Наталья Копотилова
Педагогический проект «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
-ФГОС в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
-Именно с логического мышления начинается формирование
мировоззрения ребенка.
-В процессе развития логического мышления у ребенка формируются
Публикация «Педагогический проект „Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей“» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Логическое мышление
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
умения рассуждать, делать умозаключения, в соответствии с законами
логики.
-Так же развиваются такие качества, как любознательность,
сообразительность, смекалка, память, внимание, наблюдательность.
-Развивается речь ребенка посредством слова.
-Овладение логическими ступенями мышления в дошкольном возрасте
способствует развитию умственных способностей, что необходимо для
перехода детей к школьному обучению.
Основывала я свой выбор по нескольким причинам.
1. Группа детей, с которыми я работаю, показала свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Такие ребята, придя в детский сад, должны подниматься на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности.
2. Проведенное мною тестирование по выявлению уровня логического мышления показало, что 25 % детей при выполнении заданий на логику испытывают большие трудности.
3. И третьей причиной стал выбор родителей о проведении кружка по подготовке детей к школе.
Таким образом, это еще больше убедило меня в необходимости разработки проекта, направленного на формирование логического мышления у детей.
Новизна: Новизна состоит в создании системы использования занимательных дидактических игр, упражнений, интеллектуальных игр, мультимедийных презентаций и компьютерных игр, нацеленных на развитие логического мышления детей, познавательных интересов в процессе воспитания и обучения на современном уровне.
Совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:
Принцип интеграции :
Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;
Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;
Интеграция детской деятельности.
Комплексно-тематический принцип:
Объединение комплекса различных видов детских деятельностей вокруг единой «темы»;
Виды «тем» : «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;
Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
Паспорт проекта :
Вид проекта – практико–ориентированный.
По количеству участников – групповой.
Продолжительность – 2 года.
Участники проекта - дети, родители, воспитатели.
Направление – социально-личностное, познавательно-речевое.
Характер содержания - ребенок и логическое мышление.
Гипотеза
Если выстроить комплексную систему сопровождения развития логических приемов умственных действий ребенка, то это позволит повысить качество интеллектуального развития дошкольника.
1. Средства, развивающие логическое мышление
- игры и упражнения на установления причинно-следственных связей
природных и социальных явлений.
- занятия, игры и упражнения на развитие операций сравнения и
установление причинности.
- загадки, задачи-шутки.
- игры–лабиринты.
- игры со счетными палочками, пиктограммами.
- стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации.
- мнемотаблицы
2. Методы проекта
- словесный
- проблемно-поисковый
- наглядный
- игровой
- моделирование
3. Формы организации проекта
- индивидуально-творческая деятельность.
- учебно-игровая деятельность.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : Развитие логического мышления, как основы интеллектуального развития дошкольников.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА : 1. Обучать детей основным логическим операциям : анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации.
2. Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
3. Воспитывать у детей интерес к познавательной деятельности.
4. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.
5. Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к активному сотрудничеству.
Предполагаемые результаты
Усвоение детьми приёмов анализа, синтеза, сравнения, классификации, умение устанавливать определённую последовательность некоторых событий.
Выработка устойчивого интереса к развивающим играм.
Повышение степени активности совместной деятельности.
Высказывание суждения, доказательства. Это достаточно сложная речевая деятельность, но очень необходима.
Обогащение предметно-пространственной среды в группе.
Повышение педагогической культуры родителей.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ.
- Оформление папок-передвижек.
- Рекомендации, консультации для родителей.
- Деловая игра «Путешествие в страну логических игр».
-Мастер-класс для родителей «Логические игры своими руками»
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1-й этап: Организационно – подготовительный.
- изучение методической литературы по данной теме.
- диагностика детей по логическому мышлению
- подбор игровых упражнений, д\ игр.
- подбор картинного материала.
- изготовление раздаточного материала.
- календарно – тематическое планирование.
- перспективное планирование дополнительной образовательной услуги кружок «Знайка»
2-й этап: Основной – внедренческий.
- создание полноценной развивающей среды, организация
работы по интересам ребенка.
- проведение дополнительной образовательной услуги. Кружок «Знайка»
3-й этап: Презентация проекта.
Реализация проекта
В своей работе пользуюсь разнообразными формами, методами и приемами:
• непосредственно образовательная деятельность;
• игровая деятельность;
• самостоятельная деятельность детей;
• рассматривание;
• чтение художественной литературы.
Для развития логического мышления создала уголок, который постоянно пополняется:
различные кроссворды;
лабиринты из журналов «Мишка», «Веселые картинки», и т. д.
ребусы;
игры для складывания «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пифагор» и т. д. ;
счетные палочки и схемы, что можно выложить из них;
настольно-печатные игры - лото, пазлы;
перфокарты, мнемотаблицы
Материалы для самостоятельной творческой деятельности.
В своей работе использую такие игры:
1. «Кто лишний?», «Чего не хватает у предмета?» - на развитие зрительно-мыслительного анализа.
2. «Найди отличия», «Найди ошибку» - на развитие концентрации внимания, наблюдательности.
3. «Подбери по смыслу» - на развитие логического мышления.
4. «Отрицание», «Подбери по контуру» - на развитие избирательности зрительного восприятия.
5. «Подбери узор», «Собери бусы» - на развитие умений детей устанавливать закономерности и продолжать ряд.
Когда дети справляются с такими заданиями, им предлагаются более сложные игры.
1. «Похож- не похож» - на умение находить признаки сходства и различия между двумя предметами (мяч-яблоко)
2. «Логические цепочки» - на умение располагать предметы в порядке возрастания или убывания.
3. «Логический поезд» - на умение находить в отличающихся друг от друга объектах общих свойств, качеств, признаков и продолжать логический ряд.
4. «Плохо - хорошо» - на умение находить в одном объекте и хорошее, и плохое.
5. Нахождение ресурсов системы, т. е. как по-новому можно использовать определённый объект.
6. Хитрые задачки, лабиринты, головоломки со счётными палочками и т. д.
Качество развития мыслительной деятельности зависит от уровня развития всех анализаторов.
Активизируя мышление, эти и подобные упражнения воздействуют на эмоции детей : ребёнок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного решения, одобрения воспитателем, а главное - от самостоятельности в решении задачи.
Самыми трудными, но более интересными, являются задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой. Такие задачи способствуют умению осуществлять последовательные мыслительные операции. Например: «Каких фигур больше - красных или больших? Квадратов или маленьких? Красных или синих?»
Большое место в развитии логического мышления занимают игры - ТРИЗ на основе литературных текстов, цель которых, снижение шаблонности мышления. Решая задачи, встающие перед персонажами, дети учатся рассуждать, нестандартно мыслить, гуманно разрешать проблемы. (см. приложение)фото
В своей работе я использую специальные карточки – перфокарты. Перфокарты развивают логическое мышление и познавательную активность детей. (фото)
Нередко дети задают вопросы, ответить на которые трудно, учитывая особенности их мышления. Здесь на помощь приходят детские энциклопедии, художественная литература, и конечно же эксперименты.
Возможность самостоятельного экспериментирования дает ребенку возможность пробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами. (фото)
Во время прогулок мы устанавливаем с детьми ассоциативные цепочки между разнообразными объектами и явлениями. При проведении наблюдений дети учатся сравнивать, анализировать, обобщать.
Чаще всего в ответ на детский вопрос «Почему?» озадачиваю ребё нка вопросом на вопрос: «А как ты думаешь?» - тем самым, предоставляя ему возможность самому порассуждать. (фото)
В процессе работы с мнемотаблицами развивается не только речь, умение последовательно описывать предмет, составлять предложения, но и словесно-логическое мышление, внимание, память. (фото)
Развитие логического мышления невозможно без развития мелкой моторики. Все вы слышали выражение «Ум ребёнка на кончиках его пальцев». Поэтому в своей работе использую пальчиковые гимнастики, а так же такие упражнения, как: «Проведи дорожку», «Заштрихуй», «Соедини по точкам», «Графический диктант», «Продолжи узор» и др. .(фото)
Детей необходимо учить, не только лепить, рисовать, считать, но и рассуждать, это и побудило создать кружок «Знайка». Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятия например:
Логическая разминка.
Основное содержание непосредственно образовательной деятельности – изучение нового материала.
Физминутка, пальчиковая гимнастика.
Закрепление нового материала.
Развивающая игра, рисование, шнуровка.
Разработанный комплексный систематизированный материал призван способствовать овладению детьми логическими мыслительными операциями, развивающими умственные способности детей. Использование занимательных игр, интересного дидактического материала, мультимедийных презентаций и компьютерных игр,создание игровых ситуаций помогает избежать утомляемости и повышает интерес к выполнению заданий.
Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сфе-рой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. Анкетирование лишь подтвердило мое предположение о том, что родителей тоже нужно вооружать системой знаний по этому вопросу. На мастер-классе родителям были показаны игры, в которые дети играют ежедневно, находясь в группе, сопровождались эти игры задачами, которые родители должны ставить перед собой, проводя ту или иную игру. Все это обогащает их впечатления, появляются общие интересы, доставляет радость общения, и развивает познавательные интересы детей. Для родителей были проведены беседы. консультации, выставлялись папки- передвижки. Они помогают мне в изготовлении дидактических игр, подыскивали материал из интернета. Также мои родители принимали участие в 5 форуме большая перемена, где познакомили присутствующих с играми, сделанными своими руками.
Я провела предварительную диагностику по логическому мышлению, и могу утверждать, что развитие логического мышления в дошкольном возрасте значительно повышает качество речевого развития детей, обогащает и расширяет словарный запас. Дети не боятся высказать свое мнение, допустить ошибку в своем высказывании. И главный вывод из всего мною сказанного: целенаправленное развитие логического мышления в дошкольном возрасте необходимо. Своевременное овладение логическими приемами, переход от одной ступени к другой, способствует, как интеллектуальному развитию ребенка, так и личностным качествам будущего школьника.
Активизация интереса родителей к использованию логических игр и упражнений способствовала формированию активной родительской позиции.
По промежуточным результатам данной работы наметила следующее:
продолжать реализацию проекта в тесном сотрудничестве с родителями
больше проводить дидактических игр по подгруппам и индивидуально
особое внимание уделять речевым навыкам детей, предоставлять им возможность самим объяснять свои действия
при проведении игр необходимо учить детей быть внимательными, выносливыми по отношению друг к другу, учить их взаимовыручке;
дидактические игры должны побуждать детей анализировать ситуацию, сравнивать, сопоставлять и делать логические умозаключения;
эффективней всего использовать словесные и настольно-печатные игры, т. к. их можно применять и в различные режимные моменты