени, а для веселья после работы были придуманы народные игры да песни, играли на вечерках в разные игры: (обрядовые- масленичные гуляния, призы на столбе, перетягивание каната, кулачные битвы, сезонные – в них играли на улице «согревалки»)
Заклички – заговоры на здоровье, счастье и богатство, обращения к солнышку, радуге, дождю, к животным и др. (ПТИЦЫ-ВЕСТНИКИ ВЕСНЫ, КРАСНОЕ СОЛНЫШКО, ЗАГЛЯНИ В ОКОНЦЕ, УТИХНИТЕ, ВЬЮГИ-МЕТЕЛИ)
К весне и осени обращались с просьбами, а на зиму сетовали и жаловались.
Считалочки – стишки-жеребьевки, где определяются правила игры, кто водит в игре. Считалки помогали установить согласие и уважение к принятым правилам.
В своей работе мы используем считалки, так как с их помощью мы стараемся обогатить словарь и речь детей, развивая память и воображение.
Скороговорки – фразы, построенные на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов (чистоговорки). Это маленькие четверостишья способствуют развитию у детей правильной дикции, и постановке правильного звукопроизношения.
Загадки – народная забава, испытание на смекалку, сообразительность т. е. направленная на развитие умственных способностей, мышления. (Два конца, два кольца, а посредине гвоздик)
Устное народное творчество (фольклор) зародилось еще в дописьменную эпоху, а его формы передавались устно, запоминались на слух и отражали явления жизни народа, быт и поверья народа. Произведения устного народного творчества с самого рождения сопровождали человека, они способствовали формированию и развитию ребенка как личности. «Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети…»
В законе об Образовании основными положениями являются:
-приоритет общечеловеческих, национально-этнических ценностей, свободное развитие личности.
По утверждению педагогом-историков приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить самобытности.
Сила народной педагогики в народных традициях, которые отображаются всецело в разных видах устного народного творчества, в человеческом, добром, гуманном подходе к личности ребенка и требование с его стороны человеколюбия к окружающим.
2часть: практическая
Разминка
1) пословицы о весне /доскажи фразу/
- Ложка дорога к …обеду;
-Рыбак рыбака …видит издалека;
-Гром гремит –хлеб будет родить!
-Если из березы течет много сока…будет дождливое лето;
-Купаются воробьи в луже весной…к теплу;
-Март холодный… год хлеборобный;
-Видишь скворца… знай,весна у крыльца;
-В землю крошки …из земли лепешки;
-Ласточка вылетает…теплый день обещает.
2) Как весну называли в старину?
- златая, погожая, буйная, младая, беспокойная, торопливая, благодатная, напористая, поющая, златокудрая…
Март – новичок, капельник, протальник…
Апрель – солнечник, снегогон…
Май – травень, цветень…
3)Конкурс «Погадаем на ромашке» /индивидуальные задания для педагогов,
лепесток-вопрос/
-Назвать русских былинных богатырей?
(Вавила, Вольга, Алеша-Попович, Садко, Ставр-Годинович, Никита –Кожемяка, Микула –Селянинович, Илья Муромец);
- Какая нечистая сила встречается в русских народных сказках?
(Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Кикимора болотная, Леший, Кот-баюн, русалка, Водяной);
-В какие режимные моменты целесообразно включать произведения народного творчества, привести пример?
при умывании – водичка-водичка,умой мое личико;
в подвижных играх считалки для выбора водящего:
- На золотом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич…
в играх и совместной деятельности воспитателя с детьми:
Наша Таня маленька, маленька- удаленька…
Мирись-мирись, больше не дерись!
-Назвать русские народные сказки про медведя?
(«Вершки и корешки», «Заяц и медведь», «Медведь –липовая нога»и др)
-Назвать сказки с участием хитрой лисицы?
(«Лиса и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей»)
-Назвать волшебные, сказочные атрибуты?
(волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы гусли-самогуды и др.)
-Прочитать считалочку, пестушку, приговорку, прибаутку, говорушку? / на выбор
Верба-верба, вербохлест!
Вербохлест бьет до слез!
Потягушечки-потянись!
Поскорее проснись…
Расти,коса,до пояса не вырони ни волоса…
-Отгадать загадки?
Утка в море,а хвост на заборе (Ковш)
Не море,не земля, корабли не плавают и ходить нельзя? (Небо)
Домашнее задание:
Предлагаю куклу младенца взять на руки и укачать, спеть колыбельную песенку всех участников семинара по очереди.
П-р: Спи, младенец, мой прекрасный, баюшки-баю!
Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою.
Стану сказывать я сказку, песенку спою,
Ты, ж, дремли, закрывши глазки, баюшки-баю!
Игра с ладошками:
Вот и утро настало, солнышко встало /ладошки вверх поднять и лучики показать/
Вставай, большак!
Вставай, указка!
Вставай, середка!
Вставай, сиротка!
И крошка-митрошка! Привет, ладошка!/ все пальчики перебираем
Презентация и рассказ:
«Славянские обрядовые куклы»
Мастер-класс:
Изготовление куклы-оберега (Куклы-колокольчика)
На столе приготовлен материал для изготовления куклы колокольчика на каждого педагога (цветные полотняные тряпочки, нитки, колокольчик)
Фонограмма: звон колоколов
-Какие чувства навевает у Вас колокольный звон? /ответы педагогов/
На Руси с давних времен использовали кукол –берегинь, их делали сначала детям вместо игрушек и просто для дома, чтоб в семье все было ладно,да складно, чтоб дом- полная чаша, а в семье без раздоров.
Оберег – это предмет для повседневного использования, который оберегает дом и хозяина и наделяют его специальными качествами. Куклы-берегини изготавливались из простых лоскутков, обязательно красивых и нарядных, но безликих, что означало чистоту помыслов, доброе начало. Если в доме кукла-оберег, дому ничего не угрожает.
Уже в наше время, направляясь в гости к друзьям мы непременно несем с собой маленький сувенир, подарок, изготовленный своими руками (Домовенка, веничек, отгоняющий зло, маленькое полотенце для кухни, тем самым мы хотим пожелать счастья и благополучия хозяевам дома.
Сегодня мы с вами попробуем смастерить куколку-хозяюшку/благополучицу/ -
куклу-колокольчик. Это будет оберег хорошего настроения, веселая, нарядная кукла-колокольчик следит, чтобы в дом приходили радостные вести.
1. Три цветных юбки – символизируют три царства у человека: медное, серебряное, золотое – так и счастье складывается из трех частей (тело, душа и святой дух)
2. Голову для куклы делаем из комка ваты и привязываем на нитке колокольчик;
3. Накладываем все три круга для юбок на ватный ком и формируем голову и юбку будущей куклы, завязываем ниткой с узелками;
4. Берем белую полотняную тряпочку прямоугольной формы, делаем лицо, накладываем поверх» головы» и перетягиваем ниткой, из концов формируем рукава на конце перевязывая нитками,определяем ручки.
5. берем красивый полотняный треугольник или квадрат, платочек и повязываем на «голову» куклы. Вот т готово.
Таких кукол мы с вами можем изготовить вместе с детьми, каждый выберет наряд для своей куклы, нарядный платок и колокольчик,а потом использовать в играх.
Если телу хорошо, душе- радостно, святой дух спокоен – то и человек счастлив!
А когда хозяюшки садились после работы за рукоделие, они загадывали свои заветные желания и завязывали узелки на счастье, на здоровье, на удачу, на скорое замужество и напевали свои любимые песни…
Звучит русская народная песня «Ой, вставала я ранешенько…»
Все педагоги с изготовленными куклами –оберегами начинают общую пляску с показов движений и их последующим повтором.
Подведение итогов:
Всестороннее развитие личности ребенка всецело зависит от общения с взрослым, который приобщает маленького человека к истокам устного народного творчества, так как в нем сохранены особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, храбрости, трудолюбии и верности.