Папки-передвижки

Формирование вокально-хоровых навыков у дошкольников старшего возраста

Таранова Ирина Валентиновна
Формирование вокально-хоровых навыков у дошкольников старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Методическое пособие

«Формирование вокально – хоровых навыков у дошкольников старшего возраста»

Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка. В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а хоровое пение всегда вызывает у детей положительные реакции. Работа над приобретением детьми вокально-хоровых навыков происходит с помощью вокальных упражнений, которые должны присутствовать на каждом музыкальном занятии. Для того чтобы сделать пение одним из любимых занятий детей, я создала методическое пособие «Упражнения для развития вокально – хоровых навыков», которое использую в своей работе, прививая детям вокально-хоровые навыки. Оно разработано на основе вокальной методики М. Ю. Картушиной «Вокально – хоровая работа в детском саду», игровой методики обучения детей пению О. В. Кацер и др. Пособие содержит большое количество упражнений и игр, которые подразделяются на такие направления как работа над дыханием, звукообразование, звуковедение, интонацией, артикуляцией и дикцией, динамикой, ритмом, темпом, выразительностью. В основе этих упражнений лежат традиционные и современные методики. Данное пособие направлено на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области пения, на художественно-эстетическое воспитание, духовно-нравственное развитие детей и способствует решению конкретных задач.

Публикация «Формирование вокально-хоровых навыков у дошкольников старшего возраста» размещена в разделах

Всякое совершенствование функций в упражнениях предполагает ясно поставленную цель и непрерывный контроль за ее выполнением, только это способно сформировать необходимые новые координации.

Создавая методическое пособие «Упражнения для развития вокально-хоровых навыков», я учитывала, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно меняется в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому мною были подобраны такие упражнения, которые наиболее эффективно способствуют развитию детского голоса. Они не включают в себя большое количество нот, ритмически просты и мелодичны, не содержат больших интервалов, не охватывают большой отрезок диапазона голоса, поются в умеренном темпе и подыгрываются на фортепиано.

Поскольку пение – это психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и т. д., важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм, ребенок испытывает напряжение гортани, устает голос и звучит тяжело и некрасиво.

Прежде чем начинать работу над вокально-хоровыми навыками, я знакомлю детей с упражнениями для формирования певческой установки.

При ознакомлении с певческой постановкой корпуса музыкальный руководитель может исполнить песню «Петь приятно и удобно», муз. Л. Абеляна.

1. Если хочешь сидя петь, не садись ты, как медведь.

Спину выпрями скорей, ноги в пол упри смелей.

Припев:

Раз! Вдох! И запел. Птицей звук полетел.

Руки, плечи – все свободно, петь приятно и удобно.

2. Если хочешь стоя петь – головою не вертеть.

Встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись.

Припев:

Перед началом пения можно напомнить детям о правильном положении корпуса стихотворением «Спинка - тростинка»

Мы проверим спинку, спиночку - тростиночку.

Вот она какая – спиночка прямая!

М. Картушина.

Для детей представляет определенную трудность сохранение правильной певческой установки в течение длительного времени. Поэтому нужно давать им возможность менять позу. Помогают в этом динамические паузы.

Работа над дыханием. Дыхание – один из основных факторов голосообразования. Если в повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий.

Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают упражнения, которые подразделяются на дыхательные упражнения без звука, звуковые дыхательные упражнения, упражнения под музыку. Эти упражнения, помимо привития навыка правильного певческого дыхания, способствует оздоровлению всей дыхательной системы, а также осуществляет массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему.

Однако надо помнить, что чрезмерное увлечение дыхательными упражнениями может привести к гипервентиляции легких. И вместо пользы мы получим обратный результат – ребенку может стать плохо. Поэтому на занятиях с детьми дошкольного возраста я использую не более двух упражнений на развитие дыхания.

Звукообразование.

Работа над правильным звукообразованием строится на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы. В этом помогут такие упражнения, как:

Пение с приставленной к уху ладонью.

«Колокол» (по К. В. Тарасовой). Пропевать на одном звуке междометие «Бом. Бом.», долго протягивая звук «м».

Пение, приложив пальцы к кадыку (по Т. В. Охомуш).Пропевать на одном звуке «ммм и м», «мммэмм», «ммм а мм», «ммм о мм», «ммм у мм».

Пение с закрытым ртом,при котором слышится сонорный гласный «м».

Карточки с изображением правильного положения рта.

Песенки-распевки, исполняемые на 2-3 примарных звука.

Пособие «Поющая азбука», «Поющие часы» (М. Ю. Картушина)

Звуковедение – способ исполнения звуков при пении с той или иной степенью связанности или расчлененности.

Для плодотворной работы я выполняю следующие правила:

– вся вокальная работа должна вестись в негромкой динамике;

– обучать навыку пения надо acapella на материале простейших попевок;

– перед детьми должна стоять конкретная задача;

– необходимо приучать детей слышать себя и слушать других;

– надо сразу пресекать громкое, крикливое пение.

Для работы можно использовать упражнения:

Изобразить на высоких нотах интонацию восхищения: «Ой - ой! Ой - ой.» и послушать, как красиво звучит голос. Затем сыграть ноты и спеть их, как соловей.

Осваивая прием пения staccato, детям можно сказать, что звук похож на капельки, искорки, острые льдинки, укол иголки.

Объяснить детям различные приемы звукоизвлечения помогут карточки с изображением различных видов штрихов. Длинна линия – поем связно, legato; линия прерывистая – звук тоже прерывистый, поем non legato; точки-кружочки – значит, надо петь отрывистым звуком, staccato.

Для закрепления навыков звуковедения можно использовать следующий прием: при исполнении песни педагог показывает карточки в произвольном порядке, а дети поют соответственно изображению на карточке.

Работа над интонацией. Точно интонировать абсолютно все дошкольники не могут. Крайне редко встречаются дети с хорошей и отличной интонацией, способные исполнить мелодию без искажения. Чаще преобладает средняя по качеству интонация, когда дети часто искажают мелодию или поют ее в удобной для себя тесситуре.

Задача – научить ребенка любить пение и не стесняться, если что-то не получается.

Добиваться чистоты интонирования помогают нам следующие упражнения:

1. Пение acapella.

2. Пение в сопровождении металлофона или флейты.

3. Пропевание интонационно сложных элементов мелодии песни на звук «у».

4. Пение с солистами.

5. Использование картинок, основанных на ассоциациях.

6. Использование игровых моментов.

7. Показ движения мелодии рукой.

8. Игры-повторялки.

9. Игра «Мелодическое эхо».

Артикуляция и дикция.

Артикуляция в словарях современного русского языка определяется как работа органов речи, а также их положение при произношении того или иного звука.

Дикция – непременное условие вокального, в том числе хорового, исполнения; успех пения в хоре зависит от качества произношения каждого поющего и от однородности и одновременности произнесения всей хоровой партии.

Многие дети дошкольного возраста имеют проблемы с произношением звуков. Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений является систематическое использование в процессе пения вокально-артикуляционных упражнений, цель которых – выработка четкости, ловкости, правильности работы всех частей артикуляционного аппарата.

Вокально-артикуляционные упражнения представляют собой специально организованные упражнения, направленные на развитие и овладение навыками певческой дикции и артикуляции.

На музыкальных занятиях, работая над дикцией, можно использовать следующие методические приемы:

1. Утрированный показ артикуляции педагогом на начальном этапе.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Озвученная артикуляционная гимнастика.

4. Музыкальные пальчиковые игры

5. Проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе, характере, с использованием звучащих жестов (по методу К. Орфа).

6. Логопедическиераспевки основаны на пропевании чистоговорок и попевок.

7. Пневмопластические упражнения (по Л. М. Лазареву) направлены на работу артикуляционного аппарата с опорой на дыхание.

8. Пение попевок на произнесение определенных слогов.

9. Проговаривание слов песен нараспев на одной высоте «высоким» голосом с целью постановки речевого голоса.

Работа над динамикой. Вся вокальная работа должна строиться на негромкой динамике. Основой воспитания детского голоса должна быть выработка активного piano. Для работы над динамикой можно использовать следующие упражнения:

Игра с ладошками.

«Морской прилив и отлив». Дети тянут на одном звуке гласный «у». Педагог показывает силу звука, поднимая и опуская руки («море спокойной», «море волнуется»).

Проговаривание потешек в полярной динамике.

Пение попевок на активное piano.

Пропевание попевок с подвижными нюансами.

Игра «Эхо».

7. Музыкально-дидактические игры на развитие динамического слуха.

Работа над ритмом. Чувство ритма, на мой взгляд, наиболее трудно поддается развитию. Но если работать над ритмом постоянно, то удается скорректировать природные недостатки.

Работу над ритмическим развитием надо вести планомерно и постоянно в различных видах музыкальной деятельности, в различных вариантах и, конечно же, работая над песней. В этом нам помогут такие упражнения:

1. Прохлопывание ритма попевок.

2. Узнавание попевокпо графическому изображению ритма (для старших дошкольников).

3. Пение по ритмическим картинкам (для старших дошкольников).

4. Ритмический аккомпанемент (для старших дошкольников).

5. Игра «Узнай песню по ритму» (для старших дошкольников).

6. Игра «Зеваки и торопыги» (для детей подготовительной группы).

7. Игра «Хлопки» (для старших дошкольников).

8. Музыкально-дидактическая игра «Ритмослов».

9. Игра «Ритмическое лото».

10. Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма.

Работа над темпом. Исполнение песни в одном темпе, слаженно – непростая задача для дошкольников. Нередко (особенно в младших группах) встречаются дети, которые поют с отставанием от пения общего хора до одного-двух тактов. Это часто связано с тем, что малыши пока еще не умеют петь, прислушиваясь к пению товарищей. Почувствовать единение с товарищами помогут игры, основанные на движении:

1. Телесные игры позволяют ребенку ощутить темп через свои внутренние ощущения.

2. Коллективные игры на скорость движения дают возможность каждому ребенку почувствовать себя членом коллектива и выполнять движения вместе со всеми.

3. Исполнение попевок с контрастным темпом. Здесь нам помогут карточки с изображением животных, которые двигаются медленно или быстро.

4. Пение с ритмическим аккомпанементом.

Игра «Дирижер».

Работа над выразительностью.

Песня представляет собой синтез музыкального и поэтического искусства и передает определенный художественный образ. Поэтому мало ее просто проинтонировать и спеть с ясной дикцией. При передаче содержания песни необходимо следить, чтобы она была исполнена выразительно каждым хористом и приобрела для каждого личностный смысл. Не все дети обладают яркой эмоциональной отзывчивостью, поэтому требуется целенаправленная работа над развитием эмоционального мира дошкольников. В этом нам помогут игры и упражнения на развитие выразительности:

1. Этюды на звукоподражание можно соединить с движением, изображая повадки животных, движение волн, поезда и т. д.

2. Воссоздание особенностей речи героев сказок. Дети проговаривают или пропевают пословицы и поговорки, подражая голосам Кощея, Кикиморы, Бабы-яги, Соловья-разбойника, доктора Айболита, Бармалея, Буратино и др.

3. Произнесение звуков с разной интонацией. Например, в упражнении «А, о, у, и» педагог произносит текст, а дети передают голосом и мимикой различные эмоции.

Однажды в лес пошли гулять…. А-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и.

Ты можешь их пересчитать!

Вдруг вышел из лесу медведь

И начал громко так реветь.

И разбежались кто куда…

И мы зовем их все сюда.

Но заблудились и потерялись…

Вот оглянулись и испугались…

И никого не нашли…

Вот рот открыли и закричали…

А мы все дружно им отвечали…

И радостно встретили…

4. Озвучивание картин (по Ю. Алиеву для детей подготовительных групп). Репродукция картины ставится перед детьми, и они ее озвучивают с помощью звукоподражания или напевания мелодии на любой удобный им звук. В качестве иллюстрированного материала можно использовать следующие репродукции:

– И. Левитан «Золотая осень», «Березовая роща»;

– И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», «Среди долины ровныя»;

– В. Ван Гог «Звездная ночь», «Подсолнухи».

Проговаривание скороговорок с разным выражением.

Пение звукоподражаний с различным эмоциональным выражением. Педагог показывает иллюстрации и поет, дети отвечают с разной интонацией (печально, важно, звонко, весело, сердито)

Игра «Звериный концерт». Дети поют знакомую попевку в образе определенного животного – робкого зайчика, важного медведя, голодного волка, хитрой лисы, рассудительного ёжика и др.

Пение по пиктограммам.

Благодаря работе по данному методическому пособию «Упражнения для развития вокально-хоровых навыков» у детей успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально слуховые представления, чувство ритма. Данные упражнения создают условия для музыкального и эмоционального общения детей, объединяя их.

Создавая методическое пособие «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста», стремилась к тому, чтобы это был интересный и увлекательный процесс, пение для каждого ребенка стало естественной потребностью, музыка и песня вошли в жизнь дошкольников, а так же дети испытывали то чувство счастья, которое дает исполнение любимой песни.

Данное методическое пособие предназначено для детей дошкольного возраста, без отбора по наличию музыкальных и голосовых данных, развитости и качеству речи.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Мастер-класс по изготовлению пособия на развитие мелодического слуха и вокально-певческих навыков «Музыкальные капельки»Мастер-класс по изготовлению пособия на развитие мелодического слуха и вокально-певческих навыков «Музыкальные капельки» Мастер – класс «Музыкальные капельки» Представляю вашему вниманию пошаговое изготовление музыкально –дидактического пособия на развитие.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование вокально-хоровых навыков у дошкольников старшего возраста
Опубликовано: 4 декабря 2023 в 00:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование вокально-хоровых навыков у дошкольников старшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Таранова Ирина Валентиновна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД