Наталья Чуфенева
Формирование у младших дошкольников элементарных экологических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
Новые требования к системе дошкольного образования диктуют новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования. Учитывая возрастные особенности, наглядный характер мышления младших дошкольников, их эмоциональность и впечатлительность, можно сказать, что игра и проблемно – игровые ситуации являются одним из оптимальных средств экологического образования детей младшего дошкольного возраста. Учёный Н. Н. Поддъяков подчёркивает, что игра «истинно детская деятельность» является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
Публикация «Формирование у младших дошкольников элементарных экологических представлений» размещена в разделах
Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра оказывает на ребёнка развивающее воздействие. Все игры содержат определённые умственные задачи. Игры и проблемно – игровые ситуации носят познавательный и воспитательный характер, развивают память, внимание, мышление.
Кроме того, в игре дети учатся строить взаимоотношения со сверстниками, подчиняются установленным правилам, учатся необходимому поведению.
Играя с животными, дети учатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, упражняются в навыках поведения и общения с ними. Дошкольник не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, а не учебную задачу, заданную взрослым. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.
Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Задачи экологического воспитания я реализую через различные виды игр, игровые упражнения.
Экологические игры можно условно разделить на несколько видов:
Ролевые экологические игры (творческие игры).
Они основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности. Какие яркие экологические впечатления малыша могут трансформироваться в игру? Это впечатления от посещения цирка, зоопарка, поездки к бабушке в деревню и знакомства с дворовым псом Шариком, домашней птицей и коровой Зорькой. Из кубиков, кирпичиков или другого материала ребенок может построить новую будку и поселить в нее игрушечного Шарика, накормить игрушечную корову, нарисовать пруд для гусей. Мы, взрослые, как бы ненароком включаемся в игру ребёнка и делаем её глубже, разнообразнее, содержательнее. Видя, как малыш увлечён игрой, поддерживаем её новыми игровыми действиями: пополняя фермерское хозяйство новым грузовиком, на котором можно возить молоко на рынок и т. п. Такое включение в игру занимает у нас, воспитателей, немного времени, но даёт ребёнку толчок для развития сюжета.
Чтобы детям было интересно играть в игры, создаются необходимыепроблемно – игровые ситуации, например, «Утенок заблудился». Дети находят маленького, жёлтого утенка (игрушку, который плачет и говорит, что он потерялся. Дети выясняют, как он заблудился. Кто его мама, помогают ему перейти через дорогу, кормят его или предлагают поселиться у них и создают необходимые для него условия. По пути можно петь песенки, читать потешки или стихи.
Играя в игру «Семья» можно создать сложную ситуацию, направленную на знание того, как варить суп, из каких овощей, как их нужно мыть, где их лучше выращивать и так далее.
В игровой - ситуации «Поездка в лес», можно решить несколько задач: формирование знаний о том, что растёт в лесу и кто живёт, правила поведения, а также безопасность в лесу (не рвать незнакомые травы, цветы, грибы, не брать на руки животных, не уходить от взрослых).
В процессе развития экологической культуры дошкольников можно включать игровые обучающие ситуации (ИОС) – специально продуманные с позиций задач обучения короткие сюжетно-ролевые игры. Особенно эффективны игровые ситуации с героями широко известных сказок, рассказов. При создании игровых ситуаций следует опираться на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях.
Например:
-Колобок, прежде чем выкатиться за околицу,мог встретиться с котом, собакой, коровой, а мог ни с кем не встретиться в лесу, он мог что-нибудь собирать, найти что-тоинтересное;
- Айболит – доктор, он лечит зверей, но он может лечить и растения, делать профилактические осмотры животных и т. д.
Подвижные игры
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе. Подвижные игры помогают развивать у детей ловкость, быстроту, силу. На прогулках, в конце экскурсии можно поиграть с детьми в подвижные игры, используя основы экологических знаний.
Имитационные экологические игры.
Имитационные экологические игры — это тип экологических игр, основан-ный на моделировании экологической реальности и предметного содержа-ния экологической деятельности. Младшим дошкольникам доступны имитационно – подражательные экологические игры.
Важно обратить внимание на эмоциональность проведения игр-имитаций. Это одно из главных условий создания положительного эмоционального настроя у детей, что в дальнейшем будет способствовать у них формированию субъективного отношения к природе. В системе использования игр-имитаций необходимо начинать с животного мира. Такая последовательность определяется тем, что детимладшего дошкольного возраста лучше понимают чувства и эмоции человека и животных, чем растений. В связи с этим, на мой взгляд, им легче будет идентифицироваться с животными на основе сравнения с человеком.
Дидактические игры.
Дидактическая игра способствует:развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий.
Игры с природным материалом.
Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике. Также дети любят играть с песком, водой, снегом. В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. Руководя такой игрой, мы даём знания детям не в готовом виде, а с помощью поисковых действий.
При организации игр я использую системный подход различных видов организованной деятельности детей: исследовательская, продуктивная, театральная, двигательная, музыкальная.
Часто в своей работе по экологическому воспитанию использую ИКТ: слайды, мультимедийные презентации. Использование мультимедийных игровых технологий при ознакомлении детей с животными, растениями, экосистемами, недоступными для их восприятия, игровые ИКТ повышают у детей познавательную активность на обучающих занятиях, так как аудиовизуальная информация, является наиболее эффективной для восприятия и запоминания. Широко применяются в практике данные игры, в которых дети с помощью ИКТ попадают на Северный полюс, на дно океана или моря, и так далее.
Я создала картотеку игровой деятельности, картотеку музыкальных произведений, пословиц, поговорок, примет, уголок природы.
Таким образом, начиная формирование экологических знаний у детей с младшего дошкольного возраста, мы способствуем, благодаря использованию игр и проблемно – игровых ситуаций активизации словаря, развитию психических процессов (памяти, воображения, мышления, внимания, повышению в будущем уровня экологической культуры, нравственных качеств, а так же воспитанию бережного отношения к природе.