Галина Щедрова
Интеграция разных видов детской деятельности на занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что дошкольный возраст – это сензитивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи, расширение и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияния; научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику; побуждать познавательные интересы.
Публикация «Интеграция разных видов детской деятельности на занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает учебная деятельность. На занятиях успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессы активного овладения знаниями, мобилизирует нравственно – волевые усилия в достижении учебно - познавательных целей, формируются навыки самооценки.
К сожалению, сегодня в ДОУ существует тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребенком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где все взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей, уменьшении времени на организации их самостоятельной деятельности в режиме дня, времени прогулки и отдыха. Все это оказывает определенное воздействие на дошкольников: нерациональная организация двигательного режима в ДОУ, длительное пребывание детей на занятиях в статистическом положении и гиподинамия как результат этого процесса. Нельзя забывать, что недостаточное физическое развитие накладывает негативный отпечаток на развитие интеллектуальное, и наоборот.
Мы часто разделяем мнение педагогов, что результатом деятельности ДОУ становится готовность ребенка к обучению в школе, которая может быть рассмотрена с позиции как психологических, так и внешних (поведенческих) показателей, однако полагаем, что правомерно будет целью дошкольного образования назвать разностороннее развитие ребенка, формирование у него общей культуры, целостного представления о мире. Иначе говоря, задача дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, формировании сроков перевода его на школьные рельсы, а в том, чтобы создать ему условия для наиболее полного раскрытия неповторимого возрастного потенциала. И одним из путей оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников мы считаем процесс интеграции. Наша точка зрения подтверждается мнением многих ученых, отмечающих, что мир не может быть освоен людьми с монологическим типом мышления, что возрастающие число проблем в виду их полимодального характера требует междисциплинарного анализа и синтеза. при их решении необходим поиск консенсуса между различными альтернативными позициями и образами мышления.
Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, - интегрированные занятия. На них объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы, диктуемой программой детского сада. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время, для организации игровой и самостоятельной деятельности. Данные формы интеграции и разработанное для них содержание наиболее эффективно используется в период предшкольного образования. Целостно – интегративный подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.
Интегрированные занятия.
Общая характеристика занятий.
Занятие – специально организованная форма обучения. Для детей дошкольного возраста принципиально отличается от урока тем, что проводится на основе игры (подвижной, сюжетной, с правилами и др., а так же других специфических для дошкольников видов деятельности : изобразительной, конструктивной и т. д.
Комбинированное занятие – сочетание разных видов деятельности или дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).
Комплексное занятие – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме или в игру «Пожарные на учении»). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.
Интегрированное занятие – соединение знаний их разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия, как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). При этом на занятии воспитатель имеет возможность решить несколько задач развития. По сути, понятие «интеграция» рассматривается более широко, чем некая организованная форма обучения детей, имеющая фиксированное время и место в режиме дня.
Важно заметить, что методика проведения интегрированных занятий существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на интегрированном занятии необходимо использовать различные методы и приемы. Наиболее эффективны из них следующие:
- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эврическая деятельность;
- проблемные вопросы, стимулирующие своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ. Используются задания типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др. Ребенок приучается спрашивать об одном и том же предмете по разному.
Требования предъявляемые к интегрированному занятию :
- четкость, компактность, сжатость учебного материала;
- продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
- взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
- большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятии;
- систематичность и доступность изложения материала;
- необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Структура занятия.
1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос: «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).
2. Основная часть. Детям даются новы знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значении е воды в природе и жизни человека и т. д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенного.
К основным особенностям интегрированного занятия относятся синтез :
- содержания изучаемого материала, теоретического и практического обучения;
- предметов образовательного цикла между собой;
- деятельности двух или более педагогов и др.
Определение цели.
Прежде, чем приступить к составлению интегрированного занятия, необходимо поставить цель. Постановка цели всегда связана необходимости и возможности связать темы, разделы содержания обучения.
Как определить цель развития детей на определенный промежуток времени? В комплексной программе в разных разделах имеются похожие задачи развития:.
- задача по освоению пространственных представлений решаются в процессе знакомства с математическими понятиями и имеются в разделах «Физическое развитие», «Изобразительная деятельность», «Конструирование»;
- временные представления осваиваются детьми в процессе занятий по математике (знакомство с частями, при ознакомлении с природой (времена года, проце5сс развития живых организмов, знакомства с окружающим миром (понятия прошлого, настоящего, будущего, дни недели, месяцы года);
- освоение понятия «часть – целое» происходит на занятиях математикой, конструирования, при обучении грамоте 9состав слова и предложения) и даже при ознакомлении с художественной литературой (характерная структура сказки, рассказа) и т. д.
И хотя в каждом разделе одна и та же задача имеет свою специфику, их решение в небольшом временном промежутке наиболее эффективно, поскольку результат достигается целенаправленно с разных сторон и в разных видах деятельности детей.
При этом име5ются задачи, способные дополнять дуг друга:
- знакомясь со средствами связи («Ознакомление с окружающим миром», дети осваивают нормы речевого общения по телефону («Развитие речи», «Нравственное воспитание»);
- знакомясь с производством одежды («Ознакомление с окружающим», лети учатся поддерживать красоту в своей одежде (культурно – бытовые навыки).
Кроме того, возможно несколько задач развития решать одновременно. В продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация и др., кроме освоения технических навыков, могут решаться:
- задачи социального развития (если организовать работу в нескольких подгруппах, обучая детей взаимодействию);
- развития речи (если предложить детям рассказать о своей работе, придумать дальнейшие события);
- развития игровой деятельности (если с изготовленной поделкой в дальнейшем развернуть игровые ситуации).
Подбор объектов
(источник интегрирования)
Если например, поставлена цель ликвидировать многопредметность, то составляющими интеграции будут, как правило, близкие друг другу области знаний. если же целью становится ускорение прохождения материала, то чаще всего проводится внутрипредметная интеграция. И только после этого вступают в силу механизмы интеграции – связи и отношения, которые устанавливаются между интегрированными объектами согласно структуре и в определенной технологической последовательности.
Моделирование образовательного процесса.
Образовательный процесс должен представлять собой взаимосвязанную цепочку обучения на занятиях и в деятельности вне занятий (например. к занятию, посвященному Дню защитника Отечества, можно предварительно почитать художественную и познавательную литературу, посмотреть энциклопедии, рассмотреть слайды, картинки, поиграть в настольные игры с символикой русской армии, армий других стран, а после занятия предложить детям сделать коллективный макет военной базы или изготовить солдатиков, провести досуг «На полигоне» или «Зарница» и др.).
Методика подготовки и проведения интегрированных занятий.
При планировании и проведении интегрированных занятий педагогу важно учитывать следующие условия:
- обязательный учет содержания базовой программы детского сада;
- в интегрированном занятии объединяются блоки из разных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного занятия. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации;
- при разработке занятия необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, способствующих усвоению основного материала, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания;
- при планировании требуется тщательный выбор типа и структуры занятия, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии;
- интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия. При планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности воспитанников на занятии;
- при планировании и проведении интегрированного занятия педагогами (ведущими занятия по разным разделам программы) требуется тщательная координация действий;
- необходимо сохранять положительно – эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на интегрированном занятии, индивидуальные и психологические особенности детей группы;
- на интегрированных занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т. д.
Одним из важных принципов планирования интегрированного занятии – определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечения ребенка к решению проблемной ситуации из собственного опыта. Большое значение на интегрированных занятиях придается развитию у ребенка коммуникативных способностей как одного из важнейших факторов его готовности к школе.
Интегрированное занятие – важнейшая часть системы межпредметных связей. Каждое из этих занятий ведут два и более педагогов. Материал таких занятий показывает единство процесса, происходящих в окружающем мире, позволяет воспитанникам видеть взаимосвязь различных наук. Суть интеграции педагогов в обучении детей состоит в ее межпредметной и междеятельностной основе при реализации программного материала.
Анализ интегрированного занятия
В ходе анализа педагог получает возможность взглянуть на свое занятие как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с группой и конкретными воспитанниками. Это – рефлексия, позволяющая оценивать свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
Критерии оценки эффективности интегрированного занятия :
- качество знаний по теме (направлению и др.) : полнота, правильность, осознанность;
- умение устанавливать взаимосвязи объектов, явлений и процессов;
- отношение воспитанников к объекту, явлению, занятию.
Специфика анализа.
1. Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.)
2. Содержание и компоненты интеграции. Какие разделы программы в нее входят? Каково сочетание старых, классических и новых, основных и дополнительных разделов (парциальных программ) в процессе интеграции?
3. Направление и объем интегрируемых разделов, в чем он выражается:
- в создании нового раздела (программы);
- цикла (блока) периодически повторяемых занятий;
- единичных интегративных занятий.
4. Уровень (стадия) интеграции содержания в разделе или на занятии :
- организация единая, целостная структура;
- параллельное существование в одном занятии или программе различных пластов материала;
- стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре.
5. Тема интегрированного занятия, проблема, поставленная для детей, цель. Уровень новизны.
6. Достигнута ли систематизация знаний воспитанников, сформирован ли целостный взгляд на предмет (объект, явление?
7. Деятельность педагогов и воспитанников по подготовке к интегрированному занятию. Спонтанно ли осуществляется это занятие или является результатом тщательной подготовки? Какую самостоятельную работу или «домашнее задание» должны были выполнить дети до занятия; его цель, объем, характер? Облегчают ли эти занятия условия обучения воспитанников или они затрудняют их образование в ДОУ?
8. Формы проведения интегрированного занятия, виды деятельности педагогов и воспитанников. Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?
9. Сколько педагогов участвует на интегрированном занятии? Осуществляется ли сотрудничество педагогов на интегрированном уровне. Насколько оно органично? Не тянет ли кто-то «одеяло» на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенного ими занятия? Нет ли противоречий в используемых ими материалах
10. Результаты деятельности детей в интегрированном занятии. Создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозра; культура суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.
Педагогический Совет «Интеграция разных видов детской деятельности на занятиях»
План педсовета
1. Краткий отчет о выполнении ранее принятых решений.
2. Сообщение заместителя заведующей «Интеграция разных видов детской деятельности на занятиях».
3. Представление опыта работы педагогов по интегрированию разных видов детской деятельности на занятиях :
- Звонцовой С. А. воспитатель гр. № 3;
- Шилина Г. М. муз. руководитель;
- Щедрова Г. В. воспитатель гр. № 4;
- Добрынина О. А. воспитатель гр. № 8;
- Забабурина Е. М. муз. руководитель.
4. Обзор методической литературы.
5. Итог: решение педсовета.
Решение педагогического Совета:
1. Провести открытые интегрированные занятия педагогам с высшей квалификационной категорией.
2. Обобщить опыт работы педагогов с высшей квалификационной категорией по интеграции разных видов детской деятельности на занятиях.
Занятия с использованием межпредметных связей.
Сложение и вычитание чисел первого десятка.
Задачи:
- закрепить навыки сложения и вычитания чисел первого десятка;
- развивать навыки логического мышления;
- пробуждать интерес к предмету математики посредством межпредметной связи с устным народным творчеством.
Материалы: проектор, цифровые карточки, полоски из бумаги, палочки, фонограмма с ритмической музыкой
Педагог. В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-царевич и Василиса - прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван-царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем это, выполнив первое задание.
Педагог предлагает детям числа в порядке возрастания и перевернуть их
6 3 1 0
7 5 4 2
Дети выполняют.
Иван – царевич отправился в путь. Долго шел он и вышел на распутье. На придорожном камне надпись:
7 -5
6+3 4+2
Долго шел Иван – царевич по выбранной вами тропинке и, наконец, вышел на лесную полянку, а там стоит избушка на курьих ножках, жилище Бабы Яги. Что должен сказать Иванушка, чтобы избушка к нему повернулась?
Дети отвечают.
А вам надо переложить две полоски, чтобы развернуть избушку (домик из счетных палочек). Баб Яга рассердилась на Ивана – царевича за то, что потревожил ее. Согласилась помочь только если отгадает Иванушка ее загадки.
На воде две уточки, во дворе две курочки,
Два гуся в пруду, да индюк в саду.
Сколько птиц всего? Считайте! Да ответ мне называйте.
Дети отвечают.
Ежик по грибы пошел, 10 рыжиков нашел.
8 положил в корзинку, остальные же на спинку.
Сколько рыжиков несешь на своих иголках еж?
Дети отвечают.
Шесть веселых медвежат за машиной в лес спешат.
Но один малыш устал, от товарищей отстал.
А теперь ответ найди: сколько мишек впереди?
Дети отвечают.
Баба Яга Иванушке дала волшебный клубочек. Но Иван – Царевич устал. Давайте ему поможем.
Организуется физкультминутка.
Волшебный клубок привел Ивана –царевича к пещере Змея Горыныча. Чтобы победить змея, вы должны решить эти примеры.
2+6= -2=4 9 3=6
1+8= 4 3=7 7 - =5
Дети выполняют.
Молодцы, ребята! А Иван – царевич уже в пещере, нашел он там волшебный сундук, а открыть его не может. Нужно разгадать шифр замка.
10 6
9
8 1
Дети выполняют.
Достал Иван – царевич из сундука волшебный меч и отправился в замок Кощея Бессмертного. А замок этот стоит на высокой горе, крутой и непреступной. Эта гора волшебная. Кто из вас заметил ее секрет? (круговые примеры)
9 – 6
4+5
8 -4
7+1
2+5
4- 2
3+1
Дети отвечают.
С трудом Иван – царевич взобрался на эту гору, очень устал и решил немного взбодриться.
Организуется физкультминутка.
В замке Кощея Бессмертного четыре башни. В одной их них трусливый колдун и спрятался. В какой из них, если мы знаем, что первая башня пустая? Кощей не в самой высокой башне. Где же он?
Дети отвечают.
Ну, вот и добрались мы до Кощея. Он встретил Иванушку такими словами:»Раз ты смог до меня добраться, выполни мои задания, и Василиса – твоя1 если не выполнишь – голова с плеч!»
Педагог дает детям задания. Они выполняют.
Птицы весной
Цель: создать условия для формирования целостного восприятия мира.
Задачи:
- закрепить и углубить по теме «Насекомые»;
- на основе личных наблюдений детей сделать выводы о порядке прилета птиц, связи между появлением насекомых и прилетом птиц; познакомить с видами гнездования птиц;
- учить бережно относиться к природе, охранять птиц;
- развивать творческие способности, побуждать к самостоятельному выбору сюжетов по заданной теме; учить использовать природный материал;
- развивать образное мышление, зрительную память, наблюдательность;
- воспитывать любовь к родному краю, интерес к изобразительной деятельности.
Материалы: аудиозапись «Голоса птиц», аудиозапись цикла П. Чайковского «Времена года»; картины на темы: «Весна в природе», «Насекомые», «Птицы»; тесты для детей, альбомы, краски, пластилин, папка по труду (клеенка, стека для пластилина, салфетка).
Звучит музыка П. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года», педагог читает стихотворение П. Соловьева «Подснежник».
В саду, где березы столпились гурьбой,
Подснежника глянул
Глазок голубой.
Сперва понемножку выставил ножку,
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда,
Что это весна?»
Педагог. Давайте займемся составлением и рисованием пейзажа на тему «Весна». Нужно доказать маленькому подснежнику, что действительно пришла весна. И составим весенний пейзаж.
На металлической доске собирается из деталей весенний пейзаж.
Что такое пейзаж?
Дети отвечают.
А какой первый закон пейзажа?
Дети отвечают (линия горизонта, где небо сходится с землей в одну линию)
Второй закон?
Дети отвечают (у края листа будет передний план, предметы изображаются крупно и ярко, а около линии горизонта – дальний план, изображаемые предметы мелкие, в бледных тонах).
А теперь добавим цвет.
Дети выполняют.
Итак, тема нашего пейзажа – «Весна». Какие весенние признаки предметов неживой природы мы можем показать на нашем пейзаже?
Дети отвечают.
Какие весенние признаки предметов живой природы можно изобразить? Докажите свой выбор.
Дети выбирают