Прокопьева Ольга
Формирование у дошкольников способности к творческому применению знаний через интеграцию разных видов детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Тема: «Формирование у дошкольников способности к творческому применению знаний через интеграцию разных видов детской деятельности на единой содержательной основе».
В Законе об образовании указано: родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Позднее к влиянию родителей добавляется целенаправленное воздействие детского сада, и разностороннее развитие личности ребенка продолжается в триаде: семья – педагог – ребенок.
Публикация «Формирование у дошкольников способности к творческому применению знаний через интеграцию разных видов детской деятельности» размещена в разделах
Но если каждый педагог имеет профессиональное специальное образование, то далеко не каждый родитель в полной мере осознает актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и способами ее решения. Поэтому первостепенное значение приобретает эффективное руководство в налаживании целенаправленного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Работать с дошкольниками необходимо с учетом современных требований и подходов. Один из них – сотрудничество и соразвитие с применением метода проектов.
Проект – цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, это звено в системе воспитания.
Проект позволяет учитывать интересы всех участников :
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, а это очень важно, поскольку практика готовых решений скучна;
- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе воспитания;
- деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Работая по проективным методикам для решения задач воспитания, надо руководствоваться определенными принципами:
- скоординированность и целенаправленная работа всех участников воспитательно – образовательного процесса;
- подход к участникам проекта с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- использование социального опыта прошлых поколений;
- последовательность (от близкого к далекому, от малого – к великому).
Примерная схема реализации проекта:
1 этап: предварительная подготовка:
- экскурсии;
- работа с литературой по заданной теме;
- прослушивание произведений в записи;
- просмотр видеофильмов;
- беседы с детьми;
- чтение;
- рассматривание иллюстраций.
2 этап: практическая часть:
- поисковая деятельность;
- создание игровых ситуаций;
- художественная деятельность;
- изготовление атрибутов для игр;
- разгадывание кроссвордов;
- фоторепортажи;
- разучивание стихов, песенок на тему проекта;
- исследовательская деятельность;
- изучение, изготовление настольных, дидактических игр;
- создание предметно-развивающей среды;
- разыгрывание игровых сюжетных ситуаций;
- опытная деятельность;
- знакомство с новыми понятиями;
- знакомство с видами оформления работ (книги, альбомы, коллажи и др.);
-моделирование проблемных или игровых ситуаций и их разрешение;
- обсуждение результатов экспериментирования;
- практическая деятельность детей, направленная на получение результата;
- оказание помощи детям в защите гипотез по практическим опытам;
- определение конечного продукта;
- организация досуга;
- поэтапное решение проблемы;
- рассказы детей.
3 этап: взаимодействие с семьей:
- выставка самодельных игр, альбомов, фотографий;
- соревнования в кулинарном искусстве;
- встречи с людьми по соответствующей профессии.
4 этап: результат проектной деятельности (презентация) :
- фестиваль между группами;
- выставка рисунков;
- выставка изготовленных атрибутов;
- изготовление книг, коллажей, газет;
- организация и проведение праздника.
При использовании метода проектов необходимо учитывать ряд требований:
1. Результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значим для его участников,
2. Поставленная детьми проблема должна исследоваться в определенной логической последовательности: выдвижение гипотез о способах ее решения; обсуждение и выбор методов исследования; сбор, анализ и систематизация полученных данных; подведение итогов и их оформление; выводы и выдвижение новых проблем.
3. Содержательная часть проекта должна быть основана на самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности детей, спланированной ими на подготовительном этапе работы.
Большинство современных педагогов стремятся донести до детей готовые знания, которыми владеют сами. В этом случае роль взрослых сводится к созданию условий для формирования у дошкольников интереса к предлагаемой теме.
Используя же метод проектов, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, генератором развития их творческого потенциала.
Метод проектов предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы постепенно усложняющихся и заранее спланированных практических заданий.
Работа над проектом включает в себя деятельность педагога и детей. Семья естественно включается в эту деятельность. Проект может быть реализован в любом объединении дошкольников. Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности – экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры, практические полезные дела. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка по освоению окружающего мира.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки, что позволит ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Идея проекта, о котором я хочу рассказать, возникла в процессе занятий, бесед, экскурсий. Я увидела, что не все дети способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать ее и наслаждаться ею.
Я решила: необходимо научить ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы. Так возникла идея воплотить в жизнь проект «Красота природы бесценна».
Перед детьми была поставлена проблема: есть ли что-нибудь такое, что нельзя купить за деньги?
Выслушав предположения детей, я предлагаю проверить их гипотезы.
В ходе проектной деятельности были проведены следующие мероприятия:
• беседы с детьми («Лес – бесценное хозяйство», «Красная книга – сигнал опасности», «Цветы» и др.);
• рассматривание альбомов репродукций о лесе с целью развития у детей интереса к книгам о животном и растительном мире;
• чтение стихов, рассказов, легенд о лесе с целью пробуждения интереса детей к художественной литературе;
• музыкальная деятельность : прослушивание кассеты А. Вивальди «Времена года», прослушивание в аудиозаписи голосов леса и птиц, разучивание песенок с целью развития умения узнавать и называть звуки природы;
• оформление книжного уголка с целью создания условий по реализации проекта;
• вечер загадок «Угадай, кто это?» : развиваем у детей логическое мышление при отгадывании загадок, расширяем кругозор детей, сообразительность, смекалку, познавательный интерес;
• заучивание стихотворений : развиваем речь;
• экскурсия в библиотеку: знакомим детей с правилами поведения в общественных местах.
Когда у детей накопились новые знания и впечатления, мы решили составить альбомы о природе в разное время года и украсить их своими рисунками и рассказами.
Дети вместе с воспитателями и родителями оформили альбомы «Жизнь леса глазами детей», «Мое любимое время года», «Путешествие по временам года».
В конце проекта дети сделали вывод, что красота, которую дарит природа, бесценна. Ни за какие деньги не купишь большое красивое зеленое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло в первый же год, прижилось и выросло.
Во время заключительного этапа проекта было проведено развлечение «От зимы до осени», на котором дети показали малышам и взрослым, что нового они узнали.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап (одна неделя) :
Сначала необходимо провести анкетирование родителей.
Цель: выявить, читают ли родители детям книги, учат ли они своего ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться.
Анкета для родителей:
1. Читаете ли дома детям стихи, рассказы о природе.
2. Смотрит ваш ребенок телепередачи о животном и растительном мире Земли;
3. Есть ли у вас домашние животные? Ухаживает ли за ними ваш ребенок?
4. На прогулке наблюдаете ли за птицами и насекомыми?
5. Гуляя с ребенком, Вы обращаете его внимание на состояние погоды, отмечаете красоту лесов, полей, садов; красоту отдельных явлений и объектов природы.
Затем организуем «Круглый стол» с участием родителей.
Цель: обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта.
Подбор библиотеки.
Основной этап (1,5 месяца) : реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Презентация.
Итоговый этап (одна неделя)
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.