МААМ-картинки

Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Дина Бондарева
Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Программа предоставления дополнительной бесплатной образовательной услуги по направлению: «Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Пояснительная записка.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Публикация «Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости.

Родители, занятые постоянным добыванием денег, очень мало уделяют внимания детям.

Изобилие иностранных передач на телеэкране не могут обеспечить духовное развитие детей, дети обеспечены лишь материально.

Так как большую часть времени дети находятся в детском саду, то приобщение их к русской народной культуре является средством формирования моральных качеств.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Может быть, мы не всегда обращаем внимание, но стоит понаблюдать, прислушаться к разговорам, и можно заметить, как красиво, образно и метко говорят некоторые люди. В речи таких людей немалую роль играют пословицы и поговорки. Они приходят им на ум в нужном случае, и обычно их даже не считают чем-то самостоятельным. Пословицы и поговорки, зародившиеся в глубокой древности, продолжают оставаться и современным жанром фольклора.

Задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Неоценимую роль в решении этих задач может оказать русский фольклор. Язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой. Простые, на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказок, патешек вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи, получают особую окраску и значение.

Устное народное творчество оказывает активизирующее воздействие на речевой звуковой поток. Ребенок выделяет речь из всех других типов сигналов, оказывает ей предпочтение, выделяя из шумов и музыкальных звуков.

Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человека с целью творческого преобразования мира по законам красоты.

Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова, как средства познания окружающего мира, речевого развития детей.

Средствами устного народного творчества в детях воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни.

Целью кружковой работы является развитие речи детей дошкольного возраста на материале устного народного творчества : воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте, формирование правильной разговорной речи.

Возраст от 4-х до 5-ти лет уникален по своему значению для речевого развития : в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Обогащение языка стимулируется новыми задачами, возникающими в общении и собственной деятельности для их дальнейшего развития.

Задачи кружка:

1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству

2. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русского народного творчества.

3. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

4. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.

5. Расширять знания детей об окружающем мире посредством русского фольклора.

6. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.

7. Развивать интерес к народным играм.

8. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой, театрализованной деятельности.

Методы и приемы обучения

Эффективность развития речи дошкольников зависит от того, какие методы и приемы используются в работе с детьми.

Чтобы привить детям любовь к устному народному творчеству, воспитатель должен развить в них различные моральные качества, нужно исходить из интересов детей : не проводить назидательные беседы, не применять фольклор, как только дидактические пособия, а рассматривать фольклорные формы, как литературные произведения, показать их красоту, самобытность, иносказательность.

Достичь этого можно, соблюдая следующие принципы:

• Принцип активности и посильной самостоятельности, т. е. на занятии создаются все условия, чтобы у малышей четырех лет возникла потребность речевого взаимодействия со взрослыми;

• Принцип познавательной активности. Достигнуть его можно эмоционально. Именно с помощью эмоционального изложения, педагог поддерживает внимание детей;

• Принцип наглядности;

• Принцип поэтапности. Занятие должно состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения.

Эти принципы целесообразно применять при показе, т. е. чтении, рассказывании произведения, а также в игре, инсценировке.

Для достижения высокого результата очень важен личностный подход к детям, правильное распределение ролей, опираясь на темперамент каждого ребенка, важно правильно распределить речевой материал, учитывая состояние звукопроизношения каждого малыша.

В средней группе дети хорошо воспринимают фольклорные произведения, благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Задача воспитателя вызвать у детей эмоциональный отклик, интерес к русскому народному творчеству, закрепить желание слушать и воспроизводить фрагменты из произведений в повседневной жизни, воспринимать поэтическую речь, интонационную выразительность, развивать чувство ритма и рифмы, усваивать звуковой и грамматический строй русской речи.

Одним из важных средств поощрения и развития творчества детей является итоговые занятия с приглашением гостей. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе и родителям, служат стимулом для активного участия детей в создании инсценировок произведений русского народного творчества.

Сентябрь.

Тема: Беседа «Надо ли учиться говорить?»

Цель: Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях кружка.

Октябрь.

Тема: «Знакомство с избой старины»

Цель: 1. Воспитывать интерес к старине; 2. Познакомить детей с предметами быта и их названиями, способами действия с ними; 3. Расширять пассивный словарь такими словами, как чугунок, ухват.

Тема: «Своя хатка –родная мамка».

Цель: 1. Продолжать знакомить детей с жилищем русского народа; 2. Дать представление о постройке избы. 3. Читать потешки: Ай, туки, туки, туки,

Застучали молотки. 4. Детская игра «Укрась избушку узором»

Тема: «Без печи хатка- не хатка»

Цель: Познакомить детей с предметами обихода в избе, с убранством. Рассказывание русской народной сказки «Жихарка».

Тема: «Все вместе и печки, и лавочки».

Цель: 1. Продолжать знакомить детей с предметами быта (стол, лавки, люлька. Сундук и другими, рассказать об их значении, о том, что в избе есть красивый уголок; 2. Вызвать у детей интерес к старине; 3. Воспитывать уважение к народным традициям; 4. Слушание в грамзаписи танцевальные проигрыши на гармошке, шуточные песни.

Тема: «Разучивание колыбельной песни «Спи младенец мой прекрасный». Рассказывание сказки «Волк и козлятки»

Тема: Чтение потешки: «Баю, баюшки, баю! Баю Машеньку мою».Игра «Петушок».

Тема: Инсценировка потешки «Как у нашего кота»

Цель: 1. Вызвать желание к самостоятельному инсценированию, формировать способность к динамической речи; 2. Учить внимательно слушать и понимать содержание.

Ноябрь.

Тема: Рассказывание сказки «Козлята и волк».

Цель: Учить детей слушать, понимать значение слов.

Тема: Инсценировка сказки «Козлята и волк»

Цель: 1. Поддерживать речевую активность и инициативу детей с помощью наглядности; 2. Расширять представления детей об отношениях между матерью и детьми; 3. Укреплять материнский авторитет; 4. Прививать послушание на примере образов Козы и Волка; 5. Показать противоборство добра и зла.

Тема: «Баю, баюшки, баю! Баю Машеньку мою»

Цель: Воспитывать положительные эмоции, заботливое отношение к малышам, обогатить словарь детей : пуховую, молечку.

Тема: Беседа о прошедшем празднике Покрова.

Цель: Пополнить знания детей о русских календарных праздниках.

Тема: Заучивание потешки «Котик-коток»

Цель: 1. Познакомить детей с новой потешкой, вызвать желание проговаривать вместе с воспитателем; 2. Воспитывать доброжелательное отношение к игрушкам; 3. Формировать способность к диалогической речи.

Тема: Знакомство с народно прикладным искусством «Матрешка»

Тема: «Украсим матрешку».

Цель: 1. Воспитывать у детей интерес к русскому народному искусству; 2. Закреплять прием примакивания, используя ватные палочки, перчатки.

Тема: «Бежала лесочком лиса с кузовочком», русско-народная песенка.

Цель: 1. Продолжать знакомить с русским народным фольклором; 2. Совершенствовать память и внимание; 3. Поощрять попытки повторения текста песенки.

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Теремок».

Цель: 1. Учить слушать сказку; 2. Отвечать на вопросы по ее содержанию.

Тема: Инсценировка сказки «Теремок»

Цель: Воспитывать интонационную выразительность речи.

Декабрь.

Тема: «Беседа о зиме. Загадки о временах года»

Цель: 1. Уточнить и систематизировать с детьми доступные их пониманию признаки и особенности зимы (частично по памяти, частично по иллюстрациям) :природа зимой, зимние забавы и развлечения; 2. Одежда людей зимой в давние времена.

Тема: Разучивание потешки «Всем, Надюша расскажи». Беседа о колыбельных песнях.

Тема: «Как на тоненький ледок».

Цель: 1. Помочь детям понять содержание потешки; 2. Учить рассказывать игриво, четко выговаривая окончания слов и не переставляя слова.

Тема: Инсценировка потешки «Как на тоненький ледок»

Цель: Учить детей рассказывать знакомую потешку самостоятельно, выразительно передавать содержание.

Тема: «А баиньки-баиньки»

Цель: Вызвать у детей положительные эмоции, учить проговаривать колыбельные ласково, нежно.

Тема: Слушание колыбельных песен в грамзаписи.

Цель: 1. Вызвать интерес к этому жанру русского народного фольклора; 2. Воспитывать доброжелательное отношение к игрушкам, к своим сверстникам.

Тема: Разучивание потешки «Иголка»

Цель: Воспитывать бережное отношение к одежде.

Тема: «Украсим кукле платье»

Цель: 1. Воспитывать интерес к национальной русской одежде; 2. Учить приему примакивания.

Январь.

Тема: Разучивание «Песни колядовщиков», русская народная колядка.

Цель: Познакомить детей с русским народным праздником «Колядки»

Тема: Колядование по детскому саду.

Цель: Воспитывать у детей положительное отношение к русским народным праздникам.

Тема: Разучивание колыбельной «Баю-баю, баиньки, купим сыну валенки»

Цель: Вызвать у детей положительное отношение ко сну.

Тема: «Ярморочное веселье»

Цель: Вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение.

Тема: Беседа о блинах. Слушание песни «Блины». Чаепитие с блинами.

Цель: Познакомить детей с русским народным обычаем печь блины.

Тема: Разучивание потешки «Сидит белка на тележке»

Цель: 1. Доставить детям радость от знакомой потешки; 2. Продолжать развивать фонематический слух детей.

Февраль.

Тема: «А мы Масленицу дожидаемся» русская народная песня. Беседа о празднике Масленица.

Цель: 1. Познакомить детей с русским народным праздником Масленица; 2. Развивать память детей.

Тема: «Сею, вею снежок», русская народная песня.

Цель: Продолжать учить детей слушать внимательно, запоминать слова.

Тема: «Бабушка, напеки оладушки», русская народная песня.

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение к старшему поколению.

Тема: Разучивание потешки «Чики-чики-чикалочки».

Цель: Поощрять попытки детей инсценировать потешку.

Тема: «Веснянка», русская народная песня- закличка.

Цель: Разучить с детьми новую закличку.

Тема: «Вербочка», русская обрядовая песня.

Цель: Учить детей слушать музыкальные произведения.

Тема: Разучивание потешки «Пампушки». Игра «Мыши водят хоровод»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Тема: Рассказывание сказки.

Март.

Тема: Прослушивание закличек о весне. Подвижная русская народная игра «Дрема»

Цель: Познакомить детей еще с одной формой русского фольклора- закличкой.

Тема: Разучивание заклички «Веснянка»

Цель: Развивать память детей, вызвать положительные эмоции от стихов.

Тема: Русская народная песенка «Рябина». Загадки о весне.

Цель: Обогащать речь детей словами кудрявая, зори, вызрела.

Тема: Разучивание русской народной игры «Малечина-калечина»

Цель: Продолжать разучивать с детьми русские народные игры в соответствии с текстом.

Тема: «Во меду да в масле и лапоть съешь»

Цель: Обратить внимание детей на то, какие блюда готовили в старину и чем они отличаются от современных.

Тема: Заучивание заклички «Жаворонушки»

Цель: Продолжать учить детей небольшие стихи, дать представление детям о весеннем празднике русского народа «Сорока»

Апрель.

Тема: «Хвалят на девице шелк, коли в девице толк»

Цель: Познакомить детей с женскими и мужскими традиционными костюмами. Рассматривание настоящих костюмов в избе и на иллюстрациях.

Тема: «Украсим сарафан девице»

Цель: Учить детей приемам рисования декоративного. Дидактическая игра «Соберем приданое девице».

Тема: Беседа о Пасхе.

Цель: Познакомить детей еще с одним русским народным праздником Пасха.

Тема: «Писанки» на листе бумаги.

Цель: Учить детей приемам декоративного рисования.

Тема: Готовимся к Пасхе.

Цель: Разучивание стихов о русском народном празднике.

Тема: Развлечение «Пасха Красная»

Цель: Воспитывать у детей доброжелательное отношение к русским народным праздникам.

Май.

Тема: Повторение закличек, песен о весне. «Жаворонки», «Солнышко-ведрышко», «Уж ты пташечка»

Цель: Закрепить знание некоторых закличек, песенок о весне.

Тема: Разучивание потешки «Еду, еду к бабе, к деду»

Цель: Учить понимать содержание, поощрять желание инсценировать слова.

Тема: Хороводная игра «Пошли девки в лес»

Цель: Активизировать детей для участия в игре с развернутым театральным действием.

Тема: «На лугу у нас играют»

Цель: Воспитывать у детей положительное отношение к русским народным праздникам.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Устное народное творчество» Цель: приобщать детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству, развивать речь детей средствами фольклора. Задачи: 1.

Опыт работы «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста» Опыт работы по теме «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста» Устное народное творчество таит в себе.

Устное народное творчество как средство выразительности речи дошкольников Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов».

Развитие речи через устное народное творчество: описание вариативных форм, методов и способов реализации программы При организации образовательного процесса в 2016-2017 году обеспечивается комплексный подход в решении задач речевого развития через устное.

Сообщение для методобъединения «Устное народное творчество в воспитании детей» В воспитании дошкольников большое значение имеет устное народное творчество. Это история народа, его духовное богатство. Уже 1000 лет назад.

Сообщение для педсовета «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей» "Устное народное творчество в развитии речевой активности детей". Культура россиян невозможно представить себе без народного искусства,.

Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» Цель: Выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества Задачи: Через устное народное творчество ребенок.

Устное народное творчество как средство развития детской речи Развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются.

Устное народное творчество в нравственном воспитании детей. Вопрос: как сделать ребёнка добрее, отзывчивее беспокоит не одно поколение родителей. Один из возможных путей эмоционально – нравственного.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 декабря 2016 в 07:50
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Дина Бондарева (УИ 707003) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД