Ольга Метелёва
Формирование экологических представлений у дошкольников в образовательном процессе средствами проектной технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в образовательном процессе средствами проектной технологии»
Цель: Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.
Задачи:
1. Систематизировать работу по экологическому воспитанию, дать практическую направленность экологическим знаниям участников;
Публикация «Формирование экологических представлений у дошкольников в образовательном процессе средствами проектной технологии» размещена в разделах
2. Развить творческий потенциал педагогов, их компетентности в сфере экологии.
Повестка дня:
1. Введение в тему педсовета (ст. воспитатель)
2. Упражнение – релаксация «Сила природы» (ст. воспитатель Метелева О. А.)
3. Консультация: Экология в детском саду (воспитатель Мурзинцева А. С.)
4. Представление проектов ( воспитатели: Данькова Н. Н., Муль О. В., Никулкина Г. В., Мурзинцева А. С.)
5. Справка о контроле (ст. воспитатель)
6. Деловая игра «Экологическая гостиная» (ст. воспитатель)
7. Мастер – класс «Букет цветов» (все педагоги)
Ход педсовета:
1. Введение в тему педсовета
Все хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Удивителен мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться у поля, у луга, у тихой речушки, у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге, в перелеске, после сильного дождя…
Но, где бы ни находился детский сад; в шумном городе или в тихом поселке – воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.
Природа – источник красоты. (Релаксация) Она прекрасна во все времена. Давайте вместе отдохнем и помечтаем.
2. Упражнение – релаксация «Сила природы»
На фоне музыки «Звуки природы»
«Тихое озеро»
Присядьте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос.
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, его лучи согревают вас, вы чувствуете себя все лучше и лучше. Вы слышите пение птиц и стрекотание кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух прозрачен и чист. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете.
А теперь откройте глаза. Мы в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения будут с нами в течение всего дня.
Природа – источник доброты. Любование красотой – это лишь первый росток доброго чувства, который надо развивать. В детстве ребенок должен пройти школу воспитания доброты чувств; как можно пробудить у детей светлые добрые чувства, как утвердить в их сердцах доброжелательность, заботливое отношение к живому и красивому.
Природа – это источник познания. В природе все меняется ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой моменты.
Природа – источник укрепления здоровья. Сочетание полноценного питания, солнца, воздуха, воды, труда и отдыха – прекрасное средство закаливания организма и предупреждения простудных заболеваний.
Сегодня мы на педсовете поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное – вместе подумаем о том, как можно в детском саду воспитывать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живем.
3. Консультация: Экология в детском саду (воспитатель Мурзинцева А. С.)
4. Представление проектов :
- Данькова Н. Н. Экологический проект «Четыре времени года»
- Муль О. В. «В мире животных»
- Никулкина Г. В. «Малыш познает окружающий мир»
- Мурзинцева А. С. «Экология души».
5. Справка о контроле (ст. воспитатель Метелева О. А.)
6. Деловая игра «Экологическая гостиная» (ст. воспитатель)
1 задание (Беседа) Задачи экологического воспитания.
– Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.
– Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.
– Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.
Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.
Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.
Организованные формы работы по эковоспитанию и совместную деятельность воспитателя и детей.
** Организованные:
– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т. д.)
– занятия (познавательные, комбинированные, комплексные,
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
** Совместная деятельность:
– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки на природе, походы,
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки, – рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, картин из жизни диких животных, художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, К. Ф. Юона и др. ,
– рассказы, беседы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д. ,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса»,
– опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя,
– марафоны, аукционы, акции,
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные,
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
2 задание: назовите известные вам методические пособия по развитию экологического воспитания у учетом ФГОС ДО.
( Методическое обеспечение в ДОУ: для решения задач экологического воспитания педагоги опираются на следующие программы: ООП ДОУ разработанной на основе «Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М., Мозаика-синтез, 2010) и парциальных программ эколого-оздоровительной направленности «Юный эколог» С. Н. Николаевой (М, Мозаика-синтез, 2002, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой (М, Линка-пресс, 1997)
3 задание: Сейчас подумайте и назовите элементы предметно - развивающей среды в ДОУ, используемые для экологического воспитания дошкольников). (Уголок природы, модели и схемы, наглядный материал, календарь природы, картотеки труда, наблюдений и экспериментов, лаборатория, учебное панно, методическая, энциклопедиче6ская и учебная литература, экологическая тропа, мини-огороды в групповых помещениях и огороды на участках ДОУ, экологические коллекции и мини-музеи, зимний сад, паспорта растений и т. п.)
4 задание: Экологическая зарядка
Рябинка
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания - руки вверх.)
Ей не просто жить на свете —
Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.)
Но рябинка только гнётся,
Не печалится — смеётся. (Наклоны в стороны.)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.)
5 задание: "Экологическое лукошко". Быстрый ответ.
Вед: Почему капель звенит,
Или в небе гром гремит?
Сколько ног у паука,
Домик, где у червяка?
Ведь на все вопросы эти
Ждут ответа наши дети.
* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
* Наука о животных. (Зоология)
* Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)
* Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
* Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)
* Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
* Какую траву любят кошки? (Валериана)
* Самая высока трава? (Бамбук)
* Лесной петух. (Глухарь)
* Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)
* Наука о растениях. (Ботаника)
* Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)
* Трава от 99 болезней. (Зверобой)
* Пингвин птица или животное? (Птица)
* Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)
* Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)
* Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)
* Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)
1. Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных. (Красная.)
2. Из нее делают бумагу. (Древесина.)
3. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)
4. Этот писатель природовед называл свои произведения «сказки-несказки». (В. Бианки.)
5. Один из главных методов при ознакомлении с природой. (Наблюдение.)
6. Автор программы «Экологическое воспитание дошкольника» (С. Н. Николаева)
7. И зимующие, и перелетные. (Птицы.)
8. Ведущая форма организации обучения детей при ознакомлении с природой. (Занятие.)
9. Модель водоема в группе. (Аквариум.)
10. Относительно новое название опытов в природе. (Экспери-ментирование.)
11. Они окрашивают и отображают эмоциональную и поэтическую сторону знакомства с природой. (Стихи.)
12. Она же и туристская, и экологическая. (Тропа.)
- Зачем белке длинный и пушистый хвост?
- Дым столбом, какую погоду предвещает?
- Какой праздник отмечается 22 апреля?
1. Какое дерево цветёт первым? (Верба)
2. Какое дерево даёт сладкий сок? (Берёза)
3. Какое дерево один раз в год приносит много радости детям? (Ель)
- Четвертый вопрос - В чем различия и что общего у заповедника и заказника?
Заповедник - это место в различных зонах, где проводятся исследования в течение многих лет. Цель их: сохранить богатство различных видов растений и животных.
Заказник - это территория, образуется на время. Здесь запрещаются определенные виды деятельности человека: охота, рыбная ловля, заготовка леса, сбор грибов и ягод.
5 вопрос (видео вопрос) : - Какие животные относятся к категории "птицезвери"?
Ответ: - Ехидна и утконос. У них, как и у птиц, есть одно выходное отверстие. Оно служит и для испражнения и для откладки яиц. Но, несмотря на то, что они откладывают яйца, утконос и ехидна считаются млекопитающим, поскольку детенышей выкармливают молоком.
Задание 6: -закончи народные приметы.
Рано затает - долго не растает.
Скорая весна – к дождливому лету.
Месяц рожками вниз – к теплу.
Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.
Одуванчик зацвел ранней весной – лето будет коротким.
Одуванчик сжимает свой шар – к дождю.
7. Мастер – класс «Букет цветов»
8. Рефлексия.
Давайте, друзья, в любую погоду
Будем беречь родную ПРИРОДУ!
И от любви заботливой нашей.
Станет земля и богаче, и краше!
Помните, взрослые, помните, дети!
Помните - что, красота на планете,
Будет зависеть только от нас.
Не забывайте об этом сейчас.
Планету живую сберечь для народа.
И пусть восхваляет гимн жизни
- ПРИРОДА!