Любовь Вакульчук
Использование ИКТ в воспитании эмоционально-ценностного отношения детей дошкольного возраста к окружающему миру
▼ Скачать + Заказать документы
Использование информационно- коммуникационные технологий в воспитании эмоционально-ценностного отношения детей дошкольного возраста к окружающему миру
Автор: Вакульчук Любовь Николаевна,
г. Мурманск, воспитатель МБДОУ № 120
Маленький ребенок познает мир с открытой душой. Природу дети воспринимают очень эмоционально. Эмоции в этот период играют большую роль в формировании способов и приемов овладения деятельностью. Помимо них исключительно важную роль в становлении личности ребенка играют нравственные эмоции: гуманность, отзывчивость и т. д. (А. В. Запорожец).
Публикация «Использование ИКТ в воспитании эмоционально-ценностного отношения детей дошкольного возраста к окружающему миру» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Ценностное отношение к природе у детей дошкольного возраста можно определить как ценностные нормы, установки, правила взаимодействия ребенка с природным окружением и переживаемые при этом чувства. Показателями ценностного отношения при этом являются эмоционально – чувственный, когнитивный и поведенческий компоненты.
Следовательно, цель педагогов заключается в развитии экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности детей, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде. Основной задачей для достижения поставленной цели является создание условий, которые влияют на развитие эмоциональной сферы детей, и которая, в свою очередь, имеет огромное значение для регуляции правильного поведения в окружающей среде.
Реализовать данную задачу можно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми дошкольного возраста.
Методы:
1. Словесные методы
- Рассказ педагога или детей.
- Беседа.
- Чтение художественной литературы и т. д.
Широко используются такие методы как рассказ о природе и беседа с разными дидактическими целями: для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний дошкольников, формирования ценностного отношения к природе.
2. Практические методы обучения
- Упражнение;
- Игры (развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Например, подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Растет цветок»).
- Элементарные опыты, экспериментирование;
- Труд в природе;
- Моделирование (моделирование помогает лучше абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения, т. е. полнее осознать явление).
3. Наглядные методы.
- Наблюдение (в ходе наблюдения окружающего ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо; всем сердцем переживает доброе и злое; учится чувствовать красивое и некрасивое, учится "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их).
- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ).
Таким образом, используемые в методы экологического воспитания можно рассматривать как единую систему по формированию у детей дошкольного возраста эмоционально-ценностного отношения к природе.
Однако при введении дошкольника в познание окружающего мира, педагог может столкнуться с рядом проблем, к примеру, не возможность смоделировать такие жизненные ситуации как: гром и молния, вьюга и метель, движения животных, рост растений.
Для решения данной проблемы в своей работе я использую информационно-коммуникациононые технологии.
Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение занятий с использованием мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс и значительно повысить эффективность педагогической деятельности. Презентацию можно использовать на протяжении всего занятия (так как связана с сюжетом) и можно использовать как часть занятия, например: дидактическая игра, подача нового материала, проверка знаний, выполнение отдельных заданий, демонстрация иллюстративного материала.
Преимущества использования ИКТ (программа Microsoft PowerPoint) в образовательном процессе:
1. позволяют увеличить на занятии количество иллюстративного материала;
2. использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
3. одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
4. при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
5. с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии, либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; явления природы и т. д.).
Для создания качественного занятия с использованием ИКТ технологий (программа Microsoft PowerPoint) необходимо соблюдать следующий план работы:
1. Для начала необходимо выбрать образовательную область, по которой будет написан конспект занятия, а также определиться с возрастом (для учета возрастных особенностей детей).
2. Выбрать тему занятия.
3. Для написания конспекта необходимо определиться с видом занятия (это может быть занятие-путешествие, занятие-викторина, занятие- дидактическая игра и т. п.). Это необходимо для разработки стиля презентации.
4. Написать конспект занятия.
В каждом конспекте занятия необходимо четко прописать: цель занятия, задачи (образовательные, воспитательные, развивающие, предварительную работу, используемые материал (демонстрационный раздаточный, ход занятия (организационная, основная, заключительная часть, физкультминутка (зрительная, пальчиковая гимнастика).
5. После написания конспекта необходимо приступить к созданию презентации.
6. Презентация состоит из слайдов (слайд – это фрагмент презентации, в пределах которого производится работа над её объектами.)
Количество слайдов зависит от количества заданий в занятии и от творчества педагога, но их не должно быть много. Обычно на каждое задание создают 1-2 слайда (первый с проблемной ситуацией, а второй с ее решением-итогом, само решение может быть заключено в другой форме работы).
При создании презентации необходимо соблюдать следующие требования:
1. Строго соблюдать стиль презентации и подобрать фон (фон не должен отвлекать от основного задания).
2. Обработать и оптимизировать иллюстрации, используемые в презентации.
3. Применять звуковые эффекты только в том случае, если они не отвлекают от основного содержания.
Не перезагружайте презентацию эффектами анимации (чтобы не отвлекать детей от основного задания).
4. Сочетание элементов презентации с другими формами работы.
5. Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Мультимедийные презентации позволяют разрабатывать различные дидактические игры, использовать яркие и четкие иллюстрации.
Они помогают сделать занятие эмоционально окрашенными, вызвать живой интерес у детей, развить познавательную активность.
В процессе знакомства с природой у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в ней.