Елена Койлова
Формирование экологических представлений и развитие речевого творчества дошкольников
Формирование экологических представлений и развитие речевого творчества дошкольников
Как часто мы спокойно проходим мимо сломанного кем-то деревца, не замечаем красоту заката, не трогает нас пение птиц на рассвете. Равнодушно мы взираем на выжженное поле или лес. А ведь бережное отношение к природе воспитывается с детства.
Ежедневно, выходя на прогулку, мы рассматриваем разные объекты природного окружения, составляем описательные рассказы, беседуем о пользе деревьев и кустарников. Мы с ребятами, возвращаясь с прогулки, или там же в беседке, занимаемся сочинительством. Тот объект, с которым только что познакомились, оказывается в центре события, сюжета сказки или рассказа. В данном случае, мы решаем сразу несколько первостепенных задач. С целью познания, мы закрепляем строение объекта, описывая его подробно, рассматриваем роль в природе, развиваем речь дошкольников, и воспитательная цель – экологическая, научиться видеть красоту природы, уметь ею любоваться, восхищаться, и главное: в дальнейшем сохранить ее, дать возможность выжить.
Публикация «Формирование экологических представлений и развитие речевого творчества дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Речь – основа психического развития дошкольников, поэтому одной из главных задач образовательного процесса является развитие речи. Своевременное овладение правильной речью, в том числе, активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития, формирование полноценной личности, индивидуальности воспитанника.
Очень часто в современном обществе мы встречаем такую проблему как недостаток речевого общения. Родители много времени проводят за компьютером, ребенок в это время играет с планшетом, всех это устраивает.
Особую роль в речевом развитии дошкольника играет творчество. Авторы федеральных государственных стандартов дошкольного образования (2013) впервые ввели понятие «развитие речевого творчества» дошкольника, подчеркивая тем самым эволюционные изменения содержания данного термина. В своей работе мы решили объединить два направления: формирование экологических представлений и развитие речевого творчества.
Бесспорно, самые первые годы ребенка являются наиболее сензитивными (чувствительными, восприимчивыми) для развития речи и бережного отношения к природе. О взаимосвязи речетворчества и умственного развития писала А. Г. Тамбовцева
Многие ученые психологи, педагоги, лингвисты считали, что развитие речи дошкольников – это очень важная составляющая в развитии ребенка дошкольного возраста. Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду рассматривали: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец и др.
Требования Программы дошкольного образования ставит перед нами задачу развития свободного общения ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие всех компонентов устной речи – диалогической и монологической форм, развивать умение составлять рассказы из личного опыта, сочинять короткие сказки на заданную тему.
Сказка – это произведение художественной литературы, которое ребенок слушает с желанием, откликается на ее содержание, обсуждает яркие моменты, пересказывает их, фантазирует. Мы с ребятами сочиняем сказки о природе. Развитие речевого творчества в данном случае окажет содействие совершенствованию речевых коммуникаций дошкольника и воспитанию бережного отношения к природе. Мы знаем несколько видов речевого творчества.
Работу по развитию речи мы начинаем с первых дней поступления ребенка в детский сад.
Для того чтобы добиться высокого результата, работа в этом направлении ведется комплексно, совместно со всеми специалистами детского сада и родителями или законными представителями.
В раннем возрасте дети хорошо воспринимают песенки, потешки, колыбельные. Мы делаем подборку такого материала. Но иногда приходится придумывать ситуативно, «находу» что-то новое. Малыш улыбается, значит, ему нравится сочиненная потешка. Таких потешек, песенок, стишков сочиняется масса.
А когда Сонечка в 3 года и 5 месяцев сочинила свою небольшую сказку «Муравьишка», я попросила маму ее записать и оформить. И пусть она была похожа на другую сказку, но ведь она передала свое видение сюжета. Вот тогда возникла идея организовать работу по сочинительству сказок, загадок, стихотворений, и делать это с уклоном экологического воспитания.
Для среднего возраста характерно словообразование, освоение связной монологической речью, она становится более последовательной, происходит взрыв словесного творчества. Чаще всего используются рассказы по картинам. Дети в этом возрасте с желанием участвуют в театрализованной деятельности, придумывают новых героев, необычные окончания известных сказок, заучивают небольшие стихотворения, сочиняют коротенькие рассказы-предположения : «жучок побежал маме, рассказать о том, что увидел…». А после знакомства со строением березы, заглянуть в литературную гостиную.
Для старшего возраста характерна работа над развитием умения воспитанников поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения, умения составлять рассказы о том, что видели, придумывать свои концовки к сказкам, формирование умения составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
К концу дошкольного возраста ребята осмысленно анализировали предложенные тексты сказок (есть ли зачин, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, концовка, принимали активное участие в сочинении загадок, сказок, театральных постановках. Тексты, сочиненные вместе с детьми, мы поместили в сборник «Солнечные сказки».
Но, только тогда педагог может вздохнуть спокойно, когда увидит результаты своего труда. На мою просьбу: придумать рифмованные строчки, Илья П. сочинил следующее:
Спит кузнечик у дорожки,
У него устали ножки.
- Отдохни, дружок, немножко,
Подождет твоя дорожка.
Пусть это небольшое стихотворение, но оно показывает, что в 6 лет у ребенка есть чувство ритма и рифмы. Даже размер сохранен. Стихотворение понравилось всем. Дети в шутку назвали Илью поэтом. А, может, это и не шутка вовсе, а первые шаги в поэзии, ведь поэтическое творчество – одно из сложнейших форм творчества в детском саду. Это не просто игра в рифмы, а маленькое самостоятельное произведение.
Работая в данном направлении с детьми, я развиваю и свои способности в речевом творчестве с экологическим уклоном. В Чебулинской районной библиотеке есть литературный клуб «Озарение», руководителем которого я с недавних пор являюсь. В рамках проекта «Писатели - детям» напечатаны и распространены по детским библиотекам района 5 моих книг.
Такие результаты работы по интеграции экологического воспитания и развития речевого творчества воспитанников, позволяют сделать вывод о том, что направление, выбранное нами, подбор методической литературы, методы и способы были правильными, а, следовательно, могут быть использованы в других группах воспитателями детских садов.