Янбердина Лиана
Формирование у младших дошкольников элементарных понятий об основах безопасности жизнедеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Публикация: «Формирование у младших дошкольников элементарных понятий об основах безопасности жизнедеятельности».
Янбердина Лиана Халиловна
МДОБУ «Одуванчик», Уфимский район, с. Зубово.
Воспитатель.
В последние годы проблема формирования основ безопасности становится всё более актуальной. Ей уделяется самое пристальное внимание в образовательных учреждений всех видов и уровней. Наиболее уязвимой категорией, подверженной различным видам опасности являются дети дошкольного возраста. В силу своих физических и интеллектуально-личностных возможностей, не способны оценить опасную ситуацию, но при этом они как никогда открыты новому опыту, восприимчивы к воздействиям, позволяющим формировать у детей основы безопасности. В психолого-педагогической литературе описан опыт формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Так, данная проблема исследовалась в работах К. Ю. Белой, С. А. Козловой, В. Н. Зимониной и других. Проблемам формирования опыта безопасности поведения в разных областях жизнедеятельности ребенка, сопряженных с опасностью, посвящены исследования М. А. Котик, М. И. Дьяченко, И. А. Халиуллина, Т. Г. Хромцевой. В изучение данной проблемы значительный вклад внесли Р. Б. Стёркина, О. Л. Князева, И. Н. Авдеева.
Публикация «Формирование у младших дошкольников элементарных понятий об основах безопасности жизнедеятельности» размещена в разделах
Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В. А. Алексеенко, В. С. Белов, А. С. Вернадский, А. В. Гостюшин, В. А. Левицкий, М. В. Ломоносов, О. Н. Русак, И. М. Сеченов, Э. Я. Соколов, И. К. Топоров и др.).
Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля, 3. Фрейда, и др.
Большую организационно-педагогическую и научно-методическую работу проводит Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).
Младший дошкольный возраст – это особенно важное время, когда непосредственно формируется человеческая личность, и закладываются основы безопасности и непосредственно здорового образа жизни.
Дети с самого раннего возраста для собственной безопасности должны чётко знать правила безопасности. Это касается всех сфер жизни и деятельности ребёнка – быта, игры, движения. Прямой обязанностью непосредственно каждого педагога и родителя является обучение ребёнка основам безопасного поведения. Ребёнок может оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, природе, на дороге, поэтому главная задача педагогов – стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. Чтобы дети знали как правильно вести себя в разных ситуациях и непосредственно умели применять полученные знания в реальной жизни.
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем сильно изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, плохой экологией, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, огромным количеством разной, в том числе негативной информации, интенсивным перемещением разных слоев и групп населения, возможностью террористической угрозы и т. д. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя решение следующих задач:
1. Идентификация опасностей, то есть распознавание опасностей и их источников.
2. Разработка предупредительных мер.
3. Ликвидация возможных последствий.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни маленького человека.
Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей, по мнению Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Для решения поставленных целей коллективом ДОУ разработаны следующие направления:
- определить содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире;
- разработать формы организации деятельности с детьми, родителями, педагогами;
- разработать и подготовить наглядно-дидактический материал;
- разработать систему планирования;
- обеспечить методическое сопровождение данного направления работы.
Блоки работы с детьми.
Работу с детьми построили по следующим блокам:
1. Бережём своё здоровье.
• Ценности здорового образа жизни
• Навыки личной гигиены
• Поговорим о болезнях
• Врачи – наши друзья
• О роли лекарств и витаминов
• Изучаем свой организм
2. Безопасный отдых на природе
• Бережное отношение к живой природе
• Ядовитые растения и грибы
• В природе все взаимосвязано
• Правила поведения на природе
• Контакты с животными и насекомыми
• Первая помощь
3. Безопасность на дорогах города
• Устройство проезжей части
• “Зебра”, светофор и другие дорожные знаки
• для пешеходов и водителей
• О работе ДПС (дорожно-патрульная служба)
• Правила поведения в транспорте
4. Семейное благополучие
• Взаимная забота и помощь в семье
• Осторожно! Чужой!
• Если ты потерялся
• Осторожно! Электроприборы
• Огонь – это очень опасно
• Правила поведения при пожаре
• Конфликты и ссоры между детьми
Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей.
В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь педагогам решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает знакомство детей с правилами уличного движения с младшей группы, с дальнейшим усложнением содержания, а также знакомства с правилами безопасного действия с предметами: ножницами, иглами (ручной труд, аппликация). В рамках ознакомления с природой предполагается знакомство детей с ядовитыми растениями и грибами. В старшем возрасте в разделе “Ознакомление с окружающим и развитие речи” от детей требуется знание своего домашнего адреса, фамилии, имени, отчества родителей.
Кроме того, в настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л. Григорович, С. Мартынов, К. Белая, В. Зимонина и др.).
Л. Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа.
С. Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).
К. Белая и В. Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления.
Одной из основных задач должно быть обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Мы изготовили разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности : альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03», «Спичка - невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где разложены разные дидактические игры «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит - не горит», «Предметы - источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку».
Детей это очень интересует, они подолгу стоят, рассматривают, думают, рассуждают. Используя обычные предметы детской мебели можно создать в группе уголок, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Готовясь к проведению тематических вечеров досуга, должен учитываться опыт детей, имеющийся материал. При этом надо включать материал, помогающий развивать не только умственное активность ребят, смекалку, конструктивные умения, но и осуществлять разносторонние развитие детей, формировать у них такие жизненно важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию. Важно способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, развитию эмпатии, доброжелательного отношения к людям.
Успешное обучение детей навыкам безопасного поведения невозможно без тесного сотрудничества с родителями – ведь они самые заинтересованные лица, активные помощники в деле обучения и воспитания детей. Пример поведения родителей – очень убедительный момент в воспитании детей. Поэтому я поставила цель работы с родителями: объяснить им важность и актуальность проблемы безопасности детей, повысить уровень компетентности родителей по данной теме, создать условия для разнообразного по форме и содержанию сотрудничества. Формы работы с родителями : консультации, семинары-практикумы, открытые просмотры, участие в семейном клубе - дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о безопасном поведении есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ культуры безопасности.
А совместные досуговые мероприятия способствуют сплачиванию коллектива родителей, педагогов и детей. Ведь цель у нас общая: сделать пребывание ребёнка в детском саду комфортным, гармоничным для его развития и безопасным. Родители – наши соратники!
Таким образом, во время непростого, но интересного и познавательного пути к достижению цели, дети приобретают опыт безопасного поведения через организацию различных видов деятельности. У них формируется опыт решения конкретных проблем, компетенции безопасного поведения, определяющие способность и готовность к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
Список используемой литературы:
1. Тимофеева Л. Л. «Формирование культуры безопасности»
2. Гарнышева Т. П. «ОБЖ для дошкольников»
3. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б.. Основы безопасности детей дошкольного возраста-- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
4. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников; Мозаика -Синтез 2015г.
5. Билибенко Г. Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. М. : ТЦ Сфера, 2005 год
6. Волобуева Л. М. Организация охраны труда в ДОУ: правовой аспект. Управление ДОУ № 7- 2005 год.
7. Лукина Л. И. Охрана труда в ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2005 год.