МААМ-картинки

Формирование экологических представлений у детей посредством проектной деятельности

Татьяна Савченко
Формирование экологических представлений у детей посредством проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«Мир, окружающий ребенка, – это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение.

Публикация «Формирование экологических представлений у детей посредством проектной деятельности» размещена в разделах

Происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научнотехнического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО.

В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности :

- сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;

- практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе, а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);

- детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;

- общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира — комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);

- экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;

- речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;

- наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;

- просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

- проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, в области экологического воспитания

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование определённых личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.

Согласно программе, педагог планируя образовательную деятельность, объединяет серию занятий по нескольким дисциплинам, связанным следующим единым проектом. Особый интерес представляет интеграция искусства, естествознания, развития речи. Таким образом, проект, начатый на занятии, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину. Проекты рассчитаны на среднюю продолжительность, то есть несколько дней или недель, проекты могут быть реализованы как внутри одной группы, так и объединять несколько групп, а также охватывать весь детский сад в комплексе. Проектирование ориентировано на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:

• совместная деятельность воспитателя и ребёнка по реализации проекта;

• совместная деятельность детей;

• совместная деятельность детей с родителями.

Результатом работы для дошкольников могут быть рисунки, поделки, аппликации, альбомы с творческими заданиями, доклады, концерты, спектакли, праздники и пр.

Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы

всех участников:

• Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем. Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.

Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как показали опросы, они неплохо знают растения и животных других стран - и гораздо хуже те, что обитают рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов. А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям.

Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Однако, для успешной проектной деятельности в воспитательно - образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально техническое обеспечение.

Что такое «экологический проект»?

Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.

Обычно проект состоит из трех основных этапов и имеет определенную структуру.

Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач.

В нашем МБДОУ детский сад № 1 с. Заветное реализован долгосрочный проект «Будь природе другом»

Участниками проекта стали дети 2 младшей, средней, старшей и подготовительной группы.

Актуальность

«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через окружающий мир.

Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. * Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете.

Таким образом, экологическое образование – актуальная и главная задача.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом, развивает познавательные способности.

Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов, он содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта :

- образовательная деятельность,

- опытно-экспериментальная деятельность,

- игры, развлечения,

- наблюдения и экскурсии,

- работа с родителями,

- творческие конкурсы,

- природоохранные акции.

Цель проекта :

Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта :

1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.

3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.

5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе

6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку.

Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

Проект реализовался в три этапа»

На 1этапе– подготовительном: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

Во 2 младшей группе;

Проведены беседа «В гости к лесным зверюшкам», беседа о птицах,беседа «Весна пришла!»,беседа о насекомых. «Домашние животные и уход за ними»,

Д/ и: «Кто летает, бегает, прыгает», «Найди картинку», «Что зимой бывает?», «Одень куклу на прогулку» «Что изменилось?»,«Чья мама? Чей малыш?» «Когда это бывает?», «Кто к нам пришёл?»

Подвижные игры; «Солнечный зайчик», «Солнышко и дождик», «Через ручеек», «Воробышки и автомобиль» и т. д.

Ср/ и: «Айболит лечит зверей». «Зоопарк» .

Разработаны стенды для родителей «Формирование основ экологической культуры в кругу семьи», «Экологическое воспитание детей в семье».Памятка «Экологическое воспитание детей в семье».

В Средней группе

подобрана методическая литература для реализации проекта (журналы, статьи, и т. п.);

– подобран наглядно-дидактический материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

Оформлены картотеки

Дидактических игр с экологическим содержанием.

Выставка методической литературы и дидактических пособий по экологическому воспитанию.

Для родителей составлены рекомендации - листовки «Сохраним жизнь на земле».

Старшая группа:

Проведены познавательные беседы: «Что такое природа?», «Как мы проявляем заботливое отношение к природе»

Д. И. «Так бывает или нет», «Какое время года», «Где что можно делать?», «Какая, какой, какое?», «Закончи предложение», «Что сажают в огороде?», и т. д.

Подвижные игры – эстафеты: «Птички в гнёздышках», «Воробушки и кот», «Через ручеёк», «Кролики и зайчики»

Ср. и. «Зоопарк» «Поездка на природу».

Развлечение «Как заяц к птичкам ходил»

Для родителей; Подготовили памятка «Ребенок и природа». «Сохраним жизнь на Земле». Акция «Кормушка для птиц»

Подготовительная группа.

С детьми проведены познавательные беседы: «Правила поведения на природе», «Вода – это жизнь», «Красная книга - что это?», «Береги лес».

Д. И. «Узнай, чей хвост», «Закончи предложение», «Где, что растет», «Можно или нельзя».

Подвижные игры – эстафеты: «Волк и зайцы», «Сова и мыши», «Лесная тропа», «Кто быстрей к дереву»

Ср. И. «Пикник», «Аптека», «Зоомагазин».

Для родителей; Изготовили буклеты «Природа в наших руках.» «Береги природу»

На 2 этап – практическом: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

2 младшая группа;

Составлен рассказ на тему «Как мы птичек кормили».

Рисование «Вот какие у нас сосульки!» «Солнышко – колоколнышко».

«Ручейки бегут, журчат» «Вот какие у нас птички!»

Лепка. «Червячки для цеплят»

Рассматривание картины «Зимой на прогулке», «Дети кормят курицу и цыплят».«Домашние животные»

Чтение рассказа Г. Балла «Желтячёк»

Создание коллекции презентаций экологического развития

«Перелётные птицы», «Первоцветы», «Зимующие птицы», «Времена года».

Акция «Озелени участок группы».

Для родителей: Стендовая информация «Воспитание любви к природе»

«Природа в жизни вашей семьи».

Рекомендации «Природа в наших руках», «Берегите природу!»

Анкетирование родителей «Сохраним здоровье Земли» .

Акция «Озелени участок группы»

Выпуск экологической газеты «Здоровая планета»

Средняя группа;

Познавательные беседы «Многообразие и разнообразие весенних листьев», «Беседа с деревьями», «Природа готовится к весне»,«В гости к лесным зверюшкам», «Что нас окружает?», «Как помочь птицам зимой?» и т. д.

Дидактические игры : «Загадай, мы отгадаем», «Семена», «Вершки и корешки», «Что за птица», «С какого дерева лист?», и т. д,

Настольно-печатные игры - «Четыре времени года», «Найди пару. Растения», «Найди пару. Животные», и др.

Словесные игры: «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно» и др.

Изготовление альбома «Сохраним мир вокруг себя».

Сюжетно-ролевая игра «Едем отдыхать на природу», «Больница для животных»

Чтение экологических сказок Н. А. Рыжовой, Е. Чарушин «Кошка», «Собака»

Сказки В. Сухомлинского : «Лепесток и цветок», «Девочка и ромашка», «Пчела и тыквенный цветок», Беседа «Чистый воздух – залог здоровья!»

Рассматривание иллюстраций, беседа по ним «Опасно – неопасно» (ситуации в природе)

Рисование; «Пушистая елочка», «Зимний пейзаж», «Все сосульки плакали», «Маленькое солнышко – одуванчик», «Цветы на полянке», и. др.

Лепка; «Птичка», «Зайчик»

Для родителей: Рекомендации «Природа в наших руках», «Берегите природу», Анкетирование «Сохраним здоровье Земли», Выставка «Поделки из природного материала» Акция «Кормушки для птиц»

Старшая группа

Участие в викторине: «Что мы знаем о природе?»

Рисование запрещающих знаков «Можно и нельзя», изготовление альбома «Сохраним мир округ себя».

Чтение: рассказов Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес», «Девочка в лесу» В. А. Сухомлинский, экологические сказки Н. А. Рыжова

Оформление стенгазеты «Здоровая планета»

Наблюдение за живой не живой природой.

Опыты с водой. «Всемирный день Воды»

Для родителей; Стендовая информация : «Как научить ребёнка беречь природу», «Прогулка в природу». Рекомендации «Природа в наших руках», «Береги природу». Анкетирование «Сохраним здоровье Земли».

Фотоконкурс «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь»

Подготовительная группа

Пение частушек, песен о природе, животных, птицах.

Участие в викторине: «Что мы знаем о природе?»

Акция «Кормушка для птиц»

Чтение:рассказов Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес», «Девочка в лесу» В. А. Сухомлинский.

Оформление стенгазеты «Надо беречь природу»

Наблюдение за распускающимися деревьями, прилетающими птицами.

Опыты с водой.

Для родителей

Стендовая информация : «Беседы с ребенком о правилах поведения на природе», «Как сберечь воду».Памятка «Не бросай мусор, где попало»

На 3 этапе – заключительном: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

2 младшая группа. Изготовление альбома «Сохраним мир вокруг себя»

Итоговое занятие - Досуг «Путешествие в осенний лес»

Средняя группа. Экологический праздник «Живи планета земля»

Старшая группа. Викторина «Мы – друзья природе». Итоговое развлечение «Вода, вода, кругом вода!»

Подготовительная группа Квест – игра «Знатоки природы»

Экологические проекты в ДОУ

Основные требования к использованию метода проектов в детском саду :

1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

2. Проект – это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.

3. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Заключение

Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.

Хорошим подспорьем в этом является метод проектов, который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности»План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей посредством синтеза искусств и проектной деятельности» План по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей через синтез искусств и проектную деятельность» Актуальность: Третья.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В связи с вступлением в силу приказа Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологических представлений у детей посредством проектной деятельности
Опубликовано: 20 декабря 2023 в 13:40
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологических представлений у детей посредством проектной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Савченко (УИ 687661) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД