Светлана Ляпкина
Сообщение из опыта работы на тему «Экологическое воспитание детей через интеграцию образовательных областей»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы на тему
Проблема взаимосвязи человека с природой имела и имеет место всегда. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Публикация «Сообщение из опыта работы на тему „Экологическое воспитание детей через интеграцию образовательных областей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Работая по данному направлению, я поставила перед собой следующие
задачи:
1. Совершенствовать воспитательно - образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.
2. Направлять активную деятельность дошкольников на осознанное сохранение природы.
3. Воспитывать любовь к живому и растительному миру.
4. Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе.
5. Развивать у детей познавательные интересы, наблюдательность, эстетические чувства (умение видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить ее).
Одним из важных условий реализации системы экологического образования и приобщения детей к природе является организация эколого-развивающей среды. В связи с этим мною оформлены: центр природы (это комнатные растения, материал для развития трудовых навыков: лейки, палочки-рыхлилки, природный материал, породы камней, альбом «времена года», дидактические игры, наборы домашних и диких животных, муляжи овощей и фруктов, календарь природы, поделки детей и родителей); центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, в результате, дети знакомятся с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними (водой, воздухом, песком, растениями) позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Также в группе имеется центр ИЗО деятельности (природные материалы для творчества, различные раскраски природы, альбом «Учимся рисовать» (животные, растения); центр книги (в него входит подборка книг природоведческого характера и энциклопедии растительного и животного мира, помогающие расширить экологические знания и кругозор детей.
Представление о природе является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями.
Интеграция экологического содержания с другими образовательными областями обеспечивает расширение представлений ребёнка о мире, обогащает его эмоциональный опыт при восприятии объектов природы. Предоставляет возможность переноса осваиваемых ребёнком способов познания (наблюдения, сравнения, обследования, экспериментирования, моделирования, обобщения) в другие условия, способствует проявлению самостоятельности ребёнка в деятельности, направленной на взаимодействие с природой, и творческой инициативы.
Формируя основу экологической культуры детей, необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях, через различные формы работы. Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми считаю такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируется не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдение.
Экологическое воспитание дошкольников в рамках образовательной области «Познавательное развитие» осуществляла следующим образом : проводила НОД по ознакомлению с миром природы: «Планета Земля в опасности», «Где зимуют лягушки», «Птицы», «Путешествие в осенний лес», «В мир природы с добротой» и т. д.
Провела открытое интегрированное занятие на тему «Корабль пустыни». В результате которого, сформировала экологические представления детей о разнообразии природы, интерес к различным природным зонам, упражняла в умении различать и называть представителей животного и растительного мира пустыни; повышала интерес к экспериментированию; развивала познавательную активность, воспитывала бережное отношение к природе.
Были проведены такие опыты как : «Есть ли у воды вкус?», «Испаряется ли вода?», «Песок может двигаться», «Какие бывают камни», «Как птицы узнают дорогу на юг» и др.
В ходе экскурсий, наблюдений за природными явлениями и сезонными изменениями, за животными, насекомыми, птицами, вызывала интерес к окружающему миру, расширяла знания о неживой природе, воспитывала любовь и бережное отношение ко всему живому. Также были проведены дидактические игры: «Подбери пару», «Что изменилось», «Что за птица», «Назови животное», «Сделано природой или человеком», «Птицы, звери, рыбы», лото «Животные»; дидактические игры на формирование элементарных математических представлений: «Назови самое высокое (низкое) животное», «Кто больше?», «Кто какого цвета?», «Подбери по цвету», «На что похоже», «Кого сколько?», «Больше – меньше».
Для закрепления знаний, впечатлений, полученных на прогулках, экскурсиях, занятиях проводили экологические праздники : «День Земли», «В гостях у Лесовика», досуги «Праздник птиц и др., викторины:«Лес таит в себе опасность», «Осень», «Кто где живет», КВН:«Знатоки природы», «Птицы наши друзья», «Будь природе другом», акцию «Синичкин день». Полюбилась детям и туристическая игра, проведённая совместно с родителями «В поисках клада».
Несомненно, экологическое воспитание тесно связано с образовательной областью «Речевое развитие». Ребёнок познаёт окружающий мир, формируются знания, и развивается речь и все её компоненты – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и связная речь. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Только в процессе общения ребёнок овладевает речью. Подбор дидактических игр и упражнений на тему экологии помогает развивать все компоненты речи детей, обогащать их словарный запас.
Проводила игры на развитие речевого дыхания: Игра «Бабочка», «Одуванчик»; на развитие фонематического слуха: «Послушай звук»; на закрепление звукопроизношения «Волшебные кубики», «Послушай, повтори», «Назови картинки».
Познавая природу, дети интенсивно расширяют словарный запас через обозначение объектов и явлений природы, различных их признаков и качеств. Рассматривая с детьми картины, на которых изображены домашние и дикие животные, природа, учила детей повествованию, связной речи, упражняла в построении предложений и правильном использовании грамматических форм, учила понимать вопрос и точно отвечать на него. Читала с детьми художественную литературу, рассматривая иллюстрации в книгах о природе. Проводила беседы, обсуждали прочитанное.
Важное значение для развития речи дошкольника имеет использование таких методов, как игровое проблемное обучение и наглядное моделирование. Используя в с своей работе метод проектов, заметила, что он обогащает речь детей, стимулирует познавательную и творческую активность. В своей работе реализовала экологические проекты «Птицы», «Мастерская природы».
Также система экологического воспитания хорошо согласуется с образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие». Выращивая растения, ухаживая за ними, дети усваивают моральные и нравственные ценности (ценность жизни, необходимость осторожного, бережного обращения с живыми существами, учатся правилам поведения в природе, познают труд, направленный на поддержание условий жизни растений и животных, на сохранение природных экосистем. Коллективный труд на участке, огороде, клумбе т. е. в природном пространстве, в котором живут дети, способствует развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, волевой саморегуляции, готовности к совместной деятельности и коммуникации.
Так как человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой очень важно сформировать у детей бережное отношение к природе и обитателям. А помогли нам в этом игры экологической направленности : игра «Аукцион» (уточнение правил поведения на природе, «Узнай и назови» (закрепление знаний о растениях и месте их произрастания, «Земля, вода, огонь, воздух» (закрепление знаний об обитателях суши и воды; уточнение правил безопасного поведения на природе).
Играли с детьми в творческую игру «Теремок», которая формирует у детей правильные экологические оценки, создавая ситуации проявления заботы, сострадания, сочувствия, отзывчивости, а также зачатки экологического идеала русских народных сказок о животных, где добро побеждает зло, прекрасное над безобразным. Так же играли в дидактические игры: «Рассели животных», «Кто, где живет?», «Кто, что любит?», «Построй домик», «Выбери нужное», «Береги природу», «Что лишнее».; словесные игры: «Похожи – не похожи», «Цепочка», «Игра в слова», «Да – нет», «Что было бы, если…».
Несомненно, что образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», является очень важной в развитии экологической культуры. Эмоциональный отклик детей на прекрасное в окружающем мире возникает, в частности, в том случае, если они имеют возможность созерцать красоту природы, представленную в натуре и в произведениях искусства. Так, например, рассматривали с детьми репродукции известных художников, наблюдали за красотой явлений, объектов природы, что побуждало детей к художественно-творческой деятельности (рисованию, лепке, аппликации и др., в которой они осмысленно отражали свои переживания красоты.
Экологическое воспитание реализуется и в слушании музыки, пении, в музыкально-ритмических движениях, музыкальном творчестве. Например, слушали произведение «жаворонок» М. И. Глинки, произведения из музыкального цикла «Времена года» П. И. Чайковского, в результате дети познают красоту природы, происходит становление его эстетических и нравственных чувств направленных на природу.
Экологическое воспитание также связано с образовательной областью «Физическая культура», осуществление которого, предусматривает занятия, проводимые инструктором по физической культуре, сочетающие двигательную активность детей с формированием у них первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием экологической культуры. Наряду с этим провожу утреннюю гимнастику с использованием имитационных движений животных, дыхательную гимнастику: «Одуванчик», «Сильный ветер», «Морозко» и т. д. Общеразвивающие упражнения: «листопад», «поймай снежинку», «подснежник», «колокольчик»; подвижные игры: «перелёт птиц», «Совушка»», «Листопад», «Раз, два, три – к дереву беги» и т. д., эстафеты: «Урожай собирай», «Бегущие ручейки», «эстафета пчёлок», игры – медитации («Я – солнце», «Я – дождь», «Я – ветер», «Я – облако»)
Важным аспектом в системе экологического образования считаю работу с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Большое место уделяю совместной деятельности детей и их родителей. Семья как среда воспитания личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я провожу консультации для родителей: «Природа в познавательном и эстетическом виде», «Формирование у дошкольников бережного отношения к природе», «Они остались зимовать, мы им будем помогать»; рекомендации «Удобные кормушки своими руками»; анкетирование: «Любит ли ваш ребенок птиц?». Оформляю папки – передвижки по экологическому воспитанию. Вовлекаю родителей в совместные проекты. Так же они принимали участие в акции «Птичья столовая» (вместе с детьми изготовили кормушки разных видов, из разных материалов, в конкурсе «Лучшая поделка из природного материала».
В будущем планирую создать совместный проект «Земля – наш общий дом».
Анализируя результаты опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников с учетом принципа интеграции образовательных областей, можно сформулировать следующие выводы:
- использование интегративно – тематических занятий, целевых прогулок, экспериментирования помогает в закреплении, систематизации и формировании знаний при участии взрослого (прямом или косвенном).
- разнообразная деятельность, задействованная в мероприятиях интегрированного характера, естественным путем связывает экологическое образование со всем процессом развития личности маленького ребенка.
Таким образом, можно подвести итог всему сказанному: интеграция образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие видов деятельности, будет накапливать знания как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура.